Украинские радикалы продолжают акции по блокированию дочерних предприятий российских банков, о которых уже писала «СП». «Активисты» не ограничились наклейкой стикеров и выведением из строя банкоматов, но даже забетонировали вход в одно из отделений «Сбербанка Украина». При этом правоохранители не предпринимали никаких действий, чтобы им помешать.
14 марта российский МИД отреагировал на события вокруг банков с российским капиталом. Внешнеполитическое ведомство обвинило Киев в попустительстве и даже способствовании радикалам, но указало на то, что такими действиями украинские власти только навредят собственным гражданам. Ведь работают эти банки «на благо украинской экономики».
«Найден очередной „страшный враг“, от которого, мол, происходят все беды на Украине — это банки с российским капиталом, давно и успешно работающие в стране на благо ее же экономики, финансовой системы и в интересах многочисленных украинских вкладчиков. И опять хулиганствующие „активисты“ при фактическом попустительстве правоохранительных органов блокируют работу отделений банков, создают препятствия для их нормального функционирования. Более того, некоторые члены нынешнего кабинета министров прямо подстрекают радикалов к противоправным действиям», — говорится в заявлении МИД РФ.
Далее дипломаты задаются вопросом, кому выгодна данная ситуация и блокирование банков. «Не будет ли создание проблем для этих банков „выстрелом себе в ногу“ нынешней украинской власти?» — спрашивают в ведомстве.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров призвал украинские власти обеспечить безопасность российских банков на Украине и заявил, что у Киева есть обязательства соблюдать «неприемлемость и недопустимость какого-то самосуда». Лавров назвал ситуацию, происходящую на Украине у центрального офиса Сбербанка в Киеве, нарушением закона и прав собственности.
На самом деле, препятствование работе банков с российским капиталом прежде всего дестабилизирует финансовую систему Украины. Ведь одни только дочерние предприятия «Сбербанка» занимают шестое место по объему активов среди всех банков «незалежной». Всего же вклады украинцев в российских «дочках» составляют около 38 млрд. гривен (1,366 млрд долл.)
Киевский политолог Алексей Якубин убежден, что за этой самоубийственной акцией стоят вполне конкретные политические интересы.
— Тут есть несколько аспектов. Во-первых, в последнее время «Сбербанк» и другие украинские банки с иностранным, прежде всего, российским, капиталом стали пользоваться спросом у граждан, которые начали перекладывать туда свои средства из национализированного «ПриватБанка». Возник отток депозитов из этого уже государственного банка, что не нравится властям. Так что дело может быть в банальной конкуренции.
Во-вторых, власть начинает новую информационную кампанию по отвлечению граждан от социально-экономических проблем в стране. Вскоре может быть принят новый Меморандум сотрудничества с МВФ, который, в первую очередь, ударит по социально незащищенным слоям населения. Им будет очень непросто, и власть пытается сыграть на опережение и переключить внимание общества на другую тему. Вместо того, чтобы отвечать на вопросы о том, почему ситуация в экономике не улучшается, почему миллионы украинцев вынуждены работать гастарбайтерами, они делают козла отпущения из «Сбербанка».
В-третьих, свою роль в обострении ситуации вокруг банков сыграла блокада Донбасса.
«СП»: — Каким образом?
— Блокаду инициировала партия «Самопомощь», которая за счет этих действий пытается решить проблему имиджа своего лидера, мэра Львова Андрея Садового, сильно пострадавшего после «мусорного скандала». В то же время, у некоторых политических сил появилось желание создать новую правую партию под названием «Национальный корпус» на базе батальона «Азов». Эту партию связывают с действующим министром внутренних дел Арсеном Аваковым.
То, что мы видим сейчас вокруг «Сбербанка» — попытка этой политсилы совершить то, что технологами называется «всплытие». То есть создание громких информационных поводов, чтобы заявить о себе. Они почувствовали ревность из-за того, что очень большое внимание медиа была уделено «Самопомощи» и блокаде Донбасса. Вот и решили встроиться в эту информационную повестку и начать со «Сбербанка». То есть рубить сук, на котором сидит Украина. Ведь именно из России Украина в прошлом году получила наибольший объем инвестиций на докапитализацию банков с российским капиталом.
Не думая об этом, «Национальный корпус» использует ситуацию со «Сбербанком», чтобы привлечь к себе внимание СМИ и усилить свое медийное присутствие в политпространстве страны, куда им пока не удается вписаться.
«СП»: — А как эта блокада скажется на экономике Украины?
— Мы уже слышали заявление «Оппозиционного блока», что закрытие «Сбербанка» приведет к тому, что украинская банковская система, которая после национализации «ПриватБанка» и так находится далеко не в лучшем состоянии, еще больше ощутит на себе последствия кризиса. Это может негативно сказаться на притоке валюты в страну, вызвать девальвацию гривны. Такая деятельность принесет неоспоримый вред экономике. Но для некоторых политиков ущерб, который они нанесут собственным гражданам, вполне допустим, если позволит им набрать какие-то пиар-дивиденды.
Бесперебойная работа банков с иностранным капиталом должна помочь стабилизировать финансовую систему страны. Их закрытие, напротив, отбросит финансовую систему на годы назад. У многих украинских банков есть проблемы с корреспондентскими счетами. Да и у граждан огромное недоверие к отечественным финучреждениям. За последние несколько лет было закрыто уже свыше 80 украинских банков.
Депозитный портфель того же «Сбера» составляет 18 миллиардов гривен. Откуда государство будет брать деньги, чтобы компенсировать эту сумму вкладчикам? Существует Фонд гарантирования вкладов, но он и так выплачивал огромные суммы по линии других закрытых банков. На компенсацию убытков от закрытия банков с российским капиталом у государства банально нет денег. Поэтому слова о выстреле в ногу вполне оправданы.
Мы видим, что правоохранительные органы очень слабо реагируют на эту ситуацию. Это наталкивает на мысль о том, что связь между Арсеном Аваковым и происходящим действительно есть. Очевидно, министр просто дает связанной с ним политической силе возможность создать политический перфоманс и стать популярнее.
«СП»: — А если Киев пойдет по пути национализации, как с «ПриватБанком»?
— Между этими ситуациями большая разница. «Сбербанк» — это банк с иностранным капиталом, а «Приват» — национальный. В случае с последним была договоренность с одним конкретным олигархом, Игорем Коломойским, о том, как будут проходить выплаты, каким образом будет проводиться рефинансирование и вливание средств и так далее. Не думаю, что подобный сценарий возможен в случае со «Сбербанком». Это часть банковской сети, и попытка остановить его работу будет значить, что его средства, в том числе кредитные портфели и депозиты, окажутся в более проблематичной ситуации, чем это было с «Приватом».
Не говоря уже о том, каким сигналом эта история станет для международных инвесторов. Наши политики любят рассказывать о привлечении зарубежных инвестиций, но если «Сбербанк», который работал по украинскому законодательству и успешно платил тут налоги, ни с того ни с сего будет закрыт или национализирован, они точно отвернутся от Украины.
Если права собственности могут быть нарушены под любым предлогом, это не вдохновит бизнес вести дела в нашей стране. Европейские банки и так стараются уйти из Украины. Закрытие «Сбербанка» еще сильнее отдалит наш финансовый рынок от мирового, уменьшит приток валюты и создаст дополнительные проблемы для граждан, которые могут потерять работу, вклады и даже возможность перевода денег родственникам с помощью систем «Сбера».
Такого же мнения придерживается президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко.
— Любые акции такого рода отрицательно скажутся на банковской системе Украины. Не случайно некоторые СМИ и блогеры в нашей стране уже начали говорить о том, что на самом деле банки с российским капиталом блокируют агенты ФСБ по личному приказу Владимира Путина, чтобы дестабилизировать финансовую систему Украины.
На самом деле, причина этих акций примитивна. Многим партиям нужно поднять свой рейтинг. Так как за счет успехов в экономике сделать это невозможно, в виду их отсутствия, они используют вот такие акции. Вспомните, что у нас уже была блокада фур, блокада Крыма, блокада Донбасса, теперь вот блокада банков. Конечно, на экономике все это сказывается не лучшим образом, но политиков это волнует в последнюю очередь.
«СП»: — Какие последствия могут быть у этой блокады?
— Закрытие банков с российским капиталом станет сильнейшим ударом по экономике Украины в целом. Но даже это вряд ли остановит тех, кто участвует в этих акциях и тех, стоит за ними. Активисты могут потерять работу, но винить они в этом будут не себя, а Россию. А их «вдохновители» радуются, что получают политические дивиденды. Экономику у нас сегодня никто не любит, зато политиканство в чести. И власти этим пользуются. Говорить про цены, курс — сложно, а вот такие перфомансы всех интересуют.
На «Сбербанк» сегодня приходится 4% всех финансовых активов, на все банки с российским капиталом — 13%. Потеря даже 4% - это очень много, не говоря уже о 13%. Это чревато потерей рабочих мест, потерями для бизнеса и так далее по цепочке. Сейчас ситуация в экономике плачевная, а если закроются банки с российским капиталом, она еще больше ухудшится.