Подписанный президентом Российской Федерации В. Путиным указ относительно признания на территории России документов ДНР и ЛНР стал знаковым событием в мировой политической повестке.
Предпосылки появления указа и цели, которые он преследует, достаточно очевидны. Во-первых, это облегчение жизни простому человеку — жителю Донбасса, оказавшемуся в очень тяжёлой ситуации. Во-вторых, это реакция на заявления последних дней со стороны западных партнеров, фактически солидаризирующихся с пропагандой официального Киева. В-третьих, это ответ всем политикам и экспертам считавшим, что Россия «слила» ДНР и ЛНР.
Текст самого указа достаточно емкий и конкретный. В его преамбуле говорится, что он принимается «В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного гуманитарного права». Подчеркивается, что время действия указа — «на период до политического урегулирования ситуации в отдельных районах Донецкой и Луганской областей Украины на основании Минских соглашений».
Также в тексте перечисляются документы ДНР и ЛНР, которые признаются действительными в Российской Федерации и объявляется, что жители ДНР и ЛНР «могут осуществлять въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации без оформления виз на основании документов, удостоверяющих личность (несовершеннолетние дети в возрасте до 16 лет — на основании свидетельства о рождении), выданных соответствующими органами, фактически действующими на территориях указанных районов».
Указ ожидался достаточно давно, особенно среди жителей ДНР и ЛНР, которых Украина фактически сама лишила гражданства, сделав для многих получение паспорта, либо любого другого документа украинского образца просто невозможным.
Формула украинской власти, согласно которой, чтобы оформить паспорт или пенсию необходимо выезжать на территорию, контролируемую ВСУ или так называемыми добровольческими батальонами, а, по сути, бандитами с оружием в руках, далеко не для всех в Донбассе оказалась реализуемой.
Во-первых, молодежь и люди среднего возраста (особенно парни), при въезде на украинскую территорию постоянно подвергаются унижению и придиркам, а зачастую арестовываются просто потому, что кому-то кажется, что они могут сотрудничать с властями ДНР и ЛНР.
Во-вторых, далеко не каждый пенсионер, которому 70−80 лет может совершить поездку на подконтрольную Украине территорию, потому что путь занимает не один час. Там его ждут очереди и предвзятое отношение и далеко не факт, что поездка увенчается достижением цели — получением мизерной пенсии, ради которой он всю жизнь работал и на Украину.
В-третьих, любая поездка жителя ДНР или ЛНР за линию размежевания — риск для жизни. Многие помнят, как 16 декабря прошлого года служащий ВСУ (по заключению украинского суда) расстрелял автобус с мирными жителями на КПП «Майорск», решив таким способом разделаться с «сепаратистами».
Но для украинской власти все эти «мелкие» проблемы просто не существуют, хотя почти каждый политик на Украине традиционно выступает за полную блокаду Донбасса. Тут можно наблюдать ставшую бедой для украинских деятелей «раздвоенность мозгов», когда они в один голос заявляют, что Донбасс — это Украина и там проживают их сограждане, и в то же время предлагают осуществлять полную блокаду данных территорий. Многие идут дальше — уже от министров и руководителей политических сил можно услышать заявления о недостаточной генетической чистоте жителей Донбасса.
Говоря о геополитическом контексте указа, следует выделить ряд ключевых аспектов. Ожидания относительно возможности выстраивания конструктивного диалога между Россией и США не оправдываются, особенно в рамках проблемы конфликта в Донбассе. Если еще до Мюнхенской конференции были надежды на более взвешенную и вдумчивую политику США в этом направлении, то заявления Р. Тиллерсона и М. Пенса продемонстрировали, что силы настроенные на противостояние с Россией превалируют в администрации Д. Трампа.
Партнеры из ЕС также сохраняют свою позицию поддержки Украины и зачастую используют риторику украинского президента для оценок происходящего в Донбассе. В этой плоскости выглядят сюрреалистичными постоянные апелляции к теме необходимости выполнения Минских соглашений со стороны России (хотя Россия не является стороной конфликта, а в рамках «Минска-2» выступает стороной-гарантом).
В завершении — о позиции официального Киева по поводу принятого указа. Украинская пропаганда решила сделать упор на трех тезисах: а) указом о признании документов ЛДНР Россия нарушила Минские соглашения и таким образов вышла из переговорного процесса; б) Россия признала независимость ДНР и ЛНР; в) Россия, издав указ, стала стороной конфликта.
Во-первых, указ президента РФ не может нарушить Минские соглашения, так как ни в одном документе в рамках «Минска-2» не говорится о подобном аспекте. С другой стороны, в Комплексе мер черным по белому написано, что Украина должна искать возможности восстановления социально-экономических связей, включая социальные переводы, такие как выплата пенсий и иные выплаты, а не устраивать тотальную блокаду ДНР и ЛНР. В указе подчеркивается гуманитарный характер инициативы, которая направлена на обеспечение прав и свобод жителей молодых республик, находящихся в России.
Во-вторых, только в воспаленном мозгу многих украинских политиков могло возникнуть понимание ситуации с подписанием указа, как шага, формализующего независимость ДНР и ЛНР. Естественно, что даже намека на признание в тексте указа нет. Особо просвещенным представителям украинской политической «элиты» можно разве что порекомендовать почитать учебники по международным отношениям и разделы, связанные с юридической стороной признания государств в мировом опыте.
В-третьих, утверждение о том, что Россия, признав документы ЛДНР, стала стороной конфликта, с точки зрения международного права является абсурдным. Если пользоваться данной логикой, более 100 стран, признающих документы Косово, являются сторонами конфликта с Сербией.
Подводя итог, следует сказать, что появление указа относительно признания Россией документов ДНР и ЛНР — это большой символический жест, демонстрирующий, что Россия не оставит жителей донбасских республик и будет с ними до победного конца.