Материал комментируют:
Сергей Ермаков
Сергей Марков
В четверг, 14 декабря, президент РФ Владимир Путин провел традиционную большую пресс-конференцию. Вопросы главе государства пытались задать 1640 представителей российских и зарубежных СМИ, в том числе AFP, Bloomberg, Xinhua News Agency, CNN, The Guardian. Для привлечения внимания лидера в ход шли плакаты, шапки Деда Мороза и даже папахи. Мероприятие в таком формате стало 13-м по счету и предвыборным по существу.
По совпадению, в кризисные годы такие пресс-конференции начинались строго по расписанию. На нынешнюю президент опоздал на 8 минут, и, впервые проигнорировав журналистов «кремлевского пула», дал первое слово девушке с радиостанции «Говорит Москва». Девушка в лоб спросила, зачем Путин снова идет на выборы, и какой бы хотел увидеть Россию в конце своего четвертого президентского срока.
Президента напор не смутил. Вполне буднично он ответил, что хочет видеть политическую систему РФ гибкой, экономику высокотехнологичной, а доходы населения — растущими. Глава государства отметил, что у него уже имеется предвыборная программа, но презентовать ее он будет в более подходящем формате. Также он заявил, что на выборы пойдет как самовыдвиженец.
Последовали другие «горячие» вопросы. Так, Путина спросили, почему рейтинги у других кандидатов в президенты «на уровне статистической погрешности», и не скучно ли участвовать в таких выборах.
Президент и здесь не полез за словом в карман. «Неожиданно, но я думаю, что политическая среда у нас, как и в экономике, должна быть конкурентной», — сказал он. Впрочем, дав оппонентам эту фору, Путин ее легко отыграл. По его словам, оппозиции нечего предъявить народу, кроме шума на площадях и критики режима. Потому что, если сравнивать с 1990-ми, ситуация благодаря действующей власти кардинально улучшилась: ВВП вырос на 75% (с 2000 года), промпроизводство — на 70%, пенсии — в 3,6 раза.
«Почти 10 лет мы жили в состоянии гражданской войны, когда приходилось 18-летних пацанов подставлять под пули. А сейчас госдолг сократился, резервы выросли в 30 раз», — резюмировал глава государства.
«Российская газета» попыталась добиться у президента признания, что экономика РФ растет фиктивно, за счет приписок. Но Путин с этим не согласился. «Экономика все-таки растет, никаких приписок нет. Рост ВВП составил 1,6%, рост промышленности тоже 1,6%. Высокие темпы роста демонстрируют автопром, химпром, фармацевтика, сельское хозяйство. И этот рост основывается на том, что преодолены шоки 2014?2015 годов: падение цен на нефть и санкции», — сказал глава государства.
Также Владимир Путин предложил освободить граждан и индивидуальных предпринимателей от налоговой задолженности, которая накапливалась в течение многих лет в силу несовершенства налоговой системы. «Кто-то, может быть, будет ругаться на меня из моих либеральных оппонентов, но, думаю, что нужно освободить людей от этих выплат», — сказал президент. По его словам, это касается 42 млн. человек, объем задолженности которых составляет 41 млрд руб.
Но самым агрессивным оказался вопрос украинского журналиста. Он обвинил Путина в том, что в Донбассе российские «решатели» устраивают «резню», а также в нежелании сдвинуть вопрос обмена пленными с мертвой точки.
Было видно, что эти слова задели Путина. Чуть менее сдержано он отметил, что его оппонент говорит на русском языке без акцента, а значит, ментально гораздо ближе к России, чем ему самому кажется. Президент напомнил, что причиной противостояния в Донбассе стал госпереворот в Киеве, который не поддержала часть украинского общества. И что против этой части Киев задействовал сначала спецслужбы, а потом ВСУ. «Российской армии там нет. Но в Донбассе с нашей помощью действительно созданы силы для защиты населения. Потому что, если этих сил не будет, украинские националисты устроят резню даже более жестокую, чем была в Сребренице», — сказал Путин. Выход из нынешнего конфликта, подчеркнул президент, один — Киев должен начать разговаривать с Донбассом напрямую. По красным пятнам, которые пошли по лицу украинского журналиста, было видно, что Путин его не убедил, но зал поддержал российского лидера аплодисментами.
Вслед замелькали вопросы по международной тематике: Северной Корее (Путин подчеркнуто удивился, что США сначала поставили Россию в один ряд с Ираном и КНДР, а теперь пытаются привлечь к решению проблемы), Сирии (он давно хотел посетит эту страну, и сделал это, как только сирийская территория была освобождена от ИГ*), Китаю (Москва и Пекин останутся стратегическими партнерами, вне зависимости от результатов выборов в РФ), США. Чего-то принципиально нового президент, отвечая на эти вопросы, не сказал. Но твердо заверил, что Россия обеспечит свою безопасность при нынешнем уровне военных расходов, и не даст втянуть себя в новую гонку вооружений, даже если США в одностороннем порядке выйдут из договоров РСМД и СНВ-3.
Отвечая на вопрос Ксении Собчак относительно того, почему действующая власть боится внесистемной оппозиции, в частности, Алексея Навального, Путин сравнил последнего с экс-президентом Грузии. «Вот те, кого вы назвали, — это Саакашвили в российском издании. И вы хотите, чтобы такие „саакашвили“ дестабилизировали ситуацию в стране? Вы хотите, чтобы мы переживали от одного Майдана к другому? Чтобы у нас были попытки государственных переворотов?».
Большая пресс-конференция Владимира Путина. Яркие фотоЧто показала большая пресс-конференция, убедил ли Путин россиян, что ему нет альтернативы?
— Путин демонстрирует, что находится в отличной форме, — считает политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков. — Все-таки граждане на выборах голосуют за личность, и теперь они смогли убедиться, что с президентом все в порядке. Это новость номер один, пусть и ожидаемая.
Новость номер два заключается в том, что значительную часть пресс-конференции глава государства посвятил международной тематике. Объяснение этому простое: Путин понимает, что успехи РФ в Сирии идут ему в плюс, и делает упор на этой теме. Зато социально-экономическая политика правительства — это огромный минус, и президент умело уходит от ее обсуждения, он не хочет подробно об этом говорить.
Так, глава государства уверенно говорит о росте экономики РФ в 1,6% ВВП как о достижении. Но при этом все понимают: показатель действительно недалеко ушел от величины статистической погрешности, и наша экономика продолжает пребывать в рецессии.
Именно потому Путин уходит от обсуждения «социалки» в эмоциональные оценки, юмор, в вопросы международной безопасности.
«СП»: — Президент развернуто высказался по ситуации на Украине и дал понять, что не против передачи Донбасса под международный контроль, но только при условии установлении прямого диалога Киева с Донецком и Луганском. Что стоит за этой формулой?
— Путин в игре вокруг Донбасса делает вид, что готов на уступку западникам. Но условием такой уступки является прекращение Киевом политики государственного терроризма. К сожалению, глава государства прямо об этом не сказал.
Надо понимать: российская политика в отношении Украины остается одним из главных направлений критики Кремля. Сегодня, я считаю, очевидно, что Россия потеряла Украину. И ясного ответа, что делать с Донбассом, кроме как держать ситуацию там замороженной у Путина, по всей видимости, нет.
«СП»: — Такой Путин отвечает потребностям избирателя, люди хотят видеть его президентом после 2018 года?
— Думаю, да. Но чего люди также хотят — чтобы Путин изменил внутреннюю социально-экономическую политику.
— Пресс-конференция Владимира Путина — фактически предвыборное мероприятие, — напоминает эксперт РИСИ Сергей Ермаков. — Программный момент в ней — заявления, что ситуация у нас неспокойная. Что у России есть внешние вызовы и даже угрозы безопасности, которые для всех очевидны. Путин дал понять, что не видит таких вызовов, которые невозможно было бы нейтрализовать. Причем без перекосов в бюджете — без ущемления расходов на социально-экономический блок.
Действительно, если американцы выйдут из СНВ-3 — это будет подрывом стратегической стабильности в мире, поскольку речь идет о ядерных вооружениях. А такие вооружения являются значимой частью военной мощи России.
Путин же подтвердил, что в противостоянии с США мы в любом случае будем исходить из принципа разумной достаточности. И сумеем эффективно отвечать американцам даже с военным бюджетом в $ 46 млрд. против $ 700 млрд. у Пентагона.
Такой ответ главы государства укладывается в логику пропагандистской войны, которая сейчас идет между РФ и Западом, и такой ответ наверняка найдет понимание у большинства населения России. Именно этот момент объясняет, почему международная тематика выдвинулась в рамках большой пресс-конференции на первый план.
* «Исламское государство» (ИГИЛ, ИГ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена.