© Новости Дня / Алексей КуденкоУчастники митинга и шествия КПРФ в Москве, посвященного 100-летию Великой Октябрьской социалистической революцииПодпишись на ежедневную рассылку РИА Наука
Спасибо за подписку
Пожалуйста, проверьте свой e-mail для подтверждения подписки
МОСКВА, 8 июн — Новости Дня. Глобальные изменения в обществе, такие как революции, становятся успешными, если их поддерживает как минимум четверть населения. Об этом заявляют социологи в статье, опубликованной в журнале Science.
Российские ученые выяснили, как работает "сарафанное радио""Даже если какая-то группа людей находится на пороге масштабных изменений, они сами этого не осознают и не понимают, что произойдет в ближайшем будущем. Если их сторонников даже чуть-чуть не хватает, то все усилия активистов будут напрасны. Но удивительно, что, когда их число достигает магической отметки в 25 процентов, они резко меняют мнение всего общества", — заявил Дэмон Центола (Damon Centola) из Университета Пенсильвании в Филадельфии (США).
В последние годы ученые активно интересуются тем, какие принципы управляют поведением больших групп людей и неразумных существ. Это знание, считают исследователи, критически необходимо для понимания, как распространяются эпидемии, и защиты от потенциально смертельных вспышек опасных и заразных болезней вроде Эболы.
К примеру, в сентябре 2015 года американские математики выяснили, как работает "коллективный разум" толпы. А пять лет назад они изучили, какую роль играл Twitter и другие соцсети в "арабской весне", и установили, как революционные волнения распространяются по широким слоям населения. Ученые из Университета ИТМО в Санкт-Петербурге, в свою очередь, недавно выяснили, как работает общественный консенсус и сарафанное радио.
Социологи из Пенсильвании заинтересовались другим вопросом — когда именно наступает момент, когда, как говорил Ленин, "верхи не могут, низы не хотят" и в обществе происходит радикальная смена всего и вся.
Ученые объяснили, почему красный цвет толкает людей на революцию
За последние три века в мире произошло несколько десятков крупных революций. Некоторые оказались удачными, как Октябрьский переворот 1917 года в России, а другие полностью провалились, как восстание студентов в Германии в 1848 году или российская революция 1905 года.
Чтобы узнать, с чем связаны эти успехи и провалы, Центола и его коллеги провели эксперимент на двух сотнях добровольцев, которых набрали в Сети. Их разбили на десять групп и предложили поучаствовать в спорах о том, какие слова нужно употреблять при описании тех или иных объектов и феноменов.
Участники дискуссий были материально заинтересованы в том, чтобы прийти к единому знаменателю, в таком случае ученые выдавали им небольшую денежную награду. Выражать альтернативное мнение было невыгодно и с материальной, и с социальной точки зрения, так как "диссидент" бил и по своему карману, и подставлял весь коллектив.
Меняя число активистов в группах, ученые пытались понять, когда возникнет знаменитая ленинская "революционная ситуация" и массы уступят мнению революционеров и откажутся от общепринятого мнения.
Американские ученые разработали метод организации Twitter-революций
Как оказалось, подобные сдвиги начинали происходить только тогда, когда число сторонников революционных идей в группе достигало 25 процентов. Удивленные таким результатом, ученые проверили, что произойдет, если общество будет более авторитарным и консервативным, для чего утроили и удвоили денежную награду за соблюдение традиций.
На результат эксперимента это не повлияло, революция и в этих случаях начиналась тогда, когда каждый четвертый член группы становился носителем ее идей. С чем это связано, социологи пока не знают.
Этот вывод, как отмечает Центола, противоречит классическим представлениям экономистов о том, что революционные изменения происходят лишь тогда, когда их поддерживает более половины населения, и очень хорошо объясняет, зачем власти Китая культивируют небольшие группы "ботов", поддерживающие официальную позицию КПК и других партийных органов во всех социальных сетях.