Космические старты: какие спутники отправятся на орбиту этим летом - «Россия» » Новости Дня Сегодня
Космические старты: какие спутники отправятся на орбиту этим летом - «Россия» 13:00 Суббота 0 408
3-06-2017, 13:00

Космические старты: какие спутники отправятся на орбиту этим летом - «Россия»

— Какие запуски космических ракет запланированы на это лето в России?

—Есть ли практический и научный потенциалучастных и студенческих спутников?

— Что могут привнести «страны-новички» в исследование космоса?

Летний период обещает быть весьма оживлённым для космической индустрии. В июне после почти годового перерыва «Роскосмос» планирует запустить ракету «Протон-М». В июле в космос отправится первый российский спутник, полностью разработанный частным предприятием. Компания Илона Маска SpaceX, возможно, проведёт пуск самой мощной ракеты современности — Falcon Heavy, способной поднимать до 50 тонн. Кроме того, США открыто заявили о своих планах вывести на орбиту спутники-шпионы. О космических стартах наступившего лета RT рассказал популяризатор космонавтики Виталий Егоров. — Какие запуски космических ракет запланированы на это лето в России? — Первое, что ожидается — это пуск 8 июня «Протона» после более чем годового простоя. Там были проблемы с качеством изготовления, с проверками, испытаниями, с качеством двигателей. Сейчас вроде бы всё сертифицировано, готово к пускам, и теперь ракета должна вывести на орбиту спутник. Важно подчеркнуть, что пора пауз и переделок прекратилась, и сейчас нужно двигаться дальше. Это и должен обозначить «Протон». В частной космонавтике я бы советовал присмотреться к запуску спутника «Канопус-В-ИК», который должен лететь 14 июля. Он интересен попутной нагрузкой: двумя первыми космическими аппаратами, разработанными российской частной компанией по госконтракту. Это единственный случай в российской истории, когда государство заказало у частной компании спутники — именно конечный продукт. Стоит понаблюдать за результатами и эффективностью работы самих аппаратов. Пуск — это первый этап, а дальше всё зависит от качества изготовления и качества программы, заложенной на борту. Я надеюсь, мы сможем порадоваться частным снимкам из космоса. Той же ракетой должен полететь спутник «Маяк». Его начали разрабатывать студенты и энтузиасты, затем он вошёл в проект МАМИ. Его главная задача — отражать из космоса солнечные лучи и блестеть, как летящая звёздочка. На борту есть специальное механическое устройство, которое растягивает трёхгранную пирамиду из тонкой блестящей плёнки. Спутник разработали с идеей «Запусти свою звезду». Но главное — создатели спутника отработают технологию аэродинамического тормоза для малых космических аппаратов (такой тормоз установлен на «Маяке». — RT). Например, когда спутник отлетал своё и его надо сводить с орбиты, пригодится как раз подобный тормоз: благодаря торможению в верхних слоях атмосферы аппарат сможет быстрее спускаться и сгорать, не оставляя следов. —Есть ли практический и научный потенциалучастных и студенческих спутников? — Малые спутники, как правило, живут недолго, часто выходят из строя, на них не установишь большую антенну, чтобы послушать далёкие галактики, поэтому считается, что с маленькими спутниками большую науку не сделаешь. Прикладное же их применение с каждым годом растёт. Спутник, который снимает поверхность Земли, пять лет назад весил 500 кг, три года назад — 100 кг, а сейчас может весить 20 кг. Небольшие спутники дешевле, а благодаря микроэлектронике многие из них гораздо «умнее» и производительнее тех, которые полетели всего несколькими годами ранее. Возможность быстро доработать технологию и поставить более современную — это практически революционное свойство малых спутников. Большие долго строятся и проверяются, что позволяет аппаратам работать 10—15 лет, но пока они их не отработали, пока не собрана вся статистика этих спутников, новые будут строится, как и предыдущие. Накопление опыта, статистики отказов позволяют быстрее заменять то, что ломается, и делать конструкцию надёжнее и эффективнее. У студенческих спутников двойная задача: поучиться и испытать какую-нибудь технологию. В итоге студенты выходят из институтов с опытом запуска космических аппаратов. Кроме того, они создают свои стартапы, начинают разрабатывать свои спутники, и некоторые достаточно серьёзно преуспевают. Например, компания Planet запустила сервис, где появляются снимки Земли чуть ли не с еженедельными обновлениями и детализацией пять метров на пиксель. Это серьёзный показатель, который позволяет отслеживать большое количество изменений на поверхности. — На лето намечены несколько запусков ракет компании SpaceX. Как развивается ситуация с широко обсуждаемой «многоразовой» ступенью ракеты? Можно ли говорить, что это уже рабочая система, тесты которой успешно прошли? — Это, конечно, пока что тестовые запуски. Никаких средств они Илону Маску не экономят — пока что проводится послеполётное обследование ракет. Ракету изучают, находят те места, которые повреждены, думают, как заменить конструкцию, чтобы она не повреждалась. Те ракеты, которые запускает SpaceX, даже по два раза, — это пока расходный материал. Он нужен, чтобы определить, где конструкция требует доработок и как на самом деле построить многоразовую ракету. Когда-нибудь, вероятно, SpaceX дойдёт до того, что можно будет отправить ракету, за один день её вернуть, заправить и запустить снова. Ещё я надеюсь, что SpaceX осуществит запланированный пуск ракеты Falcon Heavy. Её хотели запускать осенью, но сейчас, кажется, собираются сделать это уже в августе. Если всё пройдёт по плану, это будет запуск самой мощной ракеты современности, способной поднимать до 50 тонн. — Сейчас в открытых источниках появилась информация о планах и времени запуска американских спутников слежения, в частности несколько из них отправятся в космос этим летом. Почему «секретные» сведения попали в открытый доступ и можно ли узнать, чем занимаются спутники-шпионы? — Куда они летят и чем будут заниматься, конечно, никто не скажет. А прятаться перестали, потому что ракета большая, пуск громкий, его не скроешь. Да и благодаря развитию астрономических, радиолюбительских сообществ за небом очень тщательно следят. Кое-что можно угадать по косвенным признакам. Некоторые любительские сообщества наблюдают за спутниками даже с биноклями: вот точка, если колеблется её огонёк, значит, спутник крутится. Любитель может посмотреть на него, сделать запись о том, какие сегодня были колебания. Они хорошо разбираются в своём деле, и найдут запущенный спутник, и даже смогут просчитать его орбиту. Поэтому сейчас уже бесполезно что-то прятать. А раз так, то можно запускать спутники открыто и заодно привлечь к себе внимание. По орбите, кстати, можно примерно определить, чем занимается аппарат. Так, спутники слежения на низкой околоземной орбите снимают поверхность. Если спутник запускается на геостационарную орбиту, скорее всего, это для радиолокации. Недавно запускали спутник с раскрывающимися антеннами, по слухам, чуть ли не до 100 м в поперечнике — он должен перехватывать телеметрию с летящих ракет. Ракеты во время полёта передают о себе какую-то информацию на базу — скорость, давление. А этот спутник должен ловить сигналы, чтобы узнать, чьи ракеты летают, что они собой представляют, что они могут — такого рода разведданные. — На начало июня Индия запланировала тестовый запуск своего первого околоземного спутника, а Китай в этом же месяце отправит на орбиту «Шицзянь-18». Кроме того, эти и другие страны заявляли о планах освоения космоса, в том числе других планет. Означает ли это, что современное крупное государство не может прожить без космоса? — Если посмотреть на Аргентину или Бразилию, то становится ясно, что современное достаточно крупное государство может прожить и без космоса. В то же время космонавтика — это сложная высокотехнологичная сфера, своего рода экономическая высшая лига, доступная только очень развитым государствам. Многие (например, Арабские Эмираты со своим заявлением о том, что собираются строить город на Марсе) активно продвигают межпланетную тематику, хотя у них не всегда есть даже свой околоземный спутник. Индия запустила спутник на Марс, и он уже несколько лет успешно летает. У Китая активная лунная программа, они собираются отправить туда луноход, доставить на Землю грунт и чуть ли не людей запустить. — Что могут привнести «страны-новички» в исследование космоса? — Определённый вклад они сделать могут.Китай, например, который находится в режиме догоняющего, условно не придумывает ничего своего, а повторяет то, что уже делали другие. Но повторяют они это именно функционально: сделать станцию, сделать космический корабль, полететь на космическом корабле на станцию. Они, скажем, сделали станцию, похожую на советский «Алмаз», и космический корабль, который похож на советский «Прогресс». Запустили, автоматически состыковали, а внутри роботизированная рука разгрузила «Прогресс», чтобы переложить припасы на станцию — вот такого в Советском Союзе не делали и представить себе такого не могли. То есть они копируют облик миссии, но при этом ставят свою электронику, своё программное обеспечение, закладывают свои задачи. Ещё об одном таком повторении заявила Япония. Они хотят повторить «Фобос-Грунт», но уже разработанный японскими конструкторами. Если посмотреть, как он полетит, как будет лететь к Марсу, что он будет делать возле Марса, как будет садиться на Марс, как полетит обратно — это полностью повторённая миссия «Фобос-Грунта», как она должна была бы проходить в 2011 году.