Молиться можно и на сцене - «Культура» » Новости Дня Сегодня
Молиться можно и на сцене - «Культура» 20:01 Воскресенье 0 659
12-02-2017, 20:01

Молиться можно и на сцене - «Культура»


Молиться можно и на сцене - «Культура»

На новой сцене театра ГИТИСа состоялась московская премьера спектакля «Иннокентий» по одноименной пьесе писателя Валерия Хайрюзова. И точно также, как святитель Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский шёл в своём миссионерском пути полтора века назад, тем же путём идёт по стране и спектакль, поставленный Иркутским областным театром юного зрителя им. А. Вампилова. Премьеры уже состоялись в Иркутске и в Хабаровске.

Имя митрополита Московского и Коломенского Святителя Иннокентия (Вениаминова) вот уже несколько столетий чтят во всём просвещённом мире. Он был священником, путешественником и исследователем, плотником, кузнецом, часовщиком, отливал восковые свечи, строил храмы, писал книги. Просвещал и крестил тысячи людей Сибири, Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, на несколько языков перевёл Слово Божие и сыграл ключевую роль в присоединении Дальнего Востока к России. Деяний, которые за свою жизнь совершил этот подвижник, хватило бы на десяток незаурядных судеб. Невозможно вместить всю жизнь Святителя в одну пьесу, спектакль повествует всего о трёх днях святого Иннокентия, но как в капле воды отражается целый мир, так и в этих трёх днях отражен весь путь Святителя. Автору удалось показать то главное, цельное и духовное, за что мы любим и чтим нашего Иркутского покровителя.

Когда я начал смотреть спектакль, два чувства боролись во мне. Возможно ли совместить жизнь святого с театром? Как это можно показать на сцене? И вообще нужно ли соединять религию с театральным искусством? Но постепенно сомнения мои рассеялись, и я полностью погрузился в происходящее. Сегодня, с этим захлестнувшим нас киношным Голливудом, мы совсем забыли, что зритель — это соавтор пьесы, и он должен «работать» в театре, духовно домысливать, воображать и дорисовывать картинку. А что касается конкретного спектакля, то зрителю необходимо еще и представлять себе о каких исторических личностях идет речь, какую роль сыграли они в истории России. Только в этом случае постановка даст ту полноту и объемность, которую задумал автор. Но интересно то, что есть здесь и другой эффект. Даже если зритель, а особенно молодой, не знал персонажей спектакля, слышал о них впервые, то увиденное наверняка заинтересует его, подтолкнет узнать и прочитать о тех личностях, о которых шла речь, а также постараться понять то время когда они жили.

Действие происходит в середине XIX века, но как современна эта постановка сегодня. Всё те же умонастроения — быть России сильной или нет — всё тоже противостояние либералов и государственников, всё тот же вечный вопрос нравственного выбора. Но главное в этом произведении — Любовь. Именно она всё побеждает и всё устраивает в жизни. Любовь к Родине, любовь в семье, любовь к Богу. Ибо то, что невозможно человеку — возможно Богу. Коллективу театра было важно, чтобы современный зритель почувствовал, что истинная вера, движимая любовью к Богу, к своему народу и Отечеству, помогает человеку совершить деяния, которые потомки назовут великими. На мой взгляд, актеры справились с этой задачей, именно поэтому не хочется говорить об их игре, они запоминаются нам как живые личности, как то, что появилось из прошлого и показало нам свое настоящее. Спектакль невозможно пересказать, его нужно именно смотреть, проживать и чувствовать сопричастность к великому прошлому.

Во все времена великие подвижники работали не только на свое время, но и на прошлое и на будущее, и если мы сегодня посмотрим на наше время, то увидим, что рана между разрушенным Советским союзом и новым временем ещё кровоточит, и я абсолютно убежден, что именно такие произведения врачуют эту рану, останавливают кровь, слёзы нашего народа — соединяют разорванные времена. У старшего поколения не было церквей, но многие из них сегодня поверили истиннее, как-то сразу и четко, развернулись к Богу лицом. Молодое же поколение уже растет с церковью, но делает еще только первые, робкие шаги на пути к вере. Я специально наблюдал за молодыми людьми в зале. И вначале спектакля, видел даже неодобрительные улыбки, слышал хихиканье, когда вышел актер в рясе, некоторым казалось это комичным, неправдоподобным… Но к середине действия все притихли и увлеченно смотрели на сцену, а в конце спектакля аплодировали стоя. Никто не ушел. У всех были другие лица, люди словно прикоснулись к чему-то самому дорогому, настоящему.

Спектакль заканчивается молитвой, действие подводит к молитве, и зритель действительно молится в конце за Отечество, за себя грешного. Честно сказать, я и сам первый раз в жизни помолился в театре. Оказывается, это возможно.


На новой сцене театра ГИТИСа состоялась московская премьера спектакля «Иннокентий» по одноименной пьесе писателя Валерия Хайрюзова. И точно также, как святитель Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский шёл в своём миссионерском пути полтора века назад, тем же путём идёт по стране и спектакль, поставленный Иркутским областным театром юного зрителя им. А. Вампилова. Премьеры уже состоялись в Иркутске и в Хабаровске. Имя митрополита Московского и Коломенского Святителя Иннокентия (Вениаминова) вот уже несколько столетий чтят во всём просвещённом мире. Он был священником, путешественником и исследователем, плотником, кузнецом, часовщиком, отливал восковые свечи, строил храмы, писал книги. Просвещал и крестил тысячи людей Сибири, Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, на несколько языков перевёл Слово Божие и сыграл ключевую роль в присоединении Дальнего Востока к России. Деяний, которые за свою жизнь совершил этот подвижник, хватило бы на десяток незаурядных судеб. Невозможно вместить всю жизнь Святителя в одну пьесу, спектакль повествует всего о трёх днях святого Иннокентия, но как в капле воды отражается целый мир, так и в этих трёх днях отражен весь путь Святителя. Автору удалось показать то главное, цельное и духовное, за что мы любим и чтим нашего Иркутского покровителя. Когда я начал смотреть спектакль, два чувства боролись во мне. Возможно ли совместить жизнь святого с театром? Как это можно показать на сцене? И вообще нужно ли соединять религию с театральным искусством? Но постепенно сомнения мои рассеялись, и я полностью погрузился в происходящее. Сегодня, с этим захлестнувшим нас киношным Голливудом, мы совсем забыли, что зритель — это соавтор пьесы, и он должен «работать» в театре, духовно домысливать, воображать и дорисовывать картинку. А что касается конкретного спектакля, то зрителю необходимо еще и представлять себе о каких исторических личностях идет речь, какую роль сыграли они в истории России. Только в этом случае постановка даст ту полноту и объемность, которую задумал автор. Но интересно то, что есть здесь и другой эффект. Даже если зритель, а особенно молодой, не знал персонажей спектакля, слышал о них впервые, то увиденное наверняка заинтересует его, подтолкнет узнать и прочитать о тех личностях, о которых шла речь, а также постараться понять то время когда они жили. Действие происходит в середине XIX века, но как современна эта постановка сегодня. Всё те же умонастроения — быть России сильной или нет — всё тоже противостояние либералов и государственников, всё тот же вечный вопрос нравственного выбора. Но главное в этом произведении — Любовь. Именно она всё побеждает и всё устраивает в жизни. Любовь к Родине, любовь в семье, любовь к Богу. Ибо то, что невозможно человеку — возможно Богу. Коллективу театра было важно, чтобы современный зритель почувствовал, что истинная вера, движимая любовью к Богу, к своему народу и Отечеству, помогает человеку совершить деяния, которые потомки назовут великими. На мой взгляд, актеры справились с этой задачей, именно поэтому не хочется говорить об их игре, они запоминаются нам как живые личности, как то, что появилось из прошлого и показало нам свое настоящее. Спектакль невозможно пересказать, его нужно именно смотреть, проживать и чувствовать сопричастность к великому прошлому. Во все времена великие подвижники работали не только на свое время, но и на прошлое и на будущее, и если мы сегодня посмотрим на наше время, то увидим, что рана между разрушенным Советским союзом и новым временем ещё кровоточит, и я абсолютно убежден, что именно такие произведения врачуют эту рану, останавливают кровь, слёзы нашего народа — соединяют разорванные времена. У старшего поколения не было церквей, но многие из них сегодня поверили истиннее, как-то сразу и четко, развернулись к Богу лицом. Молодое же поколение уже растет с церковью, но делает еще только первые, робкие шаги на пути к вере. Я специально наблюдал за молодыми людьми в зале. И вначале спектакля, видел даже неодобрительные улыбки, слышал хихиканье, когда вышел актер в рясе, некоторым казалось это комичным, неправдоподобным… Но к середине действия все притихли и увлеченно смотрели на сцену, а в конце спектакля аплодировали стоя. Никто не ушел. У всех были другие лица, люди словно прикоснулись к чему-то самому дорогому, настоящему. Спектакль заканчивается молитвой, действие подводит к молитве, и зритель действительно молится в конце за Отечество, за себя грешного. Честно сказать, я и сам первый раз в жизни помолился в театре. Оказывается, это возможно.

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl