Относительный успех Mitsubishi Pajero Sport побудил Toyota вывести на российский рынок близкий по духу автомобиль — Fortuner. Его идеологический предок, Toyota 4Runner, когда-то ввозился к нам серым импортом, но с тех пор утекло немало воды. Так нужен ли сейчас Fortuner?
Классика жанра
Пусть это новая модель, ее сходу можно признать классической по совокупности технических признаков: рамный «фундамент», зависимая задняя подвеска, «железный» полный привод, понижающая передача, блокировка заднего дифференциала. Fortuner построен на базе пикапа Hilux, хотя и отличается от него пружинной задней подвеской и пятидверным кузовом. Но, главное, это внедорожник без примесей.
При его выводе на рынок была одна проблема, которую Toyota решила весьма неожиданно. А суть вот в чем: Pajero Sport с трансмиссией SuperSelect позволяет ездить на заднем приводе ради экономии топлива или на полном приводе. Причем — постоянно. Это подразумевает, что трансмиссия имеет три дифференциала, включая межосевой.
У Toyota подобной трансмиссии нет. На Land Cruiser Prado стоит постоянный полный привод, но для младшего брата, «Фортьюнера», использовали более простую схему с жестким подключением передних колес — так называемый part time: следствие унификации с пикапом.
А привод part time, как известно, предполагает использование лишь в сложных условиях и для постоянной езды не предназначен. Получается странная история: покупает человек серьезный полноприводник, но в обычной жизни должен ездить на заднем приводе. Несолидно, особенно на фоне возможностей Pajero Sport.
Поэтому менеджеры по продажам Toyota предлагают использовать полный привод без ограничений. «На любых покрытиях, с любой скоростью», — напутствовали они меня. Я узнал у коллег: подобные рекомендации выдавались и другим участникам тест-драйвов.
На своей машине я бы не стал ездить с «жестким» полным приводом постоянно: это и повышенный износ шин, и ненужная нагрузка на трансмиссию, в том числе термическая. Наконец, это может сказать на управляемости.
Когда part time не портит
Впрочем, если некоторые внедорожники с приводом part time в самом деле превращаются в утюги, которые поворачивают нехотя и не туда, Fortuner с включенным 4WD едет более-менее интуитивно. Включив и выключив привод несколько раз, я понял, что в заднеприводном варианте рулевое чуть легче и кажется более точным, но в целом проблем нет. На скользких покрытиях можно активнее работать газом, затягивая машину в поворот — конечно, если шины достаточно цепкие.
Общий вывод такой: на сухом асфальте, тем более летом, насиловать полный привод незачем. Но в снегопад вполне можно задействовать потенциал трансмиссии даже при городской езде. Имея при этом в виду необходимость отключить ее, когда снег сойдет.
На пересеченной местности жесткий полный привод эффективен: даже остановившись в неудобной позе, промеж кочек или на склоне, Fortuner мягко берет с места. Просвет в 22,5 см неплох сам по себе, но важнее, что первый контакт принимает на себя либо «пузырь» защиты двигателя, либо задний мост, либо рама — пластик находится выше «ватерлинии».
Хороша и ходовая часть: крепкая подвеска и мясистые колеса отражают серьезные удары, что естественно для такого автомобиля, но еще интереснее, что нет грузовой тряски и зуда на обычном асфальте. Машины на базе пикапов частенько грешат тремором на полуразбитых дорогах, но Fortuner кажется довольно комфортным по меркам класса.
Правда, с шумоизоляцией все не так радужно: лепту вносит и дизель, и колеса, и шум ветра. Если бы речь шла о сугубо утилитарном автомобиле, я бы не придирался, но с учетом цены Fortuner ожидаешь от него большей деликатности.
А еще — лучшей динамики. Силовой агрегат роднит его с Land Cruiser Prado: это 2,8-литровый дизель (177 л.с.) и шестиступенчатый автомат. Но тяжелому автомобилю двигателя хватает для спокойной езды по городу, а на обгонах приходится целиться получше, потому что большого запаса на ошибку он не оставляет. Обороты при этом погуливают, реагируя на движения правой стопы, что не дает ощущения прямой связи между педалью газа и двигателем.
Эргономика Fortuner по мерка рамных внедорожников вполне убедительна. Придраться можно к бликующему и не очень чувствительному сенсорному экрану, который заменил ряд «физических» кнопок, и к избыточности в отделке салона: имитация дерева и недорогая кожа не придают ему шика, но, например, руль делают скользким.
Пятидверный салон удобнее для ежедневной эксплуатации, чем у донора-Хайлакса. Тем не менее, в сравнении с близкими по размерам паркетниками Fortuner отличается низкой высотой потолка (из-за рамы) и багажником, лишенным особенных удобств: ни подпола, ни шторки, ни органайзеров. Объем отсека большой, и, в отличие от Pajero Sport, Fortuner продается сразу в семиместном исполнении. Два сиденья третьего ряда прижимаются к боковинам, раскладываются легко, но для перевозки взрослых подходят едва ли.
Между Pajero Sport и Land Cruiser Prado
Как и у многих внедорожников сегодня, у Fortuner есть определенные проблемы с позиционированием. В идеале такой автомобиль должен быть не очень дорогим и простым — чтобы не жалко было использовать по назначению. Но импортируемый из Таиланда Fortuner по умолчанию не может быть дешевым (как недешев Hilux), поэтому лезть из кожи вон для конкуренции с уазиками и подержанными машинами бессмысленно. Вместо этого Fortuner приблизили к Land Cruiser Prado: поэтому, наверное, появились эти кожано-деревянные вставки в салоне и хорошее оснащение. Версию с дизелем оценили минимум в 2,6 млн. рублей, зато уже в базе есть полный набор подушек, система стабилизации, климат-контроль, мультимедийная система, автомат.
Буквально в дни теста на рынок вывели бензиновые Fortuner с механической коробкой передач — цена стартует от 2 млн. рублей, но и комплектация проще дизельной: нет боковых подушек и шторок, камеры заднего вида, климата, легкосплавных дисков, ксеноновых фар, подогрева руля и сидений. Более сбалансированной выглядит версия за 2,35 млн. рублей, которая включает автомат и многое оборудование дизельных вариантов.
Главное, Toyota удалось чуть понизить ценовую планку относительно близких по оснащению Pajero Sport, хотя тот может похвастаться восьмиступенчатым автоматом и трансмиссией SuperSelect. Кроме того, его младшие версии оснащаются дизелем.
Для Fortuner определенной проблемой является и наличие Land Cruiser Prado, который при прочих равных ощутимо дороже, зато крупнее, солиднее, и имеет постоянный полный привод.
Найдет ли Fortuner покупателей? В прошлом году Pajero Sport разошелся тиражом под 5000 автомобилей, что неплохо с учетом исчезающего внедорожного сегмента, а значит, рынок для таких машин есть. В пользу Toyota как минимум говорит репутация производителя, который знает толк в полноприводниках. Конкуренция с Pajero Sport обещает быть жаркой.