На прошлой неделе произошло небывалое по европейским меркам событие. Впервые на высший пост Евросоюза был избран (точнее, переизбран) человек, против которого голосовала его же собственная страна. Поляк Дональд Туск был избран главой ЕС еще в 2014 году. Теперь же Польша недовольна тем, как Туск представляет интересы ЕС в ущерб родной стране, и в знак протеста против его избрания отказалась подписывать итоговые документы саммита ЕС в Брюсселе.
Нынешние польские власти активно пытались воспрепятствовать переизбранию Туска. Пресс-секретарь правящей партии Польши «Право и справедливость» Беата Мазурек отметила, что это решение не предвещает Европе ничего хорошего. «Впервые в истории лидеры государств ЕС поддержали человека вопреки воле правительства страны, из которой этот человек родом», - заявила она.
Дело в том, что Дональда Туска, бывшего премьер-министром Польши целых 7 лет, можно назвать личным врагом нынешних польских властей и лично Ярослава Качиньского, лидера правящей партии. Некогда возглавляемая Туском «Гражданская платформа» - главный конкурент властной партии Качиньского «Право и справедливость». Вплоть до того, что именно на Туска возлагают моральную вину за гибель президента Польши Леха Качиньского, брата-близнеца Ярослава Качиньского.
Однако сугубо внутрипольский конфликт не мог бы стать причиной столь резкого ухудшения отношений между Брюсселем и Варшавой. Не случаен и ряд претензий к Туску: якобы он поставит интересы Евросоюза выше интересов родной Польши. С одной стороны, именно так и должно быть: Евросоюз – более высокая ступень, наднациональная общеевропейская надстройка, и любой чиновник ЕС должен стоять на страже интересов всего союза в целом, а не быть лоббистом какой-то определенной страны.
Что же напрягло поляков? Дело в том, что за прошедшие годы сам Евросоюз очень сильно изменился. О выходе из Еврозоны вслед за Великобританией громко заявляют, например, во Франции, где глава французских правых Марин Ле Пен всерьез готовится к схватке за кресло президента страны. Свалившиеся на ЕС испытания вроде мигрантского кризиса выявили слабые места Евросоюза, оказалось, что большинство государств продолжают жить по принципу «моя хата с краю». К тому же, когда Туск избирался на эту должность в первый раз, это было своеобразным символом признания успехов Польши в общеевропейском деле.
Гвоздь в крышку гроба былого единства еврозоны вогнало предложение Франции, Италии, Испании и Германии о так называемой «Европе разных скоростей». Символично, что это предложение прозвучало как раз в юбилейную годовщину создания Европейского союза: 60 лет назад был подписан так называемый Римский договор, ставший первым кирпичиком в фундаменте союза европейских стран.
Суть предложения в том, что старые страны Евросоюза устали платить за отстающих. В отстающих – стремившиеся в ЕС всеми силами страны бывшего СССР, например, Литва, Эстония… Туда же можно отнести страны Восточной Европы, пытавшиеся тем самым поскорее вырваться из орбиты Москвы. Можно понять их разочарование хваленым европейским братством, когда вместо равенства те же поляки получили роль мойщиков британских сортиров, а госпожа Меркель открыто заявляет, что некоторые страны Европы должны двигаться вперед более быстрыми темпами, чем другие.
Разумеется, Польше не нравится роль отстающей страны. Поляки и раньше получали упреки из Брюсселя за недостаточный энтузиазм в экономическом плане. Теперь же польским властям придется выслушивать все то же самое из уст своего главного внутриполитического врага. Когда стало ясно, что общей Европы, к тому же, построить не выйдет, внутри самой Польши заговорили о том, что неплохо бы последовать примеру англичан и устроить Pоlexit.
Уустами главы польского МИД озвучен курс на дезинтеграцию с ЕС. «Политика Европейского Союза была политикой двойных стандартов и обмана. Нам необходимо резко снизить уровень доверия к ЕС и начать проводить такую же негативную политику», - заявил Витольд Ващиковский в интервью польскому изданию «Супер-экспресс».
Официальные власти, впрочем, опровергают эту информацию. По словам Ярослава Качиньского, лидера правящей партии «Право и справедливость», польские власти не намерены инициировать выход из ЕС. «Всякого рода информация, что мы самостоятельно или с госпожой Ле Пен, с которой у нас столько же общего, сколько и с Путиным, будем выводить Польшу из ЕС – является просто обманом, манипуляцией и ничем больше», - заявил он.
Примечательно, что Европа, за право принадлежать которой так цепляются представители правящей партии, включая Качиньского, в ближайшем времени изменится до неузнаваемости. Поляки всячески дают понять, что им не по пути с «Национальным фронтом» и госпожой Марин Ле Пен, которая хочет демонтировать ЕС. Рост популярности правых и евроскептиков не заметит разве что слепой, и в скором времени Польша окажется в окружении тех, кого она называла «сепаратистами» и уверяла, что с ними Польше уж точно не по пути.
Нынешние попытки Польши зацепиться за тонущий корабль под названием ЕС можно объяснить лишь тем, что слабый Евросоюз – это слабая Польша, а за пределами Евросоюза стране придет конец. Главная боязнь поляков – снова оказаться в гордом одиночестве между европейскими гигантами, такими, как Германия и Россия. Нам есть что припомнить полякам, долгие годы успешно торговавшей русофобией на европейском рынке. А Германия не простит палок в колеса российско-германским газопроводам по дну Балтии. На сегодняшние метания Польши можно сказать лишь одно: не на тех вы в свое поставили, братья-славяне.