Мэр Москвы Сергей Собянин выступил в поддержке предложение Совета по правам человека при президенте РФ (СПЧ) о запрете въезда неэкологичных автомобилей в определенные районы столицы. Об этом сообщается на сайте Совета.
"Правительство Москвы готово оказать содействие в решении вопроса по введению в городе зон с ограничением въезда транспортных средств низких экологических классов в отношении всех транспортных средств, администрируемых средствами фотовидеофиксации", – говорится в письме Собянина в адрес СПЧ.
Как пишет "Коммерсант", СПЧ выработал рекомендации по борьбе с загрязнением воздуха на востоке Московского региона для Минприроды, Госдумы и столичной мэрии в октябре прошлого года. В них правительству Москвы предлагалось "определить местоположение зон, требующих закрытия для въезда транспорта низкого экологического класса", и установить категории автомобилей, на которые распространяются ограничения. 23 января вице-премьер Максим Акимов поручил правительствам Москвы и Санкт-Петербурга совместно с Минтрансом, МВД, Минпромторгом и Минприроды до 4 марта проработать и представить "дорожную карту" введения зон ограничения движения транспорта низких экологических классов в Москве и Петербурге.
В СПЧ полагают, что одним из возможных путей решения проблемы загрязнения воздуха в крупных городах является введение ограничений для транспорта классов "Евро-0", "Евро-1", "Евро-2" и "Евро-3". По данным агентства "Автостат", в 2016 году общая доля таких машин в столице составляла 40%.
Напомним, 1 июля 2018 года в России вступила в силу новая редакция ПДД. В ней появились дорожные знаки, ограничивающие въезд неэкологичного транспорта. 30 декабря 2018 года в силу вступил закон "Об организации дорожного движения", позволивший регионам вводить ограничения на проезд транспорта в зависимости от экологического класса. По всей видимости, Москва может стать первым регионом, который воспользуется этой возможностью.
В каких именно районах Москвы могут быть введены ограничения для автомобилей низких экологических классов, пока не сообщается. При этом, по мнению эксперта "Гринпис России" Василия Яблокова такие ограничения должны распространяться на все районы столицы с плотной жилой застройкой, а начать вводить запреты на въезд логично с центра, где ежедневно бывает больше всего людей. По оценке Яблокова, ограничения на въезд автомобилей с двигателями классов "Евро-3", "Евро-2", "Евро-1" и "Евро-0" к 2030 году приведут к снижению на 22–27% загрязнения воздуха при условии, что эта мера будет сочетаться с развитием общественного транспорта, а также велосипедной и пешеходной инфраструктуры.
Как отмечает издание, реализация инициативы СПЧ требует изменения ГОСТов, касающихся применения дорожных знаков. Кроме того, пока не ясно, как именно можно контролировать въезд транспорта в районы, где будут действовать экологические ограничения. Так, сейчас дорожные камеры руководствуются данными информационной системы ГИБДД, но данные об экологическом классе двигателя начали вноситься в свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС) лишь с 2011 года. Это означает, что система не сможет определить класс машины, выпущенной ранее, хотя ее двигатель может соответствовать классу "Евро-4" и выше. Эта неопределенность сохранится до 1 июля 2021 года, когда в силу вступит пункт ПДД, запрещающий машинам без указания экологического класса в СТС проезжать под соответствующий знак.