Материал комментируют:
Владимир Рожанковский
Геннадий Николаев
Роман Алехин
Работодатели массово увольняют предпенсионеров — с начала года работы лишились почти 600 тысяч граждан в возрасте 50?54 лет. Вместе с ними предприятия лишаются ценнейшего профессионального опыта, а экономика — рабочей силы (значит, и налогов).
Правительство «вычеркивает» граждан
Печальны первые итоги пенсионной реформы. С начала 2019 года на российском рынке труда «недосчитались» 605 тысяч работников предпенсионного (50?54 года) и раннего пенсионного (55?59 лет) возрастов. В первом случае речь идет о 476 тысячах человек, а во втором — о 129 тысячах. При этом увеличение численности людей старше 60 лет сопровождается крайне скромным ростом числа занятых среди них. Такие данные приводятся в исследовании Центробанка, который ежемесячно проводит мониторинг социально-экономической ситуации в стране.
Аналитики бесстрастно констатируют, что «вымывание» людей этих возрастов из экономики в ходе пенсионной реформы происходит по нескольким причинам. Первая — демографическая: на пенсию сейчас должны выходить дети малочисленного «военного поколения». Вторая причина — сугубо экономическая: на фоне замедления экономического роста в стране уменьшается спрос на рабочую силу (причем как в реальном производстве, так и в сфере услуг), вот работодатели и спешат избавляться от «лишних» работников.
Читайте также
Депутат Бортко: Жду, когда от позора «ЕдРа» отречется еще и Медведев
Ставленник Путина — Беглов уже публично бежал от партии власти
А к этой категории они относят пожилых граждан: Роструд уже завален обращениями граждан от предпенсионеров, жертв пенсионной реформы на необоснованные увольнения. В фаворе у бизнесменов-работодателей молодежь, хотя работники предпенсионного и пенсионного возрастов по многим показателям не то что не уступают, но и превосходят молодых коллег, но пенсионная реформа делает свое черное дело.
Бизнес теряет самых опытных работников
— Поскольку в результате данных исследований установлено, что наибольшее снижение произошло в сегменте людей предпенсионного возраста, можно предположить, что ужесточение законодательства в области увольнения таких людей (изначально понятно, насколько невыгодное для работодателей) могло оказать прямо противоположное действие, — рассуждает эксперт Международного финансового центра Владимир Рожанковский. — Пока закон не вступил в силу, российские работодатели поспешили на всякий случай пораньше отправить таких людей на пенсии.
Люди старшего возраста обладают в основной массе повышенной квалификацией и ценным профессиональным опытом, который зачастую носит уникальный и невосполнимый оттенок. Особенно в условиях сокращения финансирования внутренних тренингов и прочих обучающих внутрипроизводственных и внутрикорпоративных мероприятий. Именно в этом — а не сокращении числа занятых в целом — я вижу основной экономический урон. Таков эффетк пенсионной реформы.
Государство должно стимулировать бизнес, а не заставлять
— Предприниматели — люди свободные, а в России еще и понимающие, как работает власть, вот они и стараются избавиться от потенциальной «проблемы». Вопрос в том, что именно государство и создало проблемы для предпенсионеров, придумав пенсионную реформу и начав закручивать гайки и угрожать санкциями за их увольнение, — говорит «Свободной прессе» президент Ассоциации социальных предпринимателей Роман Алехин. — Предприниматель, в любом случае, не готов брать работника только для того, чтобы помочь государству устроить пенсионера, для него важна эффективность и производительность труда.
Если государство считает, что надо устраивать на работу какие-то категории граждан, то надо или устраивать их в госпредприятия или госучреждения, или экономически стимулировать предпринимателей, а не заставлять. Например, снизив взносы и налоги на зарплату таких категорий работников. Но и это не даст большого эффекта, если предпенсионер или пенсионер показывает низкую производительность труда, то тут понятно, пенсионная реформа не поможет.
Значит, надо работать не с предпринимателями, а именно с гражданами, желающими работать: обучать их, разъяснять и «пугать» тем, что с низкой производительностью и отсутствием актуальных для работодателя компетенций они вскоре будут никому не нужны на рынке труда.
Да, обучение есть — но опять же скорее для красивой картинки и для отчета. И пока это будет так, предприниматель будет перестраховываться и увольнять работников до достижения предпенсионного возраста. В этом вся правда пенсионной реформы.
Читайте также
Умереть или разориться: Больных россиян лишили дешевых лекарств
Препараты за последние шесть подорожали вдвое, здоровье обнищавшего населения оказалось под ударом
Для предпенсионеров лишиться работы — это приговор
— Помимо чисто демографических причин сокращения числа предпенсионеров, корни проблемы могут уходить в достаточно вялое экономическое развитие страны, из-за которого наблюдается и низкий спрос на работников, — считает эксперт Академии управления финансами и инвестициями Геннадий Николаев, — Если молодые люди готовы трудоустраиваться практически на любых условиях, то предпенсионеры, как уже состоявшиеся специалисты, гораздо более требовательны.
Таким образом, лишиться работы в этом возрасте является по сути приговором, так как новое место найти будет крайне сложно. Особенно учитывая активную цифровизацию экономики.
В конце прошлого года Госдума приняла закон об уголовном наказании за увольнение предпренсионеров. Если на граждан оказывается несправедливое давление, то не стоит бояться отстаивать свои права: в первом полугодии 2019 года было зафиксировано 170 жалоб. Тем не менее, надо помнить и о повышении квалификации для сохранения конкурентоспособности.
В целом же, подобная ситуация сигнализирует о наличии серьезных структурных проблемах в стране. В результате пенсионной реформы число предпенсионеров должно увеличиться, что, в условиях автоматизации большинства процессов в целях оптимизации бизнеса, приведет к росту доли безработных. Вот и получается, что без увеличения темпов роста экономики и увеличения спроса на рабочую силу, эту проблему никак не решить.
Новости России: Бывший американский посол: российский «суверенитет» не распространяется на Twitter