Салам, Париж - «Мир» » Новости Дня Сегодня
Салам, Париж - «Мир» 00:00 Вторник 0 593
7-11-2017, 00:00
Мир 593 0

Салам, Париж - «Мир»


Салам, Париж - «Мир»

Продолжение серии репортажей из Франции, начало здесь и здесь.

Первая мечеть во Франции, с момента исчезновения мусульман с юга страны в девятом веке, была построена в Марселе при так называемом «турецком кладбище» (разрушенном во время Французской революции). Позже крохотная мечеть была построена в Париже — при ходатайстве Оттоманского посольства во Франции, на выделенном в 1856 году участке на кладбище Пер-Ляшез, предназначенном для захоронения мусульман 85-й дивизии, но с годами она обветшала.

Решение о строительстве Большой мечети Парижа (иногда она именуется парижской Соборной мечетью) было принято сразу после битвы при Вердене, чтобы воздать должное мусульманам, которые сражались за Францию. Её строительство финансировалось французским государством в соответствии с законом от 19 августа 1920 года, согласно которому был предоставлен грант в размере 500 000 франков для строительства Мусульманского института, включающего мечеть, библиотеку, учебное заведение и зал для конференций, причём этот закон отступал от французского принципа отделения церквей от государства. Строительство было осуществлено на месте бывшей больницы Питие.

За образец была взята мечеть Эль-Карауйин в Фесе (одна из самых значительных мечетей в Марокко и одна из старейших в мире), ее декоративную часть создавали мастера Северной Африки с использованием традиционных материалов в испано-мавританском стиле. Минарет высотой 33 м был создан по образцу мечети Зитун в Тунисе.


Первый камень был заложен в 1922 году, а открытие состоялось 15 июля 1926 года в присутствии президента Франции Гастона Думерга и султана Марокко Мулай Юсефа. Во время оккупации Франции нацистской Германией живущие во Франции мусульмане, участники французского Сопротивления, способствовали спасению британских парашютистов и поиску убежища для них на территории Большой мечети. Мусульманское подполье и мечеть помогали также многим еврейским семьям, размещая их здесь, в ожидании документов, по которым те могли бы перебраться в зону Виши, пересечь Средиземное море и добраться до Магриба.

Министр внутренних дел Франции Гастон Деффер в 1980-х годах снял опеку над мечетью министерства и города Парижа, что позволило Алжиру финансировать треть её бюджета, который в 2015 году составлял 1,8 млн евро. В настоящее время Большая мечеть координирует, пусть и не напрямую, деятельность почти всех мечетей страны, за исключением некоторых салафитского толка.

Мечеть расположена на участке площадью 7500 м² и включает в себя: молитвенный зал, который может вместить 1000 человек; медресе; библиотеку; конференц-зал; арабские сады общей площадью 3 500 м2; вспомогательные помещения: ресторан «У дверей Востока» с традиционной кухней Магриба, чайная, хамам (баня, только для женщин), бутики традиционных арабских изделий.

Большая мечеть Парижа включена в список исторических памятников. Она входит в туристские путеводители и немало иностранных туристов, в большинстве своём они отнюдь не мусульманского вероисповедания, приходят посмотреть её, женщинам вход туда разрешён. Цены в ресторане и чайной для Парижа являются средними, но они постоянно заполнены туристами, желающими насладиться восточной экзотикой.

Я решил своими глазами посмотреть, что представляет собой главный центр ислама во Франции. Вышел из метро в нужном районе, спросил дорогу у двух школьников лет шестнадцати, один из которых внешне был явно арабского происхождения:

— А мы не знаем, — последовал ответ.

— Да это в нескольких кварталах от вас, а вот ты вообще арабского происхождения, и не знаешь, где находится Большая мечеть, какой позор!

— Но я не хожу в мечеть.

— Можешь не ходить, но знать-то ты должен, где она находится, тем более это же твой район!

Вход внутрь комплекса мечети для туристов платный, три евро. Можно фотографировать, в том числе и молитвенный зал, но только тогда, когда там не проводятся богослужения. Сад, который олицетворяет в мусульманской традиции рай, очень ухоженный и красивый.


Я поговорил с пресс-атташе мечети Слимана Надура (Slimane Nadour). Вначале он был несколько насторожен, и его можно понять — ситуация вокруг ислама во Франции в настоящее время политизирована, идут всякого рода провокации. Я представился, рассказал, как именно собираюсь освещать («никогда не лезу в религиозные вопросы») и ситуация разрядилась. Тем более что Надур — сам бывший журналист, ситуацию в этой сфере знает не понаслышке.

— О строительстве нашей мечети. Хотя во Франции действовал закон об отделении церкви от государства, при возведении мечети его обошли, строительство финансировали власти тогда ещё французского Алжира, где этот закон не имел силы. Деньги давали и некоторые арабские страны, но в меньшей степени. У нас самый высокий минарет из всех мечетей Франции, но нюанс в том, что он лишь элемент архитектуры, по действующему в стране законодательству оттуда нельзя осуществлять призывы к молитве, мы делаем это внутри комплекса мечети. И уже в ходе строительства было известно, что он использоваться по своему прямому назначению не будет. Наша мечеть является национальным наследием французского ислама.

Обратите внимание на две мемориальные доски в саду — мусульманам, погибшим за Францию во время Первой мировой (сто тысяч) и Второй мировой войн.

Можно говорить о том, что Большая мечеть — следствие колониальной политики Франции как мощной колониальной державы. Сегодня она является дипломатическим инструментом, дипломатическим вектором. В настоящее время во Франции проживает шесть миллионов мусульман.

Наша цель — чтобы «ислам во Франции» стал «исламом Франции». И наша Большая мечеть работает в этом направлении.


Продолжение серии репортажей из Франции, начало здесь и здесь. Первая мечеть во Франции, с момента исчезновения мусульман с юга страны в девятом веке, была построена в Марселе при так называемом «турецком кладбище» (разрушенном во время Французской революции). Позже крохотная мечеть была построена в Париже — при ходатайстве Оттоманского посольства во Франции, на выделенном в 1856 году участке на кладбище Пер-Ляшез, предназначенном для захоронения мусульман 85-й дивизии, но с годами она обветшала. Решение о строительстве Большой мечети Парижа (иногда она именуется парижской Соборной мечетью) было принято сразу после битвы при Вердене, чтобы воздать должное мусульманам, которые сражались за Францию. Её строительство финансировалось французским государством в соответствии с законом от 19 августа 1920 года, согласно которому был предоставлен грант в размере 500 000 франков для строительства Мусульманского института, включающего мечеть, библиотеку, учебное заведение и зал для конференций, причём этот закон отступал от французского принципа отделения церквей от государства. Строительство было осуществлено на месте бывшей больницы Питие. За образец была взята мечеть Эль-Карауйин в Фесе (одна из самых значительных мечетей в Марокко и одна из старейших в мире), ее декоративную часть создавали мастера Северной Африки с использованием традиционных материалов в испано-мавританском стиле. Минарет высотой 33 м был создан по образцу мечети Зитун в Тунисе. Первый камень был заложен в 1922 году, а открытие состоялось 15 июля 1926 года в присутствии президента Франции Гастона Думерга и султана Марокко Мулай Юсефа. Во время оккупации Франции нацистской Германией живущие во Франции мусульмане, участники французского Сопротивления, способствовали спасению британских парашютистов и поиску убежища для них на территории Большой мечети. Мусульманское подполье и мечеть помогали также многим еврейским семьям, размещая их здесь, в ожидании документов, по которым те могли бы перебраться в зону Виши, пересечь Средиземное море и добраться до Магриба. Министр внутренних дел Франции Гастон Деффер в 1980-х годах снял опеку над мечетью министерства и города Парижа, что позволило Алжиру финансировать треть её бюджета, который в 2015 году составлял 1,8 млн евро. В настоящее время Большая мечеть координирует, пусть и не напрямую, деятельность почти всех мечетей страны, за исключением некоторых салафитского толка. Мечеть расположена на участке площадью 7500 м² и включает в себя: молитвенный зал, который может вместить 1000 человек; медресе; библиотеку; конференц-зал; арабские сады общей площадью 3 500 м2; вспомогательные помещения: ресторан «У дверей Востока» с традиционной кухней Магриба, чайная, хамам (баня, только для женщин), бутики традиционных арабских изделий. Большая мечеть Парижа включена в список исторических памятников. Она входит в туристские путеводители и немало иностранных туристов, в большинстве своём они отнюдь не мусульманского вероисповедания, приходят посмотреть её, женщинам вход туда разрешён. Цены в ресторане и чайной для Парижа являются средними, но они постоянно заполнены туристами, желающими насладиться восточной экзотикой. Я решил своими глазами посмотреть, что представляет собой главный центр ислама во Франции. Вышел из метро в нужном районе, спросил дорогу у двух школьников лет шестнадцати, один из которых внешне был явно арабского происхождения: — А мы не знаем, — последовал ответ. — Да это в нескольких кварталах от вас, а вот ты вообще арабского происхождения, и не знаешь, где находится Большая мечеть, какой позор! — Но я не хожу в мечеть. — Можешь не ходить, но знать-то ты должен, где она находится, тем более это же твой район! Вход внутрь комплекса мечети для туристов платный, три евро. Можно фотографировать, в том числе и молитвенный зал, но только тогда, когда там не проводятся богослужения. Сад, который олицетворяет в мусульманской традиции рай, очень ухоженный и красивый. Я поговорил с пресс-атташе мечети Слимана Надура (Slimane Nadour). Вначале он был несколько насторожен, и его можно понять — ситуация вокруг ислама во Франции в настоящее время политизирована, идут всякого рода провокации. Я представился, рассказал, как именно собираюсь освещать («никогда не лезу в религиозные вопросы») и ситуация разрядилась. Тем более что Надур — сам бывший журналист, ситуацию в этой сфере знает не понаслышке. — О строительстве нашей мечети. Хотя во Франции действовал закон об отделении церкви от государства, при возведении мечети его обошли, строительство финансировали власти тогда ещё французского Алжира, где этот закон не имел силы. Деньги давали и некоторые арабские страны, но в меньшей степени. У нас самый высокий минарет из всех мечетей Франции, но нюанс в том, что он лишь элемент архитектуры, по действующему в стране законодательству оттуда нельзя осуществлять призывы к молитве, мы делаем это внутри комплекса мечети. И уже в ходе строительства было известно, что он использоваться по своему прямому назначению не будет. Наша мечеть является национальным наследием французского ислама. Обратите внимание на две мемориальные доски в саду — мусульманам, погибшим за Францию во время Первой мировой (сто тысяч) и Второй мировой войн. Можно говорить о том, что Большая мечеть — следствие колониальной политики Франции как мощной колониальной державы. Сегодня она является дипломатическим инструментом, дипломатическим вектором. В настоящее время во Франции проживает шесть миллионов мусульман. Наша цель — чтобы «ислам во Франции» стал «исламом Франции». И наша Большая мечеть работает в этом направлении.

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl