В Минсельхозе России, считают, что ввод пошлин на поставки российского зерна в Турцию является нарушением требований ВТО. По словам замминистра Сергея Левина, в Турции в последние годы была создана мощная мукомольная промышленность, субсидируемая государством. Благодаря поставкам российского зерна Турция заняла господствующее положение на сельхозрынках соседних стран.
Ранее министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев заявил, что действия турецких властей могут привести к полному прекращению ввоза в Турцию российской пшеницы, кукурузы, бобовых, риса и другой сельхозпродукции.
Напомним, Турция с 15 марта исключила Россию из списка стран, ввозящих сельхозпродукцию без пошлин. До этого беспошлинный режим для российской продукции действовал в случае, если она ввозилась для переработки или дальнейшего экспорта в третьи страны. Однако для реализации российской сельхозпродукции на турецком рынке все равно было необходимо уплачивать пошлину в размере 130%. Теперь такая пошлина действует на любой импорт сельхозпродукции из России в Турцию, что существенно усиливает нагрузку на российских экспортеров.
Основной удар пришелся на зерновые — Турция является вторым по объему импортером российского зерна после Египта.
Глава Ассамблеи экспортеров Турции Мехмет Бюйукэкши сообщил агентству Bloomberg, что Анкара ввела ограничения по запросу местных экспортеров сельхозпродукции. В частности, экспортеров не устраивают российские ограничения на импорт томатов и некоторых других турецких продуктов.
После кризиса 2016 года, когда Россия и Турция находились на грани вооружённого конфликта, отношения двух стран, вроде бы, начали налаживаться. Однако мы уже не раз убеждались в непоследовательности политики президента Турции Эрдогана.
Чем может закончиться «томатно-зерновая» война между двумя странами и как она отразится на российско-турецких отношениях в целом?
— В своё время, видимо, под влиянием СМИ, все решили, что Турция снова стала нашим другом, и негативные последствия в наших отношениях преодолены, — говорит заместитель генерального директора Лиги военных дипломатов Сергей Калмыков. — Но такие кризисы между странами, какой произошёл в июле 2016 года, после того, как был сбит российский истребитель, сразу бесследно не проходят. Чтобы это преодолеть, необходимы годы.
Поэтому не удивительно, что в наших отношениях остаются «чёрные дыры». Возможно, в самой Турции возникла некоторая эйфория. Им показалось, что они легко вышли из трудной ситуации и снова «дружат» с Россией, как раньше или даже лучше. И потому их так задел запрет на экспорт томатов в нашу страну.
С другой стороны, в России непоследовательность турок теперь тоже будет восприниматься ещё болезненнее, чем раньше. Как и позиция Турции в отношении Крыма и крымских татар. Непоследовательность — это вообще стиль нынешнего руководства Турции. И эта особенность наносит большой ущерб стране не только в отношениях с Россией, но и со всем остальным миром.
«СП»: — «Томатно-зерновая война» может привести к тому, что напряжённость возникнет и в других сферах экономического сотрудничества? Например, снова под вопросом окажется реализация «Турецкого потока»?
— Я бы не исключал подобного развития событий. Эрдоган уже показывал нам не раз, что способен на самые эмоциональные и непродуманные решения. Что касается истории с зерном, ущерб здесь понесут обе стороны. Надо понимать, что и для нас потеря турецкого рынка будет болезненным фактом. Особенно, первое время, пока не будут налажены поставки зерна в другие страны. Однако возможность диверсифицировать поставки зерна у нас есть. Поскольку этот товар всегда востребован. Иногда чуть больше, иногда чуть меньше. Но спрос есть всегда. Турция в этом плане более уязвима, поскольку ей необходимо сырьё для её мукомольной промышленности. И найти новых поставщиков будет не так просто.
«СП»: — В какие страны мы сможем продавать зерно, если придётся отказаться от экспорта в Турцию?
— Конкретные страны определятся в ходе переговоров. Определённо можно сказать, что это могут быть государства Ближнего Востока, Юго-Восточная Азия, включая Китай. Именно в этих регионах традиционно высокий спрос на зерно. Хотя в сжатые сроки переориентировать поставки будет непросто.
— На мой взгляд, позиция главы Минсельхоза Александра Ткачёва не конструктивная, — говорит руководитель политического направления Центра изучения современной Турции Юрий Мавашев. — Он не является главой МИД, и вряд ли ему стоит комментировать отношения двух стран. Высказывание о прекращении экспорта нашей сельхозпродукции в Турцию недальновидное и не стоит ориентироваться на него при оценке двусторонних отношений. Скорее, стоит брать в расчёт слова глав государств — Турции и России. А как раз президенты вполне позитивно высказываются о перспективах, в том числе экономических.
Кстати, сам господин Ткачёв присутствовал на Совете сотрудничества высшего уровня между Россией и Турцией. И тогда турецкая сторона предупреждала о том, что будут ответные шаги в случае, если запрет на экспорт турецких томатов в Россию сохранится. Почему же тогда глава Минсельхоза промолчал?
Что касается прекращения паромного сообщения между Крымом и Турцией, это тоже раздутая история. Как такового паромного сообщения между Крымом и Турцией не было и раньше. Просто раньше часть судов, выходивших из Новороссийска, заходила в порты Крыма, а потом уже шли на Анкару. Но прямого паромного сообщения, которое, якобы прервали, не было. Есть проблемы признания Турцией Крыма, как части России. Но, как мы знаем, Турция — это далеко не единственная страна, которая не хочет признавать полуостров российским.
К сожалению, подобные «утки», способствующие нагнетанию взаимоотношений между нашими странами, в последнее время появляются довольно часто. Даже не могу объяснить, с чем это связано.
При том, что есть и реальные проблемы. Вот сегодня в турецкий МИД вызвали российского посла в связи с гибелью турецкого военнослужащего. Но не эти инциденты задают тон в наших взаимоотношениях.
«СП»: — Если дойдёт до того, что мы действительно перестанем поставлять зерно на рынок Турции, какая из сторон пострадает больше?
— Дело в том, что и раньше была запланирована постепенная переориентация рынка продажи российского зерна. На самом деле, ни одна из сторон не настроена на то, чтобы полностью отказываться от этой сферы сотрудничества. С турецкой стороны, я думаю, ввод пошлин на ввоз российского зерна — это некий показной шаг перед референдумом, на котором будет стоять вопрос о превращении Турции в президентскую республику. Эрдогану необходимо показать производителям томатов, что ответные меры в отношении России принимаются. После референдума, скорей всего, ситуация постепенно разрешится, будут найдены какие-то компромиссы.