В Севастополе объявили, что уже к середине ноября совладельцем знаменитого Инкерманского завода марочных вин станет фирма «Южный проект» из Санкт-Петербурга.
Так личные друзья президента России начинают совместный бизнес с крупнейшим еврейским бизнесменом Днепра Валерием Шамотием. «Южный проект» — структура Банка «Россия», главными акционерами которого, по информации этого финучреждения, являются Юрий Ковальчук, Геннадий Тимченко, Сергей Ролдугин, Николай Шамалов, Михаил Шеломов и Татьяна Свитова. Именно Ковальчука, Тимченко и других земляков Владимир Путин назвал «хорошими знакомыми, друзьями», за которых ему не стыдно.
Сегодня на кону — холдинг Inkerman International из двух винзаводов в севастопольском Инкермане и соседнем Бахчисарае, а также прибрежные виноградные хозяйства «Черноморец» и «Качинский+». Единственным собственником всех этих активов считается шведская фирма, а ее главный бенефициар — г-н Шамотий. Он же член совета директоров Inkerman International AG, глава «Первого национального винодельческого холдинга» Украины и почетный член Попечительского совета Днепропетровской хоральной синагоги «Золотая Роза».
Фамилии этого укро-миллиардера почему-то нет в списке физических лиц, против которых Россия ввела экономические санкции. Его крымские компании Кремль тоже не тронул. Вроде как не захотели облагать санкциями отменное вино, которое делает Инкерманский завод в старинных подземельях города русских моряков. Здешнее марочное «Каберне Качинское» и фирменные портвейны легко дают фору именитой Массандре.
Вместе с Валерием Шамотием вторым держателем акций Inkerman International AG была икона истинного украинства - Наталья Яресько, экс-министр финансов из правительства Арсения Яценюка. Покидая незалежную державу, осенью 2016-го эта уроженка штата Иллинойс слила свою крымскую «долю малую» китайскому частному инвестиционному фонду «Панг Чаг».
После Крымской весны «Инкерман» чудом избежал национализации. И до недавнего времени российский полуостров по праву гордился винодельческим хозяйством пана Шамотия — одного из самых крупных налогоплательщиков в севастопольский бюджет. Достойное технологическое оборудование, заботливо ухоженные, буквально вылизанные виноградники по трассе на Евпаторию. Производство наращивало объёмы — до 32 миллионов бутылок вина в год. Можно смеяться, но элитные виноматериалы от попечителя Днепропетровской синагоги стали основой для серии игристого «Города-герои», выпущенного в Севастополе к Дню Победы-2016. На этикетках, как полагается — Георгиевские ленты и советские Звезды. По ящику игристого отправили мэриям Одессы и Киева.
Увы, времена меняются. Новый градоначальник Дмитрий Овсянников побывал на Инкерманском заводе сразу после своего назначения. Объявил о поддержке «крупнейшего предприятия винной отрасли» — и тут же ударил под дых.
Губернатор Севастополя резко расторг договор аренды земли и имущества. Городская администрация готовилась продать на торгах само производство марочных вин и его главную сырьевую базу, виноградники совхоза «Качинский+». Причина — якобы, дирекция завода портит арендованное имущество, а совхоз не платит за аренду земли. Начались налоговые проверки, в ходе которых платежи пересчитали по новому курсу доллара и выставили недоимку, от которой завод едва не остановился.
Структуры Шамотия отчаянно защищались: мол, заплатить за аренду не дают чиновники, а испорченное имущество — старые винные бочки, цистерны-буты, пришлось разобрать и купить новые. После неоднократных попыток договориться с правительством Овсянникова генеральный директор «Инкермана» Сергей Лебедев на пресс-конференции в Москве сделал громкое заявление, что подчиненные губернатора отжимают бизнес в стиле 90-х.
На самом деле, власти уже год кошмарят Inkerman International AG с одной простой целью. У крупнейшего севастопольского винзавода должен быть российский инвестор. Это прибыльный актив, однако даже после присоединения Крыма к РФ продавать бизнес на «оккупированной территории» Шамотий вовсе не планировал.
Между тем, под занавес 2017-го прошла крайне интересная информация, кто может стать совладельцем всемирно известного винодельческого предприятия. Среди возможных покупателей «Инкермана» называли крупнейший агрохолдинг Кубани. Как сообщали крымские Telegram-каналы, при подобном повороте событий «Инкерман» станет вторым приобретением краснодарского бизнеса. До него кубанцы выкупили сеть розничных магазинов-дискаунтеров, принадлежавших украинскому ритейлеру АТБ.
Масштаб сделки впечатлял. Для украинского потребителя национальная сеть бюджетных супермаркетов АТБ примерно равна российской «Пятерочке» и «Магниту». Накануне Евромайдана трио владельцев «АТБ-маркета» — Геннадий Буткевич, Евгений Ермаков и Виктор Карачун — возглавили рейтинг самых богатых жителей Днепропетровска по версии журнала Forbes. После воссоединения с Россией крымские АТБ-шки переименовались в «ПУД» и получили регистрацию РФ, а потом и чисто российского владельца.
Похоже, гарные хлопцы из Краснодара смогли проглотить супермаркеты полуострова, но подавились «Инкерманом». У Шамотия оказались другие виды. Вернее, другой уровень русского партнерства. В минувшем декабре он лично отпраздновал Хануку в «аннексированном» Севастополе. Для тех, кто не знает: Ханука — зимний религиозный праздник, еврейский «крисмас». Главным символом Хануки является горящий семисвечник-менора. Радостный свет свечей-ханукий плавно перетекает в новогодние гирлянды.
Так вот, главную менору Севастополя зажег дорогой гость из Украины, реальный хозяин Инкерманского завода марочных вин. Сказать, что эта новость ошеломила крымчан, значит, ничего не сказать. Четыре года подряд украинские политики и бизнесмены подобного масштаба ни разу не появлялись на крымских просторах. Иначе рискуют получить обвинение в державной зраде. Известный майдаун, мэр-«вешатель» Днепра Борис Филатов отфейсбучил характерную угрозу: «Друзья мои, запомните раз и навсегда, что коллаборационизм начинается с малого. С поездки в оккупированный Крым на отдых. С, на первый взгляд, безобидного бизнеса с русскими… Каждый должен сделать свой выбор сам. Потому, что маленькая сделка с совестью всегда приводит по итогу к предательству… Я все сказал».
В родном городе мэра Филатова почему-то называют Борух. Под чутким руководством губернатора Игоря Коломойского на пике Русской весны он вместе со своим подельником Геннадием Корбаном беспощадно уничтожил больше полутора тысяч самых активных противников Майдана. Мужчин и женщин похищали, жестоко пытали и убивали. Корбан и Филатов не скрывают, какими методами сломали об колено Днепропетровщину. Большинство жертв пропало без вести.
Ветхий завет вовсе не учит прощать, а тот же Корбан оценивает свои потерянные активы в Крыму минимум в $ 20 млн. Еще раз вспомним прошлый декабрь. Взорвалась аплодисментами днепропетровская «Золотая Роза», когда он вошел сюда сразу после главного раввина Днепра Шмуэеля Каминецкого. Низкорослый убийца прочитал благословения, зажег две ханукальные свечи, и все присутствовавшие отвечали «Амен».
В итоге случилось невероятное. Пока главные боевики Коломойского радовались свету своих ханукий, еще один днепропетровский олигарх посещал синагогу Севастополя. То есть, Валерий Шамотий откровенно послал подальше вполне серьезные угрозы соплеменников. Предельно понятно, что для такого смелого поступка нужны слишком серьезные причины.
Российских журналистов специально позвали смотреть, как Валерий Николаевич рука об руку с главным раввином Севастополя Биньямином Вольфом зажигал традиционный семисвечник, установленный прямо в центре города-героя, на площади Восставших. Это примерно половина пути от Графской пристани до древнего Херсонеса, где по распоряжению Владимира Путина нужно создать «русскую Мекку».
Накануне визита было принято специальное распоряжение севастопольского правительства №?266-РГ «Об оказании содействия в организации и обеспечении безопасности при проведении торжественных мероприятий, посвященных еврейскому национальному празднику „Ханука“». В свою очередь Шамотий заявил, что явился сюда по приглашению городской еврейской общины: «Религиозные праздники объединяют людей, и, конечно, получив приглашение, я приехал. Я рад, что иудеи Севастополя чтят свою веру и обычаи, это близкие мне люди».
Раввин Вольф тоже рассыпался в благодарностях, отметив личное знакомство с украинским мультимиллионером. На вопрос корреспондента РИА «Новости», признает ли украинский гость российскую юрисдикцию Севастополя, Биньямин Вольф ответил буквально следующее:
— Если Шамотий активно помогает Севастополю и городской еврейской общине, не только помог нам построить синагогу, но и в целом очень много сделал для города, так это обо всем говорит…
Тогда же в Севастополе прошло неформальное собрание крупного израильского бизнеса с участием представителей еврейских общин России и Украины. Возможно, простое совпадение, но сразу после того, как погас праздничный семисвечник на площади Восставших, из Москвы пришло знаковое сообщение. Госдума продлила до 1 января 2020 года действие льгот для предприятий винодельческой отрасли Республики Крым и Севастополя. В частности, еще на два года предоставили право «осуществлять производственную деятельность на полностью или частично арендованном технологическом оборудовании». Получается, Ханукию-2017 в «оккупированном» Севастополе жгли не зря?
Питерская фирма «Южный проект» была создана ровно год назад, в конце ноября 2017 года. Как уже сказано, единственный собственник этой структуры, Банк «Россия» фактически объединил друзей и хороших знакомых президента России.
В конце 2017 года ООО «Южный проект» приобрело 100% акций завода шампанских вин «Новый Свет» на юго-востоке Крыма. Стоимость сделки составила 1,55 млрд. рублей. Документы подписывал сам владелец банка «Россия» Юрий Ковальчук. Чтобы понять респектабельную значимость приобретения — шампанское производство «Нового Света» основано князем Львом Голицыным, а в 1913 году его собственником стал российский император Николай II.
И вот теперь питерцы получают солидную долю в Инкерманском заводе марочных вин. «Переговоры сейчас на завершающей стадии, договор с инвестором планируется подписать в середине ноября», — сообщает осведомленный источник из команды губернатора Овсянникова. На самом предприятии подробности будущего контракта пока не комментируют. Хотя гендиректор завода Сергей Лебедев заявил, что акционеры «Инкермана» понимают: «Работать в России и не иметь российского инвестора — не совсем правильно». По словам Лебедева, это обеспечит приток необходимых инвестиций и позволит бенефициарам Inkerman International AG обеспечить стабильную политическую ситуацию вокруг всемирно известной севастопольской винодельни, сохранившей совладельца на Украине.
Новости Крыма: Поклонская рассказала, как испортились чиновники в Крыму
Новости Украины: Украинцы все меньше хотят воевать за Крым