Частная американская аэрокосмическая компания Blue Origin завершила сборку двигателя BE-4, который будет использоваться для орбитальных запусков в новой ракете-носителе.
Новый агрегат придет на смену моторам в ракете-носителе Atlas-V, которая не устраивает американские власти тем, что в ней используются российские ракетные двигатели РД-180. С помощью Atlas-V Министерство обороны США до сих пор выводило на орбиту массу «полезных грузов», в числе которых спутники-шпионы, позволяющие производить тотальный мониторинг территории РФ. Два года назад американские конгрессмены едва не заблокировали поставку российских «движков», но за неимением собственных аналогов были вынуждены под давлением Пентагона пойти на попятную.
Как предполагается теперь, создаваемый Blue Origin движок, уже в 2019 году положит конец американской зависимости от российских двигателей. На этот срок намечен старт ракеты Vulcan (придёт на смену Atlas V и Delta IV), которая будет работать на базе двух двигателей BE-4.
В другой новой ракете New Glenn (названа в честь первого астронавта США, совершившего орбитальный космический полёт) будет использоваться сразу 7 двигателей BE-4. New Glenn станет многоразовой ракетой-носителем (аналогично РН Falcon 9 от главной конкурирующей компании SpaceX). В отличие от детища корпорации Илона Маска New Glenn будет тяжелой ракетой-носителем. То есть обладать необходимой мощностью для вывода сверхтяжелых грузов, а также большего количества человек на орбиту. По размерам ракета New Glenn превзойдет РН SpaceX, включая используемые United Launch Alliance ракеты-носители.
В настоящее время глава американской компании Blue Origin Джефф Безос уже определился с местом для строительства фабрики по производству космических моторов. Заказчик программы— ULA (United Launch Alliance), совместное предприятие аэрокосмических гигантов Lockheed Martin и Boeing. Проект на 100% финансируется частным бизнесом.
На этом плохие новости для российской авиакосмической промышленности не заканчиваются — в качестве подстраховочного варианта у американцев ещё есть двигатель AR1, разработанный компанией Aerojet Rocketdyne.
В Blue Origin отмечают, что продукт химкинского НПО «Энергомаш» РД-180 «работает на максимуме производительности». Однако два однокамерных BE-4, устанавливаемых на первую ступень носителя Vulcan, позволят развить большую тягу, чем один двухкамерный РД-180 первой ступени Atlas V. Предполагается, что BE-4 по сравнению с РД-180 за 20 лет эксплуатации позволит сэкономить на военных пусках около $ 3 млрд.
Помимо прямых финансовых потерь «Энергомаша» успехи американцев чреваты тем, что Россия может лишиться своего нынешнего статуса главного космического «извозчика». Напомним, в настоящее время американцы вынуждены покупать места на «Союзах» для того, чтобы астронавты США могли прибывать на борт МКС.
Главный редактор журнала Национальная оборона, член Общественного совета при Минобороны РФ Игорь Коротченко считает вполне предсказуемой политику США, которые стремятся уйти от любой зависимости от России в плане вывода полезных нагрузок в космос.
— И, в первую очередь, речь идёт о нагрузках военного назначения. Что касается нас, то это бьёт главным образом по интересам конкретного предприятия «НПО «Энергомаш» и не более того. Я, вообще, выступал за то, чтобы ввести эмбарго на поставку РД-180, а также авиационного титана для американских корпораций. Поскольку мы должны адекватно отвечать на американские санкции и делать больно самим США, невзирая на коммерческие потери.
«СП»: — Может быть, стоило тогда сыграть на опережение и принять соответствующие меры, не дожидаясь ужесточения санкций со стороны США?
— Это прерогатива президента страны, который взвешивает все за и против с тем, чтобы найти золотую середину.
«СП»: — В свете нового витка гонки вооружений, развязанной Белым домом, космическая проблематика обретает новую актуальность?
— Здесь нет прямой корреляции. Нам нет необходимости втягиваться в гонку и повторять все телодвижения США. Наша страна этого просто не выдержит — экономика надорвётся. В конце концов, ещё жив в памяти печальный советский опыт. Другое дело, нам надо развивать высокотехнологичные сферы военного производства, чтобы создавать новое оружие для армии и флота. В этом плане есть два приоритета — развитие стратегических ядерных сил и создание полноценной системы воздушно-космической обороны России. Это необходимо для того, чтобы предотвратить реализацию американской концепции «мгновенного глобального удара».
Аналитик в области космонавтики Владимир Косицкий, отвечая на вопрос «СП» о реалистичности планов по замене российских двигателей РД-180 отметил, что всё упирается в объём финансовых вложений. Надо учитывать и тот факт, что американцы создают ракетные двигатели не на пустом месте.
«СП»: — Почему они тогда так затянули этот процесс, учитывая, насколько щепетильно США относятся к обеспечению своей безопасности?
— Я предполагаю, что американцы просто всё хорошо посчитали. На каком-то этапе им было выгоднее приобретать готовые российские двигатели, чем производить собственные. Напомню, чуть больше года назад Пентагон призвал американских сенаторов смягчить санкции против России в части приобретения российских двигателей и просто продавил это решение. Ведь по оценкам американского Министерства обороны, отказ от российских РД-180 обойдется военному ведомству в миллиард долларов, и это по самым скромным подсчетам. Так что закупки одобрены до 31 декабря 2021 года.
Будут ли США и дальше покупать российские агрегаты? Полагаю, что да, но ровно до того момента, когда доведут до ума свои собственные.
«СП»: — Насколько, в свою очередь, российская космонавтика зависит от поставок западных комплектующих?
— Что касается электроники, ни для кого не секрет, что мы отстаём в этой области. Насколько я понимаю, нам сейчас этот кран перекрыли в связи с санкциями. Если чего-то не хватает, придётся создавать самим. Как, например, ракетно-ядерный щит при Сталине. Нет электроники, значит, нужно работать в этом направлении.
«СП»: — Можно ли осуществлять трансфер технологий через третьи страны, например, Китай?
— У КНР нет доступа к ключевым и наиболее передовым технологиям, поскольку страны Запада китайцам не доверяют. Используя зарубежную электронную базу, вы остаётесь заложником ситуации, когда может быть сделана какая-то «закладка», которая в критический момент деактивирует всю систему. В результате она просто перестанет работать.
Наше руководство прекрасно понимает опасность этой угрозы. Если посмотреть, скажем, на систему ГЛОНАСС, то гарантийный срок первых спутников составлял три года, потом его довели до пяти-семи лет. То есть, работы в этом направлении ведутся.
«СП»: — В США за выполнение гособоронзаказа между собой конкурируют частные компании — в отличие от России. Это даёт какое-то преимущество?
— Надо быть полным дураком, чтобы отказываться от создания технологий и, в конечном счете, работоспособных систем на средства частных компаний. Это сохраняет бюджетные деньги на другие важные задачи, которых немало у нашей страны.