Астрономы раскрыли главную тайну существования колец Сатурна - «Космос» » Новости Дня Сегодня
Астрономы раскрыли главную тайну существования колец Сатурна - «Космос» 12:00 Вторник 0 483
17-10-2017, 12:00

Астрономы раскрыли главную тайну существования колец Сатурна - «Космос»

© NASA / JPL-Caltech/Space Science InstituteКольца Сатурна, покрытые его тенью

МОСКВА, 17 окт – Новости Дня. Последние снимки и научные данные с зонда "Кассини" помогли ученым выяснить, что кольца Сатурна продолжают существовать и не "сбежали" в космос в далеком прошлом из-за того, что их удерживают на месте семь лун планеты-гиганта, сообщает Лаборатория реактивного движения НАСА.

Сатурнианские кольца были открыты Галилео Галилеем в 1610 году, который посчитал их тремя крупными спутниками. В середине 17 века Христиан Гюйгенс выяснил, что "спутники" Галилея на самом деле являются кольцами, состоящими из мельчайших частичек пыли и льда. О природе этих колец ученые спорят до сих пор — часть планетологов полагает, что они возникли из осколков древней протопланеты, тогда как другие считают их продуктом недавних катаклизмов.

Астрономы раскрыли главную тайну существования колец Сатурна - «Космос»

Планетологи "померили" гигантское последнее кольцо Сатурна

Споров добавляет и то, что недавно зонд "Кассини" обнаружил, что Сатурн постепенно "высасывает" воду из своих колец, что заставило планетологов искать возможный источник их пополнения. Им, вероятно, является Энцелад – другие наблюдения "Кассини" показали, что гейзеры луны Сатурна постоянно пополняют запасы льда в кольце Е, одном из крупнейших внешних колец газового гиганта.

Как рассказывает Радван Таджеддин (Radwan Tajeddine), участник научной команды "Кассини" и планетолог из Корнеллского университета (США), другой проблемой является тот факт, что материя колец должна постепенно или падать на Сатурн, или "сбегать" в открытый космос. Анализ последних снимков "Кассини" показывает, что кольца должны были исчезнуть за несколько десятков или сотен миллионов лет после их рождения. Тем не менее, они существуют и сегодня, что заставляло ученых гадать, почему кольца не исчезли.

Причиной этого, как выяснили планетологи НАСА, являются семь спутников Сатурна, обитающих рядом с кольцами или прямо внутри них – Пан, Атлас, Прометей, Пандора, Янус, Эпиметей и Мимас.

Снимки и научные данные с "Кассини", полученные во время пролетов через кольца Сатурна, показывают, что эти луны стабилизируют два внешних кольца планеты, А и В, на чью долю приходится львиная масса газа и пыли. Спутники Сатурна, как обнаружили ученые, "тормозят" движение частичек пыли в этих кольцах и не дают им проникнуть на свои орбиты, что защищает кольца от распада и позволяет им сохранять ту четкую структуру, которую они имеют сегодня.

"Кассини" натолкнулся на необъяснимую аномалию магнитного поля Сатурна

Другие последние данные, собранные "Кассини", пока не позволили ученым раскрыть другие тайны Сатурна, а в некоторых случаях они сделали их еще более загадочными. К примеру, длительные наблюдения зонда за магнитным полем планеты не помогли астрономам выяснить, наклонена ли ее магнитная ось по отношению к оси вращения, что необходимо для вычисления точной продолжительности дня на "властелине колец".

Более того, если подобный наклон отсутствует в принципе, то это будет означать, что планетологи и геологи сегодня не до конца понимают те механизмы, которые связаны с появлением собственных магнитных полей у планет, что заставит ученых полностью переосмыслить то, что мы знаем об устройстве недр Сатурна, Юпитера и других планет-гигантов.

© NASA / JPL-Caltech/Space Science Institute Кольца Сатурна, покрытые его тенью МОСКВА, 17 окт – Новости Дня. Последние снимки и научные данные с зонда