Из Аслана Гагиева — лидера преступной группировки, на счету которой десятки доказанных убийств, западные правозащитники и журналисты создают второго Сергея Магнитского. То есть эдакую жертву политических разборок внутри Кремля.
Шесть десятков убийств
Похоже, в деле банды Аслана Гагиева (известного под криминальными кличками Джако, Москвич и Большой брат) скоро будет поставлена точка. Верховный суд Австрии принял решение удовлетворить прошение заместителя генерального прокурора Геннадия Лопатина о его выдаче России.
Напомним, Гагиев был объявлен в международный розыск в феврале 2014 года Управлением уголовного розыска МВД по Северной Осетии: его обвиняли в организации преступного сообщества, на счету которого было множество убийств и покушений. В числе жертв преступников были, в частности, мэр Владикавказа Виталий Караев, вице-премьер Северной Осетии (а в прошлом также мэр Владикавказа) Казбек Пагиев, начальник УБОП МВД Северной Осетии Марк Мецаев, начальник уголовного розыска Северной Осетии Виталий Чельдиев, лидер общественно-политического движения «Вперед, Осетия!» Сослан Хугаев, владелец банка «Национальный капитал» Дмитрий Плытник, владелец банков «КредитТраст» и «Содбизнесбанк» Александр Слесарев (убит вместе с женой и 15-летней дочерью), председатель правления банка «Кутузовский» Олег Новосельский и многие другие.
В группировку входили бывшие и действующие сотрудники силовых органов. Сам Гагиев был заочно арестован Лефортовским районным судом Москвы в августе 2014 года. К тому времени он уже давно уехал из России и жил в Австрии — в венском пригороде Клостернойбурге, куда перевез и всю семью.
В январе 2015 года Аслан Гагиев по запросу Интерпола был задержан в Вене на железнодорожном вокзале Вестбанхоф бойцами полицейского спецназа Cobra. Во время ареста у Аслана Гагиева обнаружили поддельные документы — паспорт и водительские права Болгарии. Он был доставлен в тюрьму Йозефстад, где дожидался под стражей экстрадицию в Россию.
Адвокаты Гагиева из юридической конторы KollmannWolm доказывали, что в случае экстрадиции в России его ждет неминуемая смерть. В качестве доказательства они привели результаты медицинского исследования Гагиева, на теле которого якобы обнаружили следы от пыток.
В мае 2015 года Венский земельный суд по уголовным делам постановил экстрадировать Джако в Россию, однако уже в декабре апелляционная инстанция это решение отменила. А вскоре истек срок российского запроса на экстрадицию Гагиева, и в феврале прошлого года он был освобожден из-под ареста под залог в € 100 тысяч.
Однако затем Генеральная прокуратура направила повторный запрос на экстрадицию, который и был удовлетворен еще в ноябре 2016 года. Однако в апреле Верховный суд Австрии отложил экстрадицию, пока Генпрокуратура России не предоставит гарантии безопасности Гагиева. При этом австрийский суд ссылался на то, что с декабря 2015 года российская Конституция имеет приоритет над позицией Европейского суда по правам человека (то есть не все его решения обязательны к исполнению).
В то же время австрийцы ссылаются и на то, что имеются подтвержденные Европейским судом по правам человека факты пыток в российских следственных изоляторах и тюрьмах. Например, в 2015 году в суде Валерий Заев из Сахалинской области и Андрей Турбылев из Коми доказали, что милиционеры их незаконно задержали по подозрению в грабеже, а в отделении МВД мужчин пытали, выбивая показания.
Вмешалась уже и Польша
Любопытно, что австрийские органы юстиции рассматривали и другой запрос на экстрадицию Аслана Гагиева — от Болгарии, где его были намерены судить намерены за фальсификацию и использование официальных болгарских документов. Однако затем Генпрокуратура отказалась от уголовного преследования Гагиева якобы из-за «незначительности» преступления.
Сам Аслан Гагиев после того, как его отпустили под залог, дал большое интервью популярному австрийскому изданию Kurier, в котором называл уголовное дело в отношении его банды «политическим».
Сам Гагиев свое преследование связывает с тем, что некогда был владельцем 25% норвежской судостроительной компании Wadan Yards (ей принадлежали судоверфи в Германии и на Украине). При этом, стоит напомнить, группировке Джако следствие вменяет в том числе и заказное убийство Андрея Бурлакова, председателя совета директоров компании Wadan Yards.
Одним из бизнес-партнеров Гагиева являлся Наиль Малютин, который также уехал в Австрию. В 2012 году он провел весьма «продуктивную» встречу с немецким государственным прокурором, на которой рассказал о незаконном источнике средств, на которые были приобретены судоверфи.
Вскоре после этого в отношении Малютина было возбуждено уголовное дело, он также был заочно арестован в России и объявлен в международный розыск.
Ему вменили мошенничество в особо крупном размере: по версии следствия, еще в 2008 году он похитил почти 253 млн. рублей, предназначенных на поставку самолетов Ил-114 из Узбекистана в Татарстан, и на эти деньги купил виллу в испанском курортном городе Пальма-де-Майорка (на улице Сольерик). По версии следствия, в этой финансовой афере участвовал именно Аслан Гагиев (использовавший подложные документы на имя Сергея Морозова).
В декабре 2014 года Малютин был арестован в Австрии по материалам, переданным Россией Интерполу. А в июле 2015 года (спустя два месяца после рассмотрения запроса по Гагиеву) Венский земельный суд по уголовным делам решил выдать Малютина России. Однако в декабре 2016 года Верховный суд Австрии данное решение отменил, посчитав дело политически мотивированным.
Точка в этом деле еще не поставлена. Много усилий к тому, чтобы показать дело Малютина именно «политическим», приложил польский правозащитный фонд «Открытый диалог» (он не скрывает свою резко критическую позицию по отношению к России). Эксперты фонда отслеживают ход дела, публикуя отчеты (на разных языках, кстати), сравнивая Малютина с Сергеем Магнитским.
Сравнение отнюдь не случайное. Магнитский, напомним, что это юрист и аудитор, замешанный в деле инвестиционного фонда Hermitage Capital Management (его владелец Уильям Браудер заочно осужден в России к девяти годам колонии за уклонение от уплаты налогов). Он умер в 2009 году в изоляторе «Матросская тишина», после чего США ввели в отношении России жесткие санкции (они получили название «Пакт Магнитского»).
Уже двое — в колонии пожизненно
Как видно, вопрос с экстрадицией Аслана Гагиева из Австрии решен окончательно, а вот в деле Наиля Малютина еще предстоит поставить точку. Экстрадиции из Греции ждет еще один предполагаемый член банды Артур Джиоев, а в июле 2015 года власти Черногорории выдали России выдали предполагаемого члена банды Ивана Багаева.
Между тем, в России уже осуждены многие члены банды Джако. Одним из первых, еще в августе 2011 года Верховным судом Северной Осетии, был приговорен к 19,5 годам лишения свободы Александр Джуссоев (который считался главным «связным» Джако).
10 лет колонии строгого режима получил Алан Джаджиев, 13,5 лет — Маирбек Карданов, по 15 лет — Аркадий Дзитиев и Георгий Дзугутов, по 16 лет — Батрадз Гиоев и Азамат Сидаков, 17 лет — Тамерлан Козырев, по 18 лет — Мисост Челохсаев и Валерий Плиев, 19 лет — Олег Дзарахохов, 20 лет — Чермен Сугаров, по 22 года — Роберт Багаев и Артур Тибилов, а Олег Гагиев (по кличке Ботэ) и Олег Хамицев отправились в колонию пожизненно. И это лишь часть осужденных.
В прошлом году член преступного сообщества Аркадий Габалов (он оказывал Джако юридические услуги) был приговорен к 6,5 годам колонии, а киллер Евгений Яшкин отправится на принудительное психиатрическое лечение.