Aging.
"Эта работа существенна как с теоретической, так и с практической точки зрения. С одной стороны, она показывает ключевую роль активных форм кислорода, вырабатываемых митохондриями, в старении организма млекопитающих. С другой стороны, открывается путь к лечению старения антиоксидантами, специфически нацеленным в митохондрии", — объясняет академик Владимир Скулачев, декан факультета биоинфенерии и биоинфоматики МГУ.
Как ранее рассказывал РИА "Новости" Скулачев, он является сторонником теории Августа Вейсмана. Она постулирует что смерть и старение — это не случайные процессы дряхления тканей тела и умирания клеток, а целенаправленная эволюционная программа, заставляющая старые организмы уступать место новым поколениям живых существ.
Голые землекопы станут ключом к бессмертию человека, считает биолог
Руководствуясь этой идеей, академик и его научная команда уже несколько лет работают над созданием препаратов, которые бы замедляли старение одной из самых важных частей клеток – их митохондрий, своеобразных "энергостанций" нашего тела. В митохондриях происходит процесс окисления питательных веществ и преобразование их энергии в "энерговалюту" клетки, молекулы АТФ, необходимую для запуска всех процессов, требующих расходов энергии.
Несколько лет назад команда Скулачева открыла молекулу SkQ1, которая может решить эту задачу. Она представляет собой мощный антиоксидант, способный проникать внутрь митохондрий и нейтрализовать агрессивные молекулы окислителей, разрушающие ее стенки и снижающие ее КПД. Это вещество входит в состав глазных каплей "Визомитин", который Скулачев и его коллеги поставляют уже несколько лет в российские аптеки.
Российские ученые замедлили старение клеток при помощи гормона сна
К примеру, мыши из контрольной группы начали быстро терять вес, у них искривлялся позвоночник, они теряли волосы и в целом начинали вести себя, как пожилые особи. С другой стороны, грызуны, употреблявшие SkQ1, не проявляли типичных признаков старения еще как минимум 40-45 дней, благодаря чему их здоровая старость продлилась гораздо дольше, чем у первых мышей. В среднем, мыши, употреблявшие SkQ1, жили около 335 дней, тогда как особи из контрольной группы обычно дотягивали лишь до 290 дней.
Помимо "Визомитина", Скулачев и его команда работают над созданием и началом производства другого лекарства на базе SkQ1, раствора для приема внутрь. Сейчас он, как сообщает пресс-служба МГУ, проходит клинические исследования. В случае успеха этих исследований "лекарство от старости" может появиться в аптеках через 2-3 года.