Пока спасатели ищут восьмерых горняков, которые после аварии остались под завалами на алмазодобывающем руднике «Мир», жители города Мирный Республики Саха (Якутия), да и всей страны, молятся. Мирнинцы в отчаянии пишут стихи:
Бойтесь люди и молитесь
За работающих там.
За ребят, зажатых в «Мире»,
Чтобы не остались там.
Сразу после случившегося на поверхность смогли вывести 142 человека, под землей оставались 9 горняков. Потом достали еще одного, он смог выкарабкаться. 8 человек — нет. Их ищут водолазы, альпинисты, спасатели.
Алмазная дыра в земле
Рудник «Мир» находится в Якутии. И это уникальный рудник. С 1957 года алмазы в одноименном карьере добывали открытым способом и прорыли в земле яму глубиной в 525 метров, диаметр — 1200 метров. Эту воронку видно из космоса. И когда добывать алмазы сверху стало нерентабельно и слишком опасно, решили пойти под землю. Благо, геологи подтвердили, что драгоценные минералы под отработанным карьером есть и много.
В итоге за семь с лишним лет и за 22 млрд. рублей под карьером построили шахту глубиной несколько сот метров. Проблема и у карьера, и у рудника «Мир» всегда была одна — со стен огромной воронки на дно беспрестанно поступает вода. Точнее, даже не вода, а вода с разными примесями — эдакая соленая жижа. При открытой разработке ее постоянно откачивали. А уж когда пошли под землю, пришлось привлечь ученых и думать, как сделать так, чтобы этот рассол не затапливал шахту. Придумали: оставили между дном карьера и шахтой рудный целик, как защитный механизм, сверху дополнительно сделали глиняную подушку. Для откачки поступающей воды установили мощные насосы. Решили не обрушивать руду, а идти сверху вниз, закладывая отработанные пространства для дополнительной гарантии. Все для того, чтобы обеспечить безопасность работы на руднике, жизнь людей и города. Ведь прямо на краю этой алмазной дыры в земле стоит целый город Мирный и страшно представить, что случилось бы, если бы в результате обрушения начало сыпаться все, в том числе и стены огромного карьера.
Все было рассчитано до мелочей.
Но вода хлынула в шахту. Поставила под угрозу жизни сотен людей. Почему?
Я — не я
Сейчас начались судорожные действия, которые иначе как классическое чиновничье — «найти крайнего» — назвать нельзя. Это настолько банально, что даже не удивляешься. За исключением одной «детали» — до сих пор не могут найти горняков, шахта практически разрушена. А значит, надо брать ответственность на себя. Значит, надо переворачивать все вверх дном, докопаться до сути проблемы, устранить ее и раз и навсегда усвоить урок.
Но нет.
Сразу начался, как говорят в простонародье, «перевод стрелок».
Так, компания «АЛРОСА» заявила, что вероятной причиной аварии стало неконтролируемое увеличение водопритока из чаши отработанного карьера в подземный рудник. Таким образом, затопление произошло в результате резкого ухудшения горно-геологических условий и размыва вмещающих пород в карьере. А вообще, работы на алмазном руднике «Мир», считают в компании, велись в полном соответствии с требованиями промышленной безопасности и он никогда не признавался аварийным. Работы, убеждает компания, никогда не приостанавливались по причине предаварийной или аварийной ситуации.
Но позвольте, а что же тогда было в 2012 году, когда в ходе проверки Ростехнадзора было выявлено, что работы по строительству дренажного горизонта на отметке 210 метров рудника ведутся со значительным отступлением от существующей проектной документации, отставанием от календарного графика строительства, сооружением непроектных схем водоотлива, ведением работ по ликвидации водопроявлений в панели без проектного обоснования, несоблюдением проектной спецификации устанавливаемого оборудования.
Тогда управление Ростехнадзора заявило, что эти нарушения представляют угрозу жизни и здоровью людей, и приостановило ведение очистных (добычных) работ на горизонтах 210 и 265 метров рудника Мир на 30 суток
Этого что, не было?
А в апреле 2013 года разве не погиб в руднике «Мир» горняк в результате обрушения породы?
Отдельные товарищи спешно начали распространять информацию о том, что изначально технология строительства шахты была выбрана неверно. Что надо было обрушивать породу, а не отрабатывать ее, а потом закладывать бетоном. И, дескать, потому и произошла авария, что шахта построена была неправильно. Смешно: как будто, если бы горняки обрушивали породу, а не занимались бы закладкой, вода сама по себе бы испарилась. Без разницы: обрушиваешь ты породу или закладываешь отработанные пространства — карьер должен быть в режиме так называемой «сухой консервации». Выше положенного по проекту воды в карьере быть не должно. И точка.
Мало того. Давно доказано, что способ добычи руды с закладкой много безопасней технологий с обрушением. Особенно в условиях обводнённости рудника, который находится в зоне мощнейшего водоносного горизонта. Особенно в условиях Крайнего Севера, учитывая, что кимберлит залегает в соляных породах, которые растворяются водой.
Шахтеры боятся идти в шахту
Впрочем, по большому счету, уже не столь важно, какие сейчас делаются заявления по поводу строительства и работы рудника «Мир».
Потому что очевидно: проблемы на этом руднике начались очень давно. И носили они серьезный и системный характер. Обо всем этом говорилось и писалось в прессе неоднократно.
О том, что пострадал целик, который предохранял шахту от поступления воды, заявил сам первый вице-президент- исполнительный директор АК «АЛРОСА» Игорь Соболев в своем интервью по итогам работы компании в 2011 году. Так, он сказал, что на руднике «Мир» есть серьезные проблемы. Что «началось неплановое поступление воды в рудник». А все потому, что два насоса, которые были призваны откачивать воду со дна карьера и препятствовать ее поступлению в шахту, сломались. Меняли их пять (!) месяцев. За это время вода в карьере поднялась выше проектных отметок и начала давить на целик между дном карьера и шахтой. В итоге в и без того не монолитной породе микротрещины разрослись до больших размеров, начался огромный сверхпроектный приток воды.
В том интервью Соболев пообещал, что проблема будет решена.
Но решилась ли она, если буквально через год другой вице-президент АК «АЛРОСА» — Юрий Дойников, напрямую обратился к главе региона, к депутатам высшего законодательного органа Якутии и доложил, что вода в шахту поступает в огромном количестве. В своем выступлении на заседании законодательного собрания республики он заявил, (см. со стр. 84), что по первоначальному проекту в подземном руднике «Мир» приток воды должен был быть 6 кубов в час. «Посмотрите, что мы творим. Мы ценой жизни шахтеров сегодня добываем те караты, которые должны безопасно добывать. Сегодня 180 кубов воды у нас идет и какой год уже течет непонятно куда. И мы согласовываем проекты, сегодня шахтеры боятся идти в шахту», — сказал Дойников. Далее он заявил: «Если не поменять сегодня проекты и идти дальше и так отрабатывать, я вам откровенно говорю, завтра при сложившейся ситуации будет столько смертей, что мало не покажется всем».
И что сделано?
Предвестники беды
Буквально за неделю до случившейся аварии на руднике произошло обрушение породы, Она засыпала погрузочную машину, в которой находился человек. ЧП произошло на глубине примерно 300 метров. Как сообщили в МЧС, пострадавшего в тяжелом состоянии госпитализировали в больницу.
В тот же день в шахту резко стала активно прибывать вода. Специалисты рудника и мирнинского шахтостроительного треста быстро начали установку дополнительных насосов для перекачки воды в комплекс главного водоотлива. А еще — стали бурить дополнительные скважины для организации перетекания воды по трубопроводам в главный водосборник на горизонте 210 метров.
Это было 28 июля. Если считать эту работу аварийной, то все остальные надо было остановить. Но рудник продолжил работу, как будто не было предпосылок к ЧП. 4 августа рвануло.
***
Можно, конечно, сейчас громко говорить о несоблюдении безопасности на производственном объекте, о неправильно принятых решениях по ликвидации протечки воды перед аварией. О том, что еще в 2011 году предохраняющий целик был поврежден из-за того, что слишком долго доставляли насосы до рудника. Обо всем этом, наверное, будут рассуждать в рамках уголовного дела, которое уже возбуждено по факту аварии.
Но хочется сказать не об этом, а о другом. О главном.
О том, что принимающие ответственные решения лица в отношении компании, как я думаю, перестали представлять себе, с чем имеют дело. Перестали осознавать, что добыча алмазов — это не прогулка по парку. Добыча — это изнуряющий, тяжелый труд. Это ответственность. Особенно в суровых природно-климатических условиях Крайнего Севера, где добывают львиную долю российских алмазов…
В конце 2016 года почти весь состав Наблюдательного совета компании «АЛРОСА» (мажоритарными акционерами являются Российская Федерация и Республика Саха (Якутия), в который входит в том числе министр финансов Антон Силуанов, проголосовал за сокращение капитальных затрат и увеличение объемов добычи. Удивительно, что против такого решения проголосовал президент компании Андрей Жарков. После чего, как сообщали СМИ, его «ушли» по собственному желанию, а место президента компании занял сын экс-руководителя администрации Президента РФ Иванова — Сергей Иванов-младший.
Я думаю, после этого не нужно объяснять, что решения «рулевых» топ-менеджерами компании не обсуждаются, а неукоснительно выполняются? Урок усвоили все.
И они подчиняются, делают все, что могут. Все, что в их силах. В том числе отправляют простых горняков в ненадежную шахту.
Но не все решения, подписанные в тиши роскошных кабинетов с кондиционерами и иностранной водой на столах, вписываются в суровый якутский климат и природный рельеф и условия добычи алмазов под дном полукилометрового карьера со зловонной жижей над головой.
Авария показала: похоже, для акционеров и топ-менеджеров крупнейшей алмазодобывающей компании мира алмазы дороже людей.