Ученые из РАН нашли в грибках-паразитах потенциальное лекарство от рака - «Наука» » Новости Дня Сегодня
Ученые из РАН нашли в грибках-паразитах потенциальное лекарство от рака - «Наука» 16:00 Вторник 0 643
14-11-2017, 16:00

© Depositphotos / VtanovskiРаковые клетки

Генетики выяснили, как рак кожи делает себя неуязвимым для химиотерапииОдно из отличительных свойств раковых клеток — способность поглощать много питательных веществ и кислорода, из-за чего они бесконтрольно растут и размножаются. В результате создается крайне неблагоприятная среда, в которой другие клетки, в том числе и "киллеры" рака, могут жить очень недолго.

Кроме того, как недавно выяснили ученые, раковые клетки способны защищаться от уничтожения и другими способами: они могут игнорировать молекулы, запускающие реакции клеточного самоуничтожения, или использовать их в качестве сигналов роста, а также вырабатывать не свойственные нормальным клеткам вещества, отпугивающие иммунные тельца или делающие опухоль невидимой для них.

Так, Юрий Корыстов из ИТЭБ РАН и его коллеги приводят в пример липоксигеназы — семейство ферментов, управляющих жизнедеятельностью и ростом клеток. Эти белки расщепляют жировые молекулы и превращают их в различные сигналы, в частности в команды на запуск программы апоптоза (самоубийства) клетки.

Ученые из России создали наночастицы-"гранаты", убивающие ракЭти сигналы хорошо действуют на здоровые клетки, вызывая их массовую гибель, но раковые клетки воспринимают их совершенно иначе — начинают активно размножаться. Соответственно, предположили биофизики, подавление активности липоксигеназ может затормозить рост опухоли или даже уничтожить ее.

Вещества, подавляющие работу этих ферментов, ученые недавно обнаружили в экстракте грибков Lecanicilium lecanii, паразитирующих на тле, белокрылках и других насекомых-вредителях. Это открытие дало повод проверить, будет ли вытяжка из гриба подавлять рост раковых клеток в пробирке.

Как показали опыты на культурах клеток рака крови, грибковые ферменты действительно замедляли рост опухоли, поэтому ученые перешли к исследованиям на мышах, в организм которых вводили раковые клетки. Когда у грызунов сформировались опухоли, ученые извлекли их и обработали экстрактом грибов.

Оказалось, что компоненты Lecanicilium lecanii действительно могут убивать клетки рака крови, хотя не так хорошо, как другие вещества, подавляющие работу липоксигеназ.

Ученые выяснили, как рак сумчатых дьяволов обходит иммунную систему

При этом ученые обнаружили еще одно положительное свойство грибкового экстракта, возможно, способное облегчить борьбу с раком. Как показали дальнейшие опыты, экстракт не только ускоряет гибель раковых клеток, но и защищает Т-клетки (главные "дирижеры" иммунной системы) от массовой гибели во время радиотерапии. Поэтому иммунная система может сразу приступать к борьбе с остатками опухоли по окончании облучения.

Подобная комбинация свойств, как считают ученые, позволяет применять экстракт Lecanicilium lecanii для усиления радио- и химиотерапии или уменьшения их дозы. Выводы ученых и дальнейшие перспективы по использованию этих веществ изложены в статьях в журналах "Бюллетень экспериментальной биологии и медицины" и "Медицинская радиология и радиационная безопасность".

© Depositphotos / Vtanovski Раковые клетки МОСКВА, 14 ноя — Новости Дня. Биохимики из Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН в Пущино обнаружили в паразитических грибках насекомых необычное вещество, которое подавляет рост раковых клеток и заставляет их самоуничтожаться, сообщает пресс-служба института. Генетики выяснили, как рак кожи делает себя неуязвимым для химиотерапииОдно из отличительных свойств раковых клеток — способность поглощать много питательных веществ и кислорода, из-за чего они бесконтрольно растут и размножаются. В результате создается крайне неблагоприятная среда, в которой другие клетки, в том числе и