«Газпром»: по дну моря наперегонки с санкциями - «Экономика» » Новости Дня Сегодня
«Газпром»: по дну моря наперегонки с санкциями - «Экономика» 19:00 Четверг 0 532
20-07-2017, 19:00

«Газпром»: по дну моря наперегонки с санкциями - «Экономика»


«Газпром»: по дну моря наперегонки с санкциями - «Экономика»

Материал комментируют:

Игорь Юшков

«Газпром» ускорил строительство «Турецкого потока». Хотя официально холдинг не сообщает об этом, о форсировании строительства пишет «Коммерсант» со ссылкой на одного из контрагентов подрядчика и неназванного федерального чиновника.

По сведениям издания, на дно Черного моря уже уложено порядка 20−25 км трубы. Проводит работы судно-трубоукладчик Audacia швейцарской компании Allseas, которая выиграла тендер «Газпрома» на прокладку газопровода под водой. Пополнением запаса труб на борту судна занимаются сразу несколько грузовых кораблей, которые обеспечивают бесперебойную работу Audacia. По данным сайта marinetraffic.com, швейцарское судно движется со скоростью 4−5 километров в сутки по тому же маршруту, где ранее была проложена первая нитка «Турецкого потока».

В середине июня «Газпром» сообщал, что завершено сооружение мелководной части первой ветки «Турецкого потока» и начала прокладка трубы на глубине. 10 июля министр энергетики РФ Александр Новак рассказал, что построено уже около 50 км газопровода.

«Турецкий поток» реализуется полным ходом. 23 июня Владимир Путин принял участие в начале укладки морского участка газопровода, и на сегодняшний день порядка 50 км подводного трубопровода уже проложено", — заявил министр.


Он добавил, что на тот момент турецкие коллеги не определились с точкой выхода трубы и не приняли «дорожную карту» для реализации сухопутной части проекта. Однако российская сторона ожидала, что все необходимые документы будут получены в ближайшее время.

Планируется, что строительство первой ветки газопровода, по которому сырье будет поставляться для обеспечения внутренних нужд Турции, завершится уже в 2019 году. Протяженность первой ветки составит 937 км, а стоимость проекта оценивают в 6 миллиардов долларов. При этом часть этих средств была потрачена ранее на закупку труб для прокладки замороженного «Южного потока».

Если первая ветка «Турецкого потока» гарантированно будет загруженной, то о второй сказать этого пока нельзя. По планам, она должна доставлять газ на юг Европы, но переговоры с европейцами пока продолжаются. Напомним, что «Турецкий поток» сам по себе стал заменой «Южному», возведение которого было сорвано из-за позиции Болгарии, не разрешившей прокладывать трубу на своей территории.

В последние месяцы переговоры с европейскими странами активизировались. Но лишь часть информации о них попадает в публичную плоскость. В начале июля «СП» уже писала, что венгерские власти сообщили о соглашении с «Газпромом» продлить вторую ветку до этой страны. Как рассказал министр внешнеэкономических связей и иностранных дел Венгрии Петер Сийярто, Венгрия будет подключена к трубе в конце 2019 года, а газопроводный маршрут пройдет по территории Болгарии и Сербии.

Болгария, которая стала камнем преткновения в прошлый раз, пока не сообщала о своем согласии на строительство. Правда, за прошедшие годы в Софии не раз выражали сожаление о прошлом решении и желание вернуться к проекту, опасаясь, что страна лишится статуса транзитера газа. Опрошенные «СП» эксперты не исключали, что при успешных переговорах «Газпром» может не просто провести вторую ветку «Турецкого потока» в Европу, но и вернуться к идее «Южного потока», когда труба пойдет в Болгарию напрямую, минуя турецкий берег.

Тем не менее, никаких финальных договоренностей пока нет, и строительство второй ветки газопровода может быть преждевременным. Но и такой спешке, если она действительно имеет место, есть объяснение. «Газпром» может подгонять перспектива новых американских санкций, которая маячит на горизонте. Напомним, что еще в середине июня Сенат США одобрил новый пакет санкций, который включает и меры против российских газопроводных проектов. В документе прямо сказано, что Вашингтон продолжит противостоять «Северному потоку-2», так как считает его вредным для газовой безопасности Европы.

Хотя законопроект еще предстоит рассмотреть Палате представителей, 19 июля председатель комитета по иностранным делам Сената Боб Коркер спрогнозировал, что Конгресс вскоре займется этим вопросом. К этому может подтолкнуть провал голосования по отмене программы здравоохранения Obamacare. По мнению Кокера, документ может вернуться в Сенат для повторного голосования еще до начала августовских каникул.

Если законопроект будет принят, он запретит западным компаниям вкладывать в российские газопроводные проекты более миллиона долларов единоразово и более пяти миллионов в год. В документ, очевидно, будет включен и ряд других шагов ограничительного свойства.

Сознавая это, вполне возможно, сейчас в «Газпроме» спешат максимально продвинуться в строительстве как «Северного», так и «Турецкого потоков», чтобы обезопасить себя на случай принятия законопроекта. Но удастся ли госкорпорации продвинуться на столько далеко, чтобы завершить проекты и без западного финансирования? Или же деньги в прямом и переносном смысле «вылетят в трубу»?

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков считает, что у «Газпрома» есть шанс успеть до введения санкций, но торопиться действительно необходимо.

— «Газпром» форсирует работы в связи с тем, что американцы инициировали новые санкции. Один из наиболее болезненных моментов документа — штрафы против любых компаний, которые будут оказывать «Газпрому» услуги на сумму более миллиона долларов. А главной проблемой для нашего холдинга как раз являются суда-трубоукладчики, поскольку кораблей подобного класса него просто нет. Если санкции введут в заявленном формате, компанию-собственника этих судов оштрафуют на крупную сумму за работу с «Газпромом». Поэтому по идее она должна будет отказаться от контракта по «Турецкому потоку».

Пока что законопроект не принят, его еще будут осуждать в Палате представителей, а в дальнейшем Трамп может наложить на него вето. Конгресс сможет его преодолеть, но это тоже задержка в нашу пользу. «Газпром» рассчитывает на то, что успеет выполнить максимальный объем работ к тому моменту, когда санкции вступят в силу.

Кроме того, в американском документе написано, что санкции касаются новых проектов. Но что именно считается «новым проектом» не уточняется. Вероятно, «Газпром» хочет максимально реализовать «Турецкий поток», чтобы потом указывать, что работы по нему велись задолго до принятия санкций, а, значит, он не может подпадать под новые ограничения. Именно с этим связана спешка «Газпрома», который пока строит трубу в никуда.

«СП»: — В каком смысле «в никуда»?

— С первой ниткой все понятно — по ней пойдут 10−15 миллиардов кубов газа, которые сегодня попадают в Турцию через Украину и Молдавию. Но со второй остается множество вопросов. До сих пор нет окончательного решения по поводу маршрута газопровода.

Думаю, сейчас «Газпром» строит его по универсальному маршруту, потому что и в «Турецком», и в «Южном потоках» морская часть практически одинаковая. Она начинает меняться, только когда труба доходит до территориальных вод Болгарии. В старом маршруте она выходит на сушу на болгарском побережье, а в новом — доходит до болгарских вод, сворачивает на юг и приходит на территорию Турции.

Пока «Газпром» строит универсальную морскую часть газопровода. Но он наверняка ускорит переговоры с европейскими компаниями, чтобы они надавили на Брюссель и тот дал окончательный ответ: нужно ли Евросоюзу, чтобы «Газпром» строил трубу по более удобному маршруту? Потому что на самом деле Турция, как транзитер российского газа, не нужна ни Брюсселю, ни Москве. Это далеко не самый стабильный партнер, с которым и у нас, и у европейцев остается много разногласий.

Но если европейцы не дадут твердых гарантий, что они не будут препятствовать строительству, как было с «Южным потоком», вторая ветка трубы пойдет через Турцию и выйдет на границу с Грецией. А оттуда, вероятно, попадет в Италию. Если же договориться удастся, труба пройдет по маршруту Болгария-Сербия-Венгрия-Австрия. Именно о таком варианте недавно говорил глава МИД Венгрии Петер Сийярто. По сути, это сейчас главный вопрос: удастся ли договориться с европейцами до того момента, как труба дойдет до территориальных вод Болгарии или нет?

«СП»: — А если удастся, как на это отреагирует Турция? У нас ведь есть межправительственное соглашение о прокладке второй ветки газопровода до ее территории.

— На самом деле, межправсоглашение — это одобрение со стороны государства того проекта, который предлагают коммерческие компании. Но твердого коммерческого соглашения на заход второй трубы в Турцию еще нет. Недавно в Стамбуле проходил Международный энергетический форум, на котором «Газпром» подписал с турецкой компанией Botas очередные меморандумы о взаимопонимании по точке выхода трубы и о структуре финансирования второй нитки. Но это еще не окончательный контракт, а только намерения.

«СП»: — Возвращаясь к санкциям… Если они все же будут приняты в ближайшее время, как прогнозируют сенаторы, и вступят в силу, скажем, через несколько месяцев или полгода, какая судьба ждет «Турецкий поток»?

— Большой вопрос, сможем ли мы тогда достроить эту трубу? Как я уже сказал, у «Газпрома» нет собственных судов-трубоукладчиков, поэтому он и нанимает иностранные компании. Если санкции вступят в силу до момента завершения строительства, неясно, как «Газпром» сможет его закончить.


Возможно, в контрактах с компаниями-подрядчиками прописано, что они не имеют права бросать строительство на полпути. Все-таки речь идет о глубоководном строительстве, и если все бросить, этот выход трубы потом можно не найти. Это несет не только коммерческие, но и технические, и экологические риски. Думаю, «Газпром» будет настаивать на том, что проект нужно завершать. И такой прецедент уже был.

«СП»: — Какой именно?

— Когда приняли санкции в 2014 году, которые включали в себя запрет на работу на российском шельфе и в Арктике, компания Exxon Mobil обратилась к американским регуляторам с просьбой продлить работы на месяц. Потому что их немедленное прекращение грозило настоящей экологической катастрофой. Регулятор тогда дал на это согласие. Думаю, и в случае с «Турецким потоком» у «Газпрома» будет похожая аргументация — необходимо завершить строительство проекта, чтобы не бросать трубу посреди Черного моря.

Возможно также, что «Газпром» уложится до принятия санкций. Но отсюда вся та спешка, о которой мы говорили в начале. Угроза срыва проект вполне реальна, поэтому российская компания прокладывает трубу, не имея твердых договоренностей о том, куда она пойдет.


Материал комментируют: Игорь Юшков «Газпром» ускорил строительство «Турецкого потока». Хотя официально холдинг не сообщает об этом, о форсировании строительства пишет «Коммерсант» со ссылкой на одного из контрагентов подрядчика и неназванного федерального чиновника. По сведениям издания, на дно Черного моря уже уложено порядка 20−25 км трубы. Проводит работы судно-трубоукладчик Audacia швейцарской компании Allseas, которая выиграла тендер «Газпрома» на прокладку газопровода под водой. Пополнением запаса труб на борту судна занимаются сразу несколько грузовых кораблей, которые обеспечивают бесперебойную работу Audacia. По данным сайта marinetraffic.com, швейцарское судно движется со скоростью 4−5 километров в сутки по тому же маршруту, где ранее была проложена первая нитка «Турецкого потока». В середине июня «Газпром» сообщал, что завершено сооружение мелководной части первой ветки «Турецкого потока» и начала прокладка трубы на глубине. 10 июля министр энергетики РФ Александр Новак рассказал, что построено уже около 50 км газопровода. «Турецкий поток» реализуется полным ходом. 23 июня Владимир Путин принял участие в начале укладки морского участка газопровода, и на сегодняшний день порядка 50 км подводного трубопровода уже проложено
Новости дня / ДНР и ЛНР / Спорт / Здоровье / Видео / Россия / Ростов-на-Дону / Технологии / Политика / Мероприятия / Фото репортаж 09:55 Воскресенье 0 14 938 Автодилеры попросили Минпромторг отложить повышение цен на иномарки Фото Andrew Akabane | Unsplash Ассоциация "Российские автодилеры" (РоАД) обратилась к министру торговли и промышленности Антону Алиханову с просьбой отложить намеченное на 1 октября

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl