Материал комментируют:
Валерий Рашкин
Никита Кричевский
Счетная палата изучила законопроект о повышении пенсионного возраста, и пришла к выводу, что он нуждается в доработке. Об этом говорится в отзыве Палаты за подписью руководителя ведомства Алексея Кудрина.
Так, Счетная палата не обнаружила в проекте закона «расчетов, определяющих взаимосвязь между повышением пенсионного возраста и созданием условий для ежегодной индексации пенсий выше уровня инфляции».
Конкретно ведомство указывает на три недостатка законопроекта:
— не объясняется, при каких условиях пенсионная система будет считаться сбалансированной и финансово устойчивой в долгосрочной перспективе;
— нет прогноза, как изменится количество получателей пенсий — из-этого невозможно оценить, как изменится численность пенсионеров с учетом запланированных мер по повышению продолжительности жизни;
— не прописан механизм увеличения размера пенсий выше уровня инфляции, хотя основной целью его разработки является повышение пенсионного обеспечения россиян -Счетная палата считает, что такой механизм может быть разработан ко второму чтению законопроекта в Госдуме.
Впрочем, общий вывод экспертов Кудрина предсказуемый: концептуальных замечаний к законопроекту у ведомства нет.
Кстати, 17 июля министр труда Максим Топилин практически ответил на вопрос Счетной палаты по числу получателей пенсий. На заседании комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов министр заявил: если пенсионной реформы не будет, число пенсионеров через пять лет составит 42,1 миллиона человек, а «в результате изменений количество пенсионеров уменьшится до 37,5 миллиона». Другими словами, к 2024 году число пенсионеров снизится почти на 4,6 миллиона человек — или на 11%.
Топилин также отметил, что сейчас якобы самое лучшее время для изменений в параметры пенсионной системы — с точки зрения рынка труда, демографии и экономики. По его мнению, «другого окна возможностей с точки зрения наименьших рисков для рынка труда просто не существует».
Как заявил Топилин, это связано с тем, что сейчас на рынок труда выходит малочисленное поколение 1990-х годов, а число пенсионеров растет. Глава Минтруда подчеркнул, что в дальнейшем с учетом текущих тенденций диспропорция между работающими и неработающими будет только расти.
Ранее Максим Топилин заявил, что через шесть лет размер средней российской пенсии будет вдвое превышать размер прожиточного минимума, и что перед кабмином поставлена задача выйти к 2024 году на размер пенсии в 20 тысяч рублей.
Почему Кремль исключительно жестко проводит пенсионную реформу, примет ли ее население?
— Социум в России относится к реформе резко негативно — и вовсе не потому, что она не продумана, — считает доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН Никита Кричевский. — Подчеркну, речь идет именно о реформе, поскольку изменение одного из параметров пенсионной системы (на такой версии настаивают власти, — «СП») предполагает еще и отсроченное введение новых правил в действие.
Так, например, было в США: в 1983 году американские власти объявили о повышении пенсионного возраста на два года, а сам возраст должен был повыситься к 2000 году. Причем, в 1983 году было сказано, что пенсионный возраст повысится только для американцев, родившихся в 1960-м году и позднее. То есть, для тех, кому на тот момент было 23 года, и которым повышение пенсионного возраста было, что называется, по барабану.
Либо пенсионный возраст повышают мягко и аккуратно, на несколько месяцев в год — как ныне происходит в Германии. Там тоже в 2007 году было принято решение о повышении пенсионного возраста на два года. Возраст начали повышать с 2012 года — на 1?2 месяца в год. В результате, сейчас в ФРГ пенсионный возраст — 65 лет и 7 месяцев. Это повышение закончится в 2029 году.
Сейчас, кстати, темпы повышения пенсионного возраста в Германии приостановили — потому что социум их не тянет.
А у нас разговор не о том, тянет или не тянет — доживем не доживем. Разговор, что если все оставить как есть, то ближе к 2022 году начнут выходить на пенсию первые граждане, которые имеют право на накопительную часть пенсии. И выяснится, что большая часть НПФ (из 300 их осталось около 70) испарились вместе с деньгами.
Тем самым будет нанесен колоссальный удар по репутации, авторитету и имиджу власти. Власть от этого не отмоется никогда.
«СП»: — Почему вы так считаете?
— Потому что разворовали не абстрактные средства НПФ — разворовали часть зарплаты, которую за людей, на протяжении многих лет, перечисляли именно на старость. А у русского человека всегда была мечта — ментальная. Сначала рай, потом коммунизм, а теперь пенсия, когда можно ничего не делать, а тебе будут платить заслуженные выплаты — пусть небольшие. Некое пособие, которое ты заслужил, и на которое ты можешь жить — хорошо или плохо, другой разговор.
И вот эту мечту у народа украли — народ, я считаю, воспринял пенсионную реформу именно так.
«СП»: — Повышение пенсионного возраста позитивно отразится на экономике РФ?
— Пенсия в России, по сути, представляла собой гарантированный минимум, который выплачивается гражданам в ряде стран на Западе (хотя и там это нельзя назвать подарком от государства — это деньги, заработанные людьми). Тем самым российское государство поддерживало потребительский спрос. А потребительский спрос — это рост экономики.
Это значит, в случае реализации реформы можно ставить крест на темпах экономического развития. Потому что поддерживать спрос будет просто не на что.
«СП»: — Будут ли внесены существенные правки в законопроект ко второму чтению?
— В том, что реформа будет реализована в нынешнем виде, лично у меня сомнений нет — судя по разговорам, доносящихся с самого верха. Изменений не будет — может быть, будут какие-то незначительные послабления. Например, в плане налогообложения.
Повторюсь, у власти просто нет выхода. Если бы ничего не изменилось, в 2022 году, я считаю, в России начались бы очень серьезные волнения. Это было бы самым страшным негативом в преддверии любых изменений властной конфигурации персоналий.
В итоге, пенсионный возраст повысят именно сейчас. В надежде на то, что это забудется, рассосется, и через какое-то время непопулярная мера будет «съедена».
— Кремль испытывает головокружение от президентских выборов, — уверен член президиума ЦК КПРФ, первый секретарь Московского городского комитета, депутат Госдумы Валерий Рашкин. — Кроме того, еще не было ни одного жесткого и прямого удара по имиджу Владимира Путина на посту президента. Он уже 20 лет является первым лицом государства, но по-настоящему удара с улицы не получал. Именно поэтому, я считаю, власть сейчас наносит самый сильный удар по социальной политике.
Это выражается не только в увеличении пенсионного возраста, но и увеличении НДС на 2%, росте цен на ГСМ и тарифы. По сути, мы имеем дело с крупным наступлением на социальные завоевания граждан РФ.
Это наступление было заранее хорошо подготовлено. Власть загодя увеличила и численность силовых структур, и зарплаты силовикам. Росгвардия, полиция, юридические службы получили новую экипировку и технику. Весь силовой блок — государственные рычаги угнетения населения — были, я считаю, значительно усилены. К тому же силовикам возраст выхода на пенсию повышать не стали.
Еще раньше было изменено законодательство — по запрету пикетов, шествий на улицы, подаче заявок на митинги. На деле, власть ощутимо урезала права и свободы граждан.
И сейчас, я считаю, наступает момент истины. Или народ выйдет на улицы, взяв себя в кулак, соединившись вокруг партии, которая однозначно отстаивает социальные интересы граждан, в том числе по пенсионной части, и тем самым ответит нынешней команде во власти. Или власть подавит волю народа окончательно.
Если пенсионная реформа будет реализована, я считаю, эксплуатация граждан России резко возрастет. Это классический пример, когда капитал, не имея организованного отпора, все больше и больше прессует наемных работников.
Новости по теме: Глава Роструда назвал пожилых работников подарком для предпринимателей