Материал комментируют:
Артем Деев
Иван Капустянский
Никита Рябинин
С начала года российские и западные экономисты все чаще применяют термин «черный лебедь». Для тех, кто еще не в теме — так называется чрезвычайно редкое и непредсказуемое событие, которое обрушивает мировые финансовые и сырьевые рынки.
В январе для рынка нефти таким «черным лебедем» оказалась вспышка китайского коронавируса, который уже унес жизни полутора тысяч человек. Нефть марки Brent, цена на которую выросла к концу прошлого года, из-за негативных новостей из Китая обрушилась.
Причем на энергетический рынок, от котировок на котором так и зависит вся российская экономика, влияют и другие негативные тенденции. Скажем, необычайно теплая зима в Западной Европе и на Ближнем Востоке привела к резкому снижению и потребления природного газа, и цен на него. Бюджет РФ теряет огромные деньги.
— Эпидемия коронавируса приведет к замедлению не только российской, но и всей мировой экономики из-за того, что Китай является крупнейшим импортером множества товаров. То, что КНР сократил суточное потребление нефти на 3 млн. баррелей (оно эквивалентно 3% мирового суточного потребления нефти), вызвало снижение нефтяных котировок, которые ушли из январского диапазона $ 64?66 долларов за бочку сорта Brent, к $ 54?55 за баррель, — объясняет руководитель аналитического департамента финансовой компании AMarkets Артем Деев. — Инвесторы опасаются нового снижения спроса, поэтому цена так сильно падает, ведь пока вакцина от вируса не разработана. Чтобы прекратить падение котировок, страны-партнеры ОПЕК+ планируют сократить добычу нефти. Российская сторона пока обсуждает этот вопрос.
Читайте также
Лукашенко объявил России «нефтяную войну»
Поставки углеводородов в Европу через Белоруссию под угрозой срыва
«СП»: — Если эпидемия не пойдет на спад, а нефть и дальше продолжит дешеветь, то как это повлияет на отечественную экономику?
— Снижение стоимости нефти — плохой фактор для российской экономики, так как бюджет и Фонд национального благосостояния (ФНБ) пополняется за счет нефтедолларов. Еще один негативный фактор — прекращение поставок продуктов питания из азиатских стран. Несмотря на то, что они не представляют никакой угрозы для населения.
Это уже привело к росту цен в дальневосточных регионах. Но говорить о массовом росте цен на все категории товаров — рано. Какое-то время потребуется на то, чтобы найти новых поставщиков продукции. Сила удара по экономике России будет зависеть от того, как скоро удастся остановить распространение коронавируса и открыть границы.
— Эпидемия коронавируса, если ее не удастся остановить, в марте-апреле будет серьезно давить на международный рынок энергоносителей. Нефть уже снизилась достаточно серьезно, и на данный момент ее стоимость уже меньше на 10%, чем заложено в бюджет на 2020. Правда, на расходы бюджета РФ это не отразиться, цена отсечения все равно ниже, — продолжает разговор глава люксембургского офиса консалтинговой группы KRK Group Никита Рябинин.
«СП»: — Выходит, пока правительству России опасаться нечего?
— Ну, дело ведь не только в ценах на нефть. Наибольшей опасностью для экономики РФ может послужить факт того, что эпидемия вполне может быть одним из катализаторов замедления глобальной экономики.
Вообще, многие эксперты и менеджеры глобальных компаний ждут начало серьезной рецессии. А коронавирус — это лишь ещё один, дополнительный, негативный фактор, реально приближающий возможную глобальную рецессию. И один из значимых «чёрных лебедей» 2020 года. При этом нельзя с уверенностью сказать, что именно эпидемия будет главным катализатором рецессии.
«СП»: — Когда и как россияне ощутят на себе последствия появления этих «черных лебедей»?
— Однозначно уже можно говорить о том, что экономика РФ уже ощущает на себе факт эпидемии коронавируса, цены на энергоносители снизились, часть поставок продуктов и техники из Китая приостановлены. Есть риск повышения инфляции. Давление на рубль в рамках года будет возрастать в связи с понижением цены на нефть, хотя сделка по продаже пакета Сбербанка со стороны ЦБ может поддержать курс рубля в краткосрочной перспективе.
Читайте также
Мишустин примерил пиджак Путина. Получилось плохо
Новый премьер в глазах избирателя окажется намного хуже Медведева, что и требуется ВВП
— Замедление китайской экономики, безусловно, очень тревожный звонок. Наша страна в случае серьёзных проблем это быстро почувствует, потому что является одним из крупных поставщиков нефти, газа, металла, древесины и целлюлозно-бумажных изделий в Поднебесную, — говорит ведущий аналитик финансовой компании Forex Optimum Иван Капустянский. — Эти товары составляют более 85% нашего экспорта в КНР. В свою очередь, Китай является поставщиком комплектующих и готовой продукции в Россию.
Основной импорт в Россию из Китая идет в виде машины, оборудования, транспортных средств, а также металлов и изделий из них. Объем этих товаров составляет более 64% от общего экспорта Китая.
«СП»: — А насколько Россия-то завязана на китайские поставки? Стоит ли нам также всерьез опасаться из-за «охлаждения» экономики Поднебесной?
— В случае остановки производства комплектующих в Китае, автоматически встают заводы по производству готовой продукции в России. Примером может стать завод Nissan, который может остановить производственную линию из-за отсутствия комплектующих, поставляемых из Китая. Аналогичная история уже наблюдается в Корее, где один из автопроизводителей остановил производственную линию. На данный момент оценить ущерб сложно. Но он не критичный и на темпы роста ВВП России сильно не повлияет, особенно в условиях расширения фискальных мер поддержки со стороны правительства Михаила Мишустина.
Новости экономики: Коронавирус отправил экономику России на больничный до конца года
Новости торговли: Аналитики оценили влияние коронавируса на товарооборот России с Китаем