Материал комментируют:
Сергей Удальцов
В советские времена все было ясно: левые — это приверженцы социализма, а правые, наоборот, стоят за капиталистов. В советские времена надо было быть явно, прилюдно левым, иначе век тебе не видать должностей, не заседать во власти, не быть прикормленным — нигде. Сегодня все изменилось, можно быть левым, правым — да хоть кем, главное — держать нос по ветру. И левые, и правые партии ныне занимают места в одном сессионном зале парламента, иных властных органах. Иногда конфликтуют, а порой и голосуют вполне солидарно, при совпадении интересов.
Какие интересы накануне президентских выборов в России могут объединить левые силы страны, что они могут предложить россиянам? Об этом «Свободная Пресса» беседует с координатором движения «Левый Фронт» Сергеем Удальцовым.
«СП»: — Вы теперь активно можете заниматься общественной деятельностью. Какой вам видится окружающая реальность? Что-то изменилось за прошедшие годы?
— Изменилось многое. Я несколько лет отбывал срок наказания по так называемому «болотному делу». Если раньше мы остро критиковали и социально-экономическую политику наших властей, и ущемление политических прав и свобод, то сегодня все эти проблемы, на мой взгляд, усилились многократно. Никакой путинской так называемой стабильности нет, по всем социально-экономическим показателям, если разобраться серьезно, идет проседание, деградация.
Обстановка, если говорить о политических правах и свободе, стала еще хуже, острее. Сегодня, если вы нелояльны к властям, у вас нет возможности войти с «черного входа для своих» в мэрию, в другой орган власти, то, практически, невозможно провести массовые публичные акции. Вам не дают нормально высказываться, вас гнобят: за любое проявление активности могут вменить уже уголовный срок, а не только административный арест, как было лет пять назад. Поэтому в целом по всем показателям ситуация ухудшается. Может быть, власть своими усилиями готовит революционную ситуацию? Потому что у меня порой складывается именно такое впечатление. Недовольство народа копится, оно рано или поздно вырвется наружу. Власти пора задуматься: если она будет и дальше играть в эти игры, то ведь можно и доиграться. Их снесет, неизвестно что будет с Россией. Пора начинать нормальные реформы, левый поворот в экономике, вести диалог с гражданским обществом. Другой альтернативы нет. Я думаю, ближайшая президентская выборная кампания отчасти может дать нам ответ на эти вопросы — готова власть меняться или всё будет по-прежнему.
«СП»: — Каковы сегодня перспективы у левых сил в стране? С одной стороны, есть социальные трудности, есть трудности с экономикой, промышленностью, реальным сектором, безусловно, есть социальное неравенство. С другой — мы видим, что левые идеи как таковые, выраженные в каких-то конкретных идеологических постулатах, немного уходят на второй план.
— На мой взгляд, Россия — это страна левых ценностей, левых взглядов. Да, они трансформируются, может быть, сейчас уже не надо вести речь о каких-то догматических канонах, уходить от фразеологии, которая раньше использовалась представителями левых сил. Но по духу наш народ, конечно, за справедливость социальную, за равенство возможностей, за солидарность, за взаимопомощь. Еще не вытравили из него, особенно из старшего поколения, этот остаток советского наследия, как бы власть ни пыталась.
Поэтому сейчас момент очень ответственный: или левые силы смогут перехватить инициативу, чтобы вернуть в умы наших граждан социалистическую повестку дня, или — все это может быть безвозвратно утеряно. Новые поколения россиян, которые растут сейчас, практически, ничего не зная ни о советском наследии, ни о социалистических идеях — будет во многом потеряно для нас. Для этого сейчас левым силам необходимо, во-первых, сплотиться. «Левый Фронт» и я, в частности, уделяем этому огромное внимание. Никаких распрей, никаких дрязг, меньше амбиций, выстраивать действительно единый левый фронт в широком смысле этого слова. Нужны новые лица, чтобы граждане России видели: у левого движения есть будущее.
Грядущая президентская кампания — хороший шанс для левых сил именно таким путем пойти, выдвинуть кандидата, который будет действительно новым лицом, ярким, который сможет внести дополнительную интригу в эту, вроде бы, заранее уже предопределенную кампанию по перевыборам Владимира Путина. Еще не всё потеряно.
Нужны люди, которые не несут на себе груза поражений, поражений в прошлом на разных выборах. Я с уважением отношусь к старшему поколению коммунистов, представителям КПРФ, но надо давать дорогу свежим силам. Оппозицию всегда бьют по больному месту: «А чем вы управляли? Чем вы руководили? Какой у вас хозяйственный опыт? Вы рветесь в президенты, в депутаты, в министры — что вы можете предложить?» Действительно оппозиция сегодня отодвинута от рычагов управления, у многих нет какого-то опыта действительно хозяйственного, это не трагично.
«СП»: — С кем левые силы могли бы вступить в какие-то союзы, коалиции, объединения? Был колоссальный опыт, начиная от Фронта народного спасения в 1993 году, потом в 1996 был создан Народно-патриотический союз России. Была некая коалиция разношерстных оппозиционных сил в 2011—2012 годах.
— В политике возможен любой альянс, любой тактический союз, если есть общая повестка дня, общее понимание каких-то ценностей, которые нас на данный момент могут объединять. Если в 2011—2012 годах была эта повестка дня общая и для левых, и для либералов, и для националистов, то есть — это свободные выборы, независимый суд, расширение пространства политических прав и свобод. Сегодня так сложилась ситуация, что альянс невозможен. Потому что те же либеральные силы сегодня не готовы ни к каким альянсам. Они работают только на себя, продвигают только своих кандидатов, ни на какие союзы не нацелены. Их кандидаты, говорю про Навального, Собчак, прочих, по своим мировоззренческим, идейным установкам нам, левым, абсолютно чужды. Особенно показательно их отношение к ситуации на Украине, со странами Запада, взгляды на социальную политику. Если вы прочитаете программы их кандидатов, увидите, что нас зовут в 90-е годы: полностью убрать государство из экономики, что свободный рынок всё отрегулирует. Ничего подобного. Мы с вами помним 90-е годы, к чему это привело: к обнищанию основной массы населения, к разрухе, когда вот эти ребята в малиновых пиджаках, так называемые «новые русские», купались в роскоши. Криминал расцвел, убийства, «бандитский Петербург» так называемый по всей России…
Либералы, которые себя так называют, а по сути часто выступали за авторитаризм или уничтожение каких-то демократических институтов, по сути, публично говорили совсем о другом. Это люди, минимум, двойных стандартов. Их демократизм — это обман, это такая красивая картинка. На самом деле они очень авторитарные. Не дай бог, они попадут во власть: мало не покажется. Это будет хуже, чем в 90-е. Инакомыслящим всем рты заткнут, коммунистов будут запрещать, я в этом не сомневаюсь, потому что они все антисоветчики, и никакой реальной демократии не будет. Даже сейчас, посмотрите, они между собой не могут договориться, постоянно грызутся, кто главнее, амбиции бьют через край. Это новые диктаторы, новые Ельцины. Нам под видом того же Навального, например, пытаются впарить нового Ельцина. Это будет страшное дело. Когда нас стали репрессировать в 2012 году, они отбежали в сторону. Никакой поддержки, никакой помощи. Как после этого с ними выстраивать новые альянсы? Поэтому еще раз говорю: в теории тактический союз возможен с разными силами, но с этими людьми, как показала практика, он невозможен. Поэтому сегодня для «Левого Фронта» главное — выстроить широкий фронт левопатриотических сил, чтобы мы могли навязать борьбу, навязать конкуренцию и нашей власти с ее антисоциальной политикой, что бы там Путин ни говорил, и вот этой либеральной команде, которая рвется к власти. Но это очень опасно. За ними стоит Запад, безусловно. В их программе написано: «Выстроить нормальные отношения с странами Запада», «прекратить агрессию против Украины» — это я у Навального читал тезисы в программе. Значит, «пересмотреть референдум по Крыму». Это же предательство национальных интересов, по сути дела, те же 90-е, когда Россию ставили на колени, пьяный Ельцин оркестрами дирижировал… Это был позор. И нас опять зовут туда. И самое главное, за этими либеральными силами стоят те же олигархи. Да, они сегодня говорят о борьбе с коррупцией, о свободных судах, независимых, но это всё вранье: ничего этого не будет. Мы видим ту же Украину. Там этот благородный порыв граждан во время Майдана использовали олигархи, проходимцы. И сейчас возможен такой сценарий, если левые силы -патриоты, будем разобщены. Надо сплачиваться, момент очень ответственный.
«СП»: — Вы вспомнили про Украину. Либеральные силы и силы, которые называют себя демократическими, на Украине пошли путем государственного переворота и организации массовых беспорядков, которые вылились в прямое кровопролитие на Майдане, улицах Киева. Возможно, наши либералы придерживаются той же тактики или лелеют надежду, что у них тоже получится майдан в Москве. Какой путь, какие реальные способы изберут российские левые, чтобы сформировать свою повестку дня?
— Ни одна политическая сила не может сказать, что она за или против революции. Революция, революционный процесс — это объективный процесс. Если мы с вами хорошо знаем историю, политэкономию, когда противоречия между верхами и низами становятся неразрешимыми, тогда и происходят разные революционные сценарии. Да, субъективный фактор важен, та или иная политическая сила или лидер могут подогревать эту ситуацию, могут, наоборот, этому препятствовать. Но всё равно объективный процесс не остановить. Мы, левые патриотические силы, всегда выступаем с точки зрения диалога, с точки зрения конструктива, и призываем власти всегда идти на это взаимодействие, не доводить как раз-таки до революций, а двигаться путем реформ. Но их надо осуществлять, эти реформы, а не забалтывать.
Сегодня власть забалтывает те реформы, предложения, которые предлагают левые силы. Не осуществляется левый поворот, экономика работает в интересах олигархов, узкой элитной группы, основная масса населения нищает. Все статистические данные говорят о крайне низких доходах простых россиян, 22 миллиона живут за чертой бедности. Это ненормально, это как раз и готовит тот революционный сценарий. Вопрос: в ситуации народного подъема, народного возмущения кто будет играть главную роль? Вот для этого левым силам надо сегодня мобилизоваться, сплотиться. Параллельно убеждать власть, что надо идти путем реформ, пока не поздно. Вот это самый правильный, самый мудрый путь. И для этого надо, опять же, я о чем говорил вначале, нужно предъявлять обществу наши новые, яркие лица, новых коммунистов, социалистов, патриотов, чтобы люди видели: у левопатриотического движения есть будущее. Вот это залог успеха. И тогда, я думаю, будут и победы на выборах, в которых надо участвовать, при всей их, конечно, ну, манипулятивной, фиктивной сущности. Надо пробивать эту брешь, эти выборы использовать в наших интересах. Я лично не сторонник из массовых народных выступлений делать страшилку, что они в любом случае приведут к украинскому сценарию. Главное — содержание этого протеста. Не надо подыгрывать нашей власти, которая всех пытается запугать, заставить сидеть дома и молчать, угрожая тем, что любой ваш протест — это подготовка майдана. Здесь надо мыслить диалектически и в эту ловушку не попадать.
«СП»: — А почему в либеральном лагере нет единства? Возможно, личные амбиции, но, может быть, есть какие-то идеологические разногласия? Как левым избежать этого?
— Вопрос злободневный. В Москве планируются 24 декабря акции «За свободные выборы», которые готовит Илья Яшин, депутат муниципального собрания, параллельно Дмитрий Гудков пытался свое мероприятие организовать. Вот в публичном пространстве мы видели все эти дрязги, разборки. Конечно, там амбиции превалируют, там идейности-то очень мало. Люди, как флюгеры, как хамелеоны, подстраиваются под ситуацию, ведут популистский совершенно образ политической деятельности. Они как пауки в банке, между собой грызутся, кто главнее, кто пропиарится лучше, получит больше хайпа, как сейчас можно выражаться. Это их сущность. И самое главное, такие акции подаются как акциями за свободные выборы для всех. Я у Яшина, спросил, а в этой акции могут участвовать левые силы, то получил отказ. Так что сегодня альянса разных сил не может быть: эти ребята, неолиберальные вожди сегодняшней России абсолютно неконструктивны. Они готовы людей подставлять под дубинки, под пули, а сами в стороне всегда. «Болотное дело» очень четко это показало. Кто сел в тюрьмы? Левые силы, патриоты. А либеральные вожди все на свободе, у них да, там куча уголовных дел, они все на свободе. Это о чем говорит? Что это двойной стандарт, там какие-то темные интриги плетутся, они, я думаю, закулисно общаются с властями, их кто-то там прикрывает, для меня это очевидно. Поэтому в такие игры мы не играем. Для нас главное сейчас — энергично провести президентскую кампанию. Будем сплачивать «Левый фронт», В январе съезд планируется, после выборной ситуации будем крепить единство левопатриотического фланга с тем, чтобы противостоять и антисоциальной политике власти действующей, поползновениям псевдолибералов, которые на самом деле тянут нас в 90-е, к новой олигархической диктатуре.
«СП»: — Левым раскол не грозит?
— Настраивайте себя на позитив, на объединение, на успех, а не на раскол, раздрай, поражение, потому что чем больше мы говорим об этих расколах, тем больше шансов, что так оно и будет. Я лично своим примером, даже пройдя тюрьму, пройдя колонию, показываю простой пример: надо двигаться к сплочению, отбросив все обиды, претензии друг к другу, надо добиться результата. Нам нужен пример успеха левого движения в России, сегодня, в современной ситуации. Это даст огромный импульс для того, чтобы пришли новые сторонники, молодые люди, и наша идея вновь гремела по всей стране. Я думаю, шанс на это есть. Но начинать надо с себя.