Материал комментируют:
Алексей Макаркин
Валентин Бианки
Вячеслав Смирнов
Константин Калачев
Михаил Виноградов
Сергей Водопетов
Кремль дал установку губернаторам регионов России превратить президентские выборы в праздник. Опрошенные «Свободной прессой» эксперты-политологи уверены: это действительно поможет поднять явку и голосование за самого главного кандидата.
Ярмарки, конкурсы и шарики
Со дня на день Совет Федерации должен официально дать старт президентской избирательной кампании. Хотя неформально она началась уже давно: о своем желании побороться за кресло главы государства заявили безоговорочный фаворит Владимир Путин, лидеры парламентских партий (Геннадий Зюганов и Владимир Жириновский) и множество политиков с куда меньшим процентом узнаваемости — от телеведущей Ксении Собчак (ее выдвижение поддержит партия «Гражданская инициатива») до председателя Национального родительского комитета Ирины Волынец (ее поддерживает «Народная партия России»).
Похоже, список потенциальных участников окажется еще больше. Хотя ясно, что далеко не все желающие реально смогут участвовать в кампании: для этого необходимо собрать либо 100 (если кандидата выдвинула партия), либо 300 (если это самовыдвиженец) тысяч подписей.
Между тем, в Кремле уже давно работают над стратегией кампании. «Свободная пресса» уже рассказывала, что замглавы администрации президента Сергей Кириенко (он курирует вопросы внутренней политики) дал губернаторам жесткую установку: избежать во время выборов любых скандалов. И в первую очередь связанных с «накруткой» голосов, поданных за Владимира Путина. Те главы регионов, которые будут заниматься этим слишком рьяно, могут лишиться кресел.
И вот теперь — новая установка, о которой узнало деловое издание «РБК». Оказывается, еще в конце ноября вице-губернаторов, которые отвечают в регионах за внутреннюю политику, собрали на семинар в Подмосковье, где перед ними поставили задачу: создать в день голосования 18 марта максимально праздничное настроение.
Причем, как сообщают инсайдеры РБК, способы могут быть самыми разными: проводить ярмарки, культурные и спортивные мероприятия, опросы жителей о судьбе их регионов… Сами избирательные участки нужно ярко украсить воздушными шариками, пригласить творческие коллективы, продавать еду и промтовары. В общем, все — как в добрые советские времена.
Понятно, что основная задача — не просто поднять людям настроение, а повысить явку. На прошлогодних выборах в Государственную Думу она была невысокой — всего 47,9%. Причем в 27 субъектах на участки пришло меньше 40% избирателей.
Самой же низкой на думских выборах оказалась явка в Санкт-Петербурге — лишь 32,5%, а в Москве к урнам пришли только 35,2% зарегистрированных избирателей. Видимо, за счет радостных массовок будет казаться, что народу больше.
Приказано — радоваться!
Повторение «думского» сценария на президентских выборах Сергея Кириенко решительно не устраивает. Судя по многочисленным «утечкам» из внутриполитического блока Кремля, 18 марта он хочет обеспечить явку не ниже 70%. И такой же процент поддержки действующего главы государства.
Вопрос — лишь в методах. Но удастся ли губернаторам реализовать установку, которую дала Москва — превратить выборы в общенародный праздник, когда на дворе бушует кризис?
Этот вопрос «Свободная пресса» задала нашим постоянным экспертам — политическим консультантам. И вот что услышала в ответ.
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин:
— Реализуемо, конечно. Эффективность определяется характером региона. В крупнейших городах — не очень. А в неизбалованной зрелищами провинции — вполне возможно. Думаю, что ставка делается на регионы в первую очередь, в том числе для привлечения людей старшего возраста. У пенсионеров дисциплина голосования выше вне зависимости от формата.
Директор Института политической социологии Вячеслав Смирнов:
— Именно в кризис люди как раз и любят праздники. Когда кризиса нет — каждый день и так праздник.
А то, что выборы — это праздник, так это классический подход с дореволюционного Учредительного собрания и советских времен. Тут и установок губернаторам давать не надо.
Но чтобы люди пришли на этот праздник, они должны знать о нем заранее. Ну и, конечно, не ходят на выборы по ряду бытовых причин — типа дачи — и в первую очередь именно лояльные и аполитичные избиратели. Зато «протестники» ходят гораздо активнее.
Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов:
— Собственно, само совмещение дня голосования с датой присоединение Крыма было уже такой заявкой. Мастеров и ивент-агентств по проведению праздников немало — профессионалов в этой среде в достатке.
Главное — чтобы этот «праздничный» настрой совпадал с «температурой» общественных настроений. А общество одновременно стабильно и капризно. Сейчас оно в большей мере в спячке, чем в эйфории. Плюс после любого корпоративного праздника есть отдельная задача — вывести общество из атмосферы ивента.
Руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев:
— Установка Кремля на «празднизацию» выборов предсказуема. Эта технология эффективна, она работает. Проверено: такой плакат мы еще лет восемь назад делали.
Именно в кризисы праздника хочется больше всего. Да и у нас не кризис, а «выход из стагнации». Тем больше хочется позитива. Весна, выборы, праздник!
Это и возвращение к советским традициям: «выборы-праздник» — это оттуда. На фокус-группах люди старшего возраста часто жаловались, что выборы перестали быть праздником — музыки нет, флагов и шариков мало, буфет уже не тот.
В общем, все делается «по запросу» избирателей…
Председатель комитета цифровых коммуникаций Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) Сергей Водопетов:
— По мнению некоторых СМИ, перед властями поставлена задача по проведению массовых мероприятий и созданию позитивного контекста для выборов президента в марте 2018 года. Но я бы здесь говорил скорее не о тактических задачах, а о некой конфигурации избирательного штаба.
Сегодня федеральный центр активно занимается «вытеснением» роли регионов в предстоящей кампании. На каждой избирательной кампании они представляли свою основную «валюту» — знание деталей конкретной территории. А сегодня мы видим, что федеральная повестка достаточно насыщенна, для федерального центра практически неограничен ресурс и политтехнологических, и политических консультантов. И понятно, что кампания будет проходить на неком «макроуровне».
Поэтому есть две важных задачи, которую, на мой взгляд, нужно выполнить регионам. С одной стороны, не создавать проблем для реализации федеральных инициатив и распространения «сигналов» о них. А во во-вторых, надо занимать проактивную позицию в вопросе создания позитивного настроения в регионе вообще и вокруг избирательной компании в частности.
То, как успешно будут решены эти неозвученные задачи, думаю, останется секретом — но на основании этих показателей и будет осуществляться награждение региональных глав уже по итогам выборов.
Член правления Российской ассоциации политических консультантов (РАПК) Валентин Бианки:
— «Парадность» дня голосования — неотъемлемый элемент любых выборов, тем более актуальна на президентских и неконкурентных выборах. Выразить поддержку — это некое гражданско-ритуальное действие, а ритуал требует оформления.
Без целенаправленных действий внешних (и, возможно, внутренних) игроков ухудшения экономической ситуации относительно того, как идут события последних месяцев-года — ожидать сложно. Хотя такие действия потенциально возможны (на фоне отстранения России от участия в Олимпиаде, предъявления новых, в разы более объемных, станционных списков в феврале).
Впрочем, даже если будет резкое падение, то оно — на первое время, но включающее в себя день голосования — приведет к очередному «сплочению вокруг лидера», так как будет подано как действия Запада против России.