Открытие представительств Константинопольского патриархата («подворий») в Киеве и Львове, о котором «Вестям» рассказал источник в УПЦ, может иметь целью создание параллельной церкви на базе УАПЦ, что приведет к разделению мирового православия на несколько групп, а внутри Украины — остановит межцерковный диалог.
По данным источника «Вестей», Фанар — так называется исторический район, где располагается резиденция патриарха Варфоломея в Стамбуле, — думает об открытии «подворий» в Киеве и Львове, причем рассмотреть вопрос могут уже на ближайшем заседании Священного Синода патриархата. «Фанар получит возможность на месте контролировать развитие православия в Украине, упростятся контакты с УПЦ КП и УАПЦ — плюс, ускорятся процессы создания параллельной УПЦ канонической структуры в Украине, не исключено, что на базе УАПЦ», — пояснил наш собеседник.
Любопытно, что речь идет об открытии «подворья» именно во Львове — оттуда удобно добираться во все значимые епархии УАПЦ, расположенные на западе страны.
«Недавно „патриарх Филарет“ (творческий псевдоним Михаила Денисенко — RN) заявил, что не будет подчиняться Константинополю, — это можно считать маркером: „Киевский патриархат“ тут ни при чем», — уточнил «Вестям» политолог Алексей Якубин.
В УАПЦ факт диалога не отрицают. «По действующим каноническим нормам, Константинополь имеет право не только открывать „подворья“ на территории Украины, но и полностью восстановить юрисдикцию — скажем, в форме церковной структуры: сначала — на правах, коими украинская церковь пользовалась до 1686 года, после — как структура в составе Константинопольского патриархата, с правом полной автокефалии, — подтвердил „Вестям“ епископ УАПЦ Виктор Бедь. — Архиерейский Собор УАПЦ принял обращение к Константинопольскому патриархату о решении украинского вопроса по церковному строительству и готов рассмотреть любые предложения».
Религиовед Алексей Смирнов называет модель, по которой Фанар может участвовать в религиозной жизни Украины: она была применена в Эстонии в 90-х, где ряд приходов перешел в юрисдикцию Константинополя, а ряд — остался под влиянием РПЦ.
Но это будет не автокефалия, а именно переход в юрисдикцию, и это будет начало фактической войны между Фанаром и РПЦ. У Константинополя уже есть опыт принятия в свою юрисдикцию украинских церквей: в конце 80-х — начале 90-х он принял приходы УАПЦ в США и Канаде
Если решение Константинополя будет положительным, радикального ухудшения отношений между РПЦ и Константинополем не избежать. «Он должен согласовывать такие вещи с РПЦ и УПЦ. Ведь территория формально закреплена за ними», — считает Якубин. Архиепископ УПЦ Феодосий полагает, что при самом пессимистичном сценарии речь пойдет о долгосрочном каноническом противостоянии нескольких групп поместных православных церквей.
«По сути, разделении мирового православия, — уточнил иерарх. — Для Украины это означает легализацию канонической церковной структуры, параллельной УПЦ, а это двоякий вред: во-первых, будет законсервировано церковное разделение. Во-вторых, углубится разлом в и без того ослабленном обществе, теперь уже и по религиозному признаку».