Американский рынок продолжает оставаться крупнейшим рынком сбыта китайских товаров. Зависимость США от китайских партнёров прослеживается практически во всех секторах американской экономики. Помимо рынка бытовых товаров и комплектующих к электронике, который занят китайскими производителями, существует ещё зависимость американской экономической системы от Китая, как от крупнейшего на сегодня кредитора США.
В последнее время американское правительство сделало много «открытий» о своей китайской зависимости, но самая страшная и опасная — это зависимость в военно-технической области.
Например, одно такое открытие было сделано ещё в самый разгар президентства Барака Обамы. Тогда, согласно докладу Счётной палаты, было выявлено массовое использование поддельных электронных комплектующих в военной технике армии США. Но ещё большим «сюрпризом» стало то, что львиная доля поддельных деталей была произведена в Китае. Оказалось, что комплектующие «made in China» к боевой технике армии США используются в истребителях F-15 и конвертопланах V-22. Основные боевые вертолёты «Апач», «Seahawk», транспортная авиация, ракетные комплексы американской противоракетной обороны, головной компьютер управления системой — везде были выявлены поддельные комплектующие, большая часть которых — из Китая. Другими словами, американская военная безопасность стала жертвой китайских подделок.
А недавно выяснился ещё и другой неприятный казус, который показывает возможные перспективы окончательно расстаться с самой идеей американской исключительности.
Неприятной новостью для «американской исключительности» стал элементарный дефицит квалифицированных кадров среди белых американцев. Это следует из опубликованного в прошлом году в The Washington Post исследования. Согласно статистическим данным американцы азиатского происхождения являются более образованными по сравнению с белыми американцами, что в свою очередь влечёт целый комплекс возможных последствий такой малообразованности белых американских граждан. Кроме того, высокий процент азиатоамериканцев, имеющих учёные степени, позволяет им получать больший доход и быть востребованными в сферах высоких технологий и инженерии. Как известно, именно эти сферы являются одними из ключевых для решения вопросов модернизации, в том числе и военно-промышленного комплекса.
И хотя The Washington Post оптимистично пытается преподнести это, как нюанс, который уравновешивается другими результатами исследования, но факт остаётся фактом — малообразованность значительной части американцев является поводом для обсуждения дефицита квалифицированных кадров. Очевидно, что кадровый дефицит в масштабах государства, затрагивает все сферы, в том числе и военную.
В свете высказываний Трампа об изменении миграционной политики и позиции США по отношению к Китаю можно ожидать, что в недалёком будущем межнациональное напряжение внутри страны станет большой проблемой для американской администрации.
То есть, в самом ближайшем будущем Трампу понадобиться либо пересмотреть взгляды на проблему мигрантов и национальных меньшинств внутри страны, либо получить к следующим выборам целые диаспоры американских граждан, которые не желают безропотно работать на благо американской экономики или будут потенциально готовы на сотрудничество с внешними «врагами».
Тот груз нерешённых проблем, который оставил после себя Барак Обама стал для Дональда Трампа замечательным поводом применить свою неиссякаемую энергию на изменение ситуации к лучшему. Другой вопрос, что понимает под «лучшим» сам Трамп и новая американская администрация.
Главное, чтобы Трамп не превратил всё в окончательный та-ра-рамп, то есть в очередное шоу с элементами политики. Опасность такого шоу заключается, прежде всего, в том факте, что США является ядерной державой, а при использовании в военной технике поддельных комплектующих всегда есть возможность сбоя. Причём, будет уже совершенно не важно, в Китае эти подделки произведены или в Канаде и Великобритании (которые тоже были отмечены в числе территорий, с которых поступила часть подделок). Также, дополнительный элемент риска несёт малообразованность обслуживающих военную технику граждан США.
Действия США, направленные на сдерживание Китая через наращивание американского военного присутствия в азиатском регионе, с учётом вышеизложенных обстоятельств, становятся такими же опасными для всей мировой обстановки, как и «эффективность» внешнеполитической агрессии Америки последних лет. То же самое можно сказать и о попытках укрепления связи с союзниками — Южной Кореей, Японией. Внутренние проблемы (Южная Корея) и новые внешнеполитические интересы (Япония) стран-союзников США делают саму идею об американском влиянии на азиатский континент не более, чем политической демагогией.
Действительно, американскому лидеру важнее сегодня решать внутренние проблемы, чем продолжать обострять ситуацию в отношениях с Китаем или Россией.
Тем не менее, сложившаяся ситуация заставляет Трампа лавировать, с одной стороны, между ростом военной мощи Китая и его влияния на мировую экономику и обеспокоенностью стран, зависимых от гарантий США по их безопасности (Южная Корея, Австралия, Япония) — с другой стороны. Да и какую гарантию безопасности может дать американская сторона, допустившая ещё в президентство Обамы массовое использование поддельных комплектующих в своей военной технике? При таком раскладе Трампу катастрофически необходимо будет придерживаться позиции «своя рубашка ближе к телу».