Ноев ковчег: зачем МГУ создает биологическую "палату мер и весов" - «Наука» » Новости Дня Сегодня
Ноев ковчег: зачем МГУ создает биологическую "палату мер и весов" - «Наука» 15:00 Среда 0 504
8-03-2017, 15:00

Ноев ковчег: зачем МГУ создает биологическую "палату мер и весов" - «Наука»

Россия создаст первый в мире банк биоматериалов всего живого на Земле

По словам академика Всеволода Ткачука, декана факультета фундаментальной медицины, суть "Ковчега" будет заключаться не в пополнении коллекции, а в ее использовании по прямому назначению – для раскрытия тайн жизни на Земле и обеспечения максимально комфортного существования для всех людей.

Ковчег для выживания человечества

"В современной биологии произошла настоящая революция. Тысячи лет люди умели размножать растения вегетативным путем, используя веточки или кусочки клубней. В XXI веке клеточная биология достигла такого уровня, когда нечто подобное стало возможным и для клеток человека. Клонирование стало обычным бизнесом в США и ряде других стран – сегодня богатые люди могут просто заказать клона своей любимой кошки, собаки или породистой лошади", — рассказывает академик Ткачук.

По этой причине в коллекции МГУ будут храниться не только препарированные образцы отдельных растений и животных, но и их замороженные клетки и ДНК. Помимо флоры и фауны, в лабораториях университета анализируются и каталогизируются культуры клеток человека, а также колонии водорослей и микробов.

В МГУ открылась первая лаборатория полногеномного анализа

"Ученые Московского университета предложили использовать открытия последних лет, в том числе технологии клонирования и перепрограммирования клеток, для сохранения биоразнообразия на Земле и восстановления вымирающих и вымерших видов. Энтомологи говорят, что если вымрут пчелы, то человечество исчезнет примерно через год, так как из-за исчезновения опылителей наступит голод и нам просто нечего будет есть", — продолжает ученый.

Как подчеркивает Ткачук, каждый вид животных и растений — это продукт миллионов лет эволюции, и потеря даже одного вида может стать невосполнимой утратой для экосистем и человечества. ДНК и генетический материал этих животных, если его "спасти" на Ковчеге, будет бесценен по двум причинам – его можно использовать для воскрешения видов и для изучения их генов, многие из которых могут обладать уникальными функциями, не имеющими аналогов в природе.

Австралийские аборигены были первыми "мигрантами" из Африки

За носителями этих геномов, как отметил Ткачук, ученые следили на протяжении десятилетий, что позволяет использовать их ДНК для поиска причин развития болезней и методов их лечения, в том числе и при помощи стволовых клеток и методик геномного редактирования.

Лаборатория геномного анализа, созданная недавно в рамках "Ноева ковчега", как считает Ткачук, поможет реализовать эти задачи, в том числе позволит российским ученым научиться редактировать отдельные гены в медицинско-терапевтических целях.

По словам академика, уже сегодня ученые из МГУ проводят опыты по исправлению дефектов в клетках людей, страдающих от болезни Альцгеймера, атрофии мускулов и других тяжелых генетически обусловленных заболеваний. Молекулы, выделенные из стволовых клеток, сейчас уже проходят клинические испытания по лечению цирроза, язв и прочих проблем, связанных с массовой гибелью клеток.

Российские биологи раскрыли секрет вечной молодости "голых землекопов"

Вся информация, собранная в рамках этого проекта, уже была или будет оцифрована и опубликована на сайте "Ковчега". Как отметил Петр Каменский, научный координатор проекта "Ноев Ковчег", доступ к этой информации будет принципиально открытым – любой человек сможет зайти на сайт депозитария и получить любые интересующие его данные. Единственным исключением станут открытия ученых МГУ, защищенные патентами, и персональные данные пациентов, пожертвовавших свои клетки для коллекции.

Россия создаст первый в мире банк биоматериалов всего живого на Земле По словам академика Всеволода Ткачука, декана факультета фундаментальной медицины, суть