29 июня 1941 года нацистская Германия и Финляндия начали операцию по оккупации Кольского полуострова — «Голубой песец». Судьба Советского Союза решалась на Западном фронте, однако потеря Заполярья могла значительно осложнить положение Красной армии. Летом 1941 года наступление вермахта захлебнулось, несмотря на двукратный перевес немецких войск. Как советским защитникам Заполярья удалось сковать превосходящие силы противника — в материале RT.
Оккупация советского Заполярья была частью плана «Барбаросса», предполагавшего выход нацисткой армии на линию Архангельск — Астрахань. Захват почти всей европейской части СССР противник рассчитывал завершить в сентябре-октябре 1941 года.
Практически все силы вермахта Адольф Гитлер сосредоточил для ударов по Украине, Белоруссии и Прибалтике. Однако операция по оккупации Кольского полуострова — «Голубой песец» — очень быстро приобрела стратегическое значение из-за начавшихся поставок в Мурманск и Архангельск британских товаров и военной техники.
В рамках ленд-лиза с августа 1941-го по май 1945 года в советские заполярные порты прибыли 78 конвоев Соединённого Королевства (около 1,4 тыс. судов). «Арктический конвой» обеспечил 22,6% от общего количества грузов, отправленных союзниками в годы ВОВ.
Армия «Норвегия»
Главным плацдармом для вторжения в советское Заполярье стала Норвегия. В апреле-мае 1940 года протянувшаяся на 1,7 тыс. км страна была практически без боя оккупирована в ходе операции «Везерюбунг». В июне норвежский король Хокон VII бежал в Лондон и учредил правительство в изгнании.
Руководство Германии рассматривало норвежцев как часть арийской расы, однако скандинавы негативно относились к «братьям по крови». Норвежские коллаборационисты (около 10% населения) приняли ограниченное участие в боях на стороне вермахта. Воевали немногим более 50 тыс. норвежцев.
К июню 1941 года нацисты сформировали армию «Норвегия», куда вошли два немецких корпуса и один финский. Руководил объединённой группировкой генерал Николаус фон Фалькенхорст, который командовал операцией «Везерюбунг».
Поддержку немецкой и финской пехоте, состоявшей из хорошо подготовленных горно-егерских формирований, оказывали подразделения Пятого воздушного флота Германии и нацистские боевые корабли, дислоцированные в норвежских портах. Общая численность оккупантов оценивалась в 97 тыс. человек. Количество орудий составляло 1037 единиц, танков — 106.
Нацистам противостояла 52-тысячная группировка Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), на вооружении которой числилось 150 артиллерийских орудий и миномётов и 392 танка. Основную тяжесть удара приняла 14-я армия под командованием генерала Валериана Фролова.
Согласно плану «Барбаросса», «Норвегия» должна была в течение 7 дней захватить военно-морскую базу в Мурманске, а через 10 дней — город Кандалакша (200 км на юг от Мурманска), отрезав Кольский полуостров от Карелии. На операцию «Голубой песец» отводилось 14 дней.
Как и на Восточном фронте, вермахт рассчитывал на блицкриг (молниеносную войну). Однако в силу рельефа местности нацисты были лишены возможности активно использовать танковые войска, которые составляли авангард наступающей мощи на Восточном фронте.
Немецко-финские войска были вынуждены преодолевать препятствия в виде скал и болот. Кроме того, в приграничной полосе не было ни одной дороги (даже грунтовой). Вторжение нацистов началось с артиллерийского обстрела и бомбардировок с воздуха.
Героическое сопротивление
Двукратное превосходство в численности позволило немцам и финнам разгромить часть пограничных застав и окружить выдержавших первый натиск пограничников. Однако какого-либо серьёзного успеха «Норвегия» достичь не смогла. В конце июня — начале июля нацисты продвинулись лишь на 2-3 км.
К сожалению, о первых боях с вермахтом сохранилось очень мало сведений. Заполярный фронт был обделён вниманием военных историков. Обнаруженные местными волонтёрами и краеведами останки свидетельствуют о том, что пограничники оказали героическое сопротивление захватчикам.
Некоторые заставы сражались без воды и продолжали отстреливаться, несмотря на блокаду и безвыходное положение. Практически все защитники советской границы погибли, имена многих из них до сих пор неизвестны.
Считается, что первый бой приняли солдаты, которым было поручено удерживать врага у подножия высоты 206,0 (советское довоенное обозначение — высота 204,2). О том, что происходило в те дни, рассказывает книга «Летом сорок первого» участника ВОВ, писателя Макара Андреевича Бабикова.
«Ровно в три часа (29 июня 1941 года. — RT) неприятельский батальон пересёк границу и вступил на советскую территорию. Пограничники и передовые дозоры открыли по ним огонь из винтовок и пулемётов. Выдержки, пока неприятель подойдёт поближе, в поражаемую зону, у бойцов не хватило», — рассказывает Бабиков.
Из книги следует, что высота 206,0 была обстреляна с воздуха и из артиллерии. Несмотря на это, пограничники успели сходить врукопашную и отразить с помощью пулемётов несколько атак противника.
«Пятый час бойцы роты удерживали позиции на высоте. Егери поднялись в новую атаку. С оставшейся небольшой горсточкой красноармейцев лейтенант Каблуков бросился врукопашную. Схватка произошла почти у вершины, командир роты и бывшие возле него воины погибли. Остатки роты пробились через вражеский заслон по северному скату и ушли к 6-й роте», — пишет Бабиков.
Верманский рубеж
Как и вся Красная армия, группировка советских войск в Арктике не была готова к нападению нацистов. Инженерные сооружения начали возводиться только в 1940 году, когда окончилась война с Финляндией. Отчасти это было связано с тем, что Москва «поменялась» территориями с Хельсинки и не успела оборудовать должным образом новые рубежи.
В Заполярье красноармейцы испытывали типичные для РККА проблемы: низкое качество и неисправность военной техники, нехватка горючего и запчастей, недостаточный уровень профессионализма солдат и офицеров (более половины командиров находились на своих должностях менее чем полгода). В 1937—1938 годах в РККА была проведена массовая чистка, а в 1939 году численность советской армии выросла в два раза.
При этом немцы и финны сосредоточили вблизи арктической границы СССР горно-егерские войска, которые прошли специальную подготовку и были великолепно экипированы. У финнов был за плечами опыт боёв с РККА, а немцы испытывали воодушевление после грандиозных успехов в Европе и на Восточном фронте. Однако в Заполярье вермахт мгновенно увяз.
В течение первых суток немцы должны были захватить посёлок Титовка и полуостров Рыбачий, чтобы открыть дорогу на Мурманск. Однако красноармейцы удерживали Рыбачий на протяжении 3,5 лет, получая боеприпасы и продовольствие через Баренцево море.
Наступление немецко-финских войск на Кандалакшу также не увенчалось успехом, хотя противник продвинулся в июле на 20-30 км. Аналогичная ситуация была на карельском направлении. Вермахт стремился овладеть городом Лоухи, который расположен в северо-восточной части Карелии.
19 июля 1941 года нацисты преодолели 64 км, а 7 августа взяли город Кестеньга. Но в конце августа РККА и добровольческие отряды перешли в контрнаступление и отбросили оккупантов на 13 км восточнее Кестеньги.
В первой половине осени 1941 года немецко-финский блицкриг был сорван, хотя в сентябре на мурманском направлении советские войска были вынуждены отступить, закрепившись на реке Верман. В октябре фронт окончательно стабилизировался, и война приняла позиционный характер.
Наиболее трагическая страница в истории битвы за Арктику связана с бомбардировками Мурманска. На город, который 6 мая 1985 года получил звание Героя, люфтваффе совершили 792 авианалёта и сбросили 185 тыс. бомб. Мурманск, подобно Сталинграду, был почти стёрт с лица земли.
Сокрушительный удар
Отстоять Кольский полуостров и Северную Карелию во многом удалось благодаря самоотверженности и героизму местного населения.
В ряды РККА записался каждый шестой житель Мурманской области. Летом 1941 года были сформированы отряды народного ополчения, истребительные полки и батальоны, а также санитарные дружины.
Жители области охраняли объекты инфраструктуры, уничтожали диверсионно-разведывательных группы противника и сами совершали атаки в тылу нацистов. Ополчение стремилось ослабить натиск вермахта, нападая на автоколонны, снабжавшие оккупантов.
Около 30 тыс. человек были мобилизованы на работы по строительству инженерных сооружений, окопов, дзотов и бомбоубежищ. Женщины, дети и старики трудились на производстве, обеспечивая солдат продуктами и боеприпасами.
Относительное затишье на северном фронте продолжалось до осени 1944 года. СССР и Германия не ставили цель переломить ситуацию в Арктике из-за отсутствия резервов для серьёзного наступления. В конце января 1944 года была снята блокада Ленинграда, а летом РККА вышла к рубежам оккупированной нацистами Восточной Европы.
В сентябре 1944 года красноармейцы в Заполярье достигли необходимого перевеса над противником (97 тыс. советских солдат и офицеров против 53-тысячной группировки). Северный флот СССР почти в два раза превосходил немецкий по числу кораблей, в три раза — по числу самолётов.
7 октября РККА перешла в наступление и 18-го числа достигла норвежской границы. За три недели октября советские солдаты продвинулись на запад до 150 км и освободили восточные районы Норвегии. В результате сокрушительный удар был нанесён по ВМС и морским коммуникациям противника. Также нацисты лишились возможности получать никелевую руду для оборонной промышленности.
Наступление РККА проходило в рамках Петсамо-Киркенесской операции. В боях с вермахтом погибли 15 тыс. человек, потери противника составили 30 тыс. В общей сложности в боях за Кольский полуостров и Северную Карелию погибло более 67 тыс. советских граждан.