Материал комментируют:
Александр Дмитриевский
Дмитрий Галкин
Иван Лизан
Российские офицеры могут вернуться в Совместный центр контроля и координации (СЦКК) режима прекращения огня в Донбассе. Об этом в пятницу, 22 декабря, заявил журналистам пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков.
По его словам, необходимым условием для этого должно стать, во-первых, общее согласование, во-вторых, прекращение Киевом «провокационных действий» в отношении российских военных
Песков также напомнил о состоявшемся накануне телефонном разговоре Владимира Путина и канцлера ФРГ Ангелы Меркель. Ранее в Кремле сообщили, что помощники Путина и Меркель «дополнительно проработают условия», которые сделали бы это возможным.
Как сообщил официальный представитель немецкого правительства Штеффен Зайберт, лидеры двух стран выразили надежду на долгосрочное перемирие в Донбассе на основе рождественских договоренностей.
«Собеседники приветствовали утвержденное вчера трехсторонней контактной группой перемирие по случаю наступающего Рождества и выразили надежду на то, что оно может стать основой для долгосрочного прекращения огня на востоке Украины», — рассказал журналистам Зайберт.
Было ли решение о возможности пересмотра отзыва российских военных из СЦКК результатом договоренностей между Берлином и Москвой? И какими могут быть изменения в структуре, учитывая, что президент Украины Петр Порошенко заявил о том, что хотел бы видеть в комиссии представителей других участников «нормандского формата»?
— Почему бы и в самом деле не допустить возврат? — задается вопросом политолог Иван Лизан.
— Это же политика, в ней деятельность (причём без каких-либо успехов) СЦЦК тоже может стать предметом, как минимум, переговоров.
Вряд ли они могли о чём-либо договориться — слишком разные у сторон позиции, но поговорить о необходимости усилить давление на Киев Путин и Меркель вполне могли.
«СП»: — Верите ли вы в то, что Киев заставят не чинить препятствий российским наблюдателям?
— Очень сомневаюсь в этом. В целом, есть версия, что «Минск-2» умирает и на смену ему придут прямые переговоры США и России, в частности, между Сурковым и Волкером (зависит о того, удастся ли им всё же заставить Киев провести обмен пленными с республиками). Если Волкер и Сурков со своей задачей не справятся, то, возможно, ответственным за республики и Украину станет не Сурков, а кто-либо иной, кто представляет уже не политическое, а силовое крыло.
Но это исключительно теория. Понятно, что Киев ничего выполнять не собирается — ему это просто не нужно (нужна война без конца), а Москва и Вашингтон не доверяют друг другу и их отношения и дальше продолжат деградировать.
«СП»: — А как бы вы оценили перспективы «рождественского перемирия»? Может ли оно стать долгосрочным, на что надеются Путин и Меркель?
— Полагаю, что ближе к Новому году интенсивность боевых действий снизится: в наступление идти никто не намерен (на это просто нет сил), потому стороны расстреляют боекомплект, ВС республик подавят часть украинской артиллерии и вновь на время наступит относительное затишье.
Долгосрочного перемирия быть не может просто потому, что украинская олигархия научилась делать деньги и политический капитал на войне, от неё она точно не откажется.
— Надежда на рождественское перемирие вполне может реализоваться, если Берлин потребует от Киева, а Москва — от Донецка и Луганска воздержаться от боевых действий, — считает политический обозреватель газеты «2000» Дмитрий Галкин.
— Другое дело, что подобные меры воздействия на стороны конфликта могут обеспечить только краткосрочный мир. Берлин не является главным внешнеполитическим формированием для Киева, а Москва плохо контролирует донбасские вооруженные формирования, которые (вполне обоснованно) опасаются, что длительный мир неизбежно закончится политическим соглашением между Киевом и Москвой за счет ЛНР и ДНР.
«СП»: — Заявление Пескова о возможности возврата российских наблюдателей в СЦКК — это последствие разговора Путина с Меркель? Возможно такое, что удастся найти компромисс с Киевом в этом направлении?
— Несомненно. Компромисс с Киевом зависит от того, прислушается ли он к рекомендациям Берлина и изменит порядок въезда российских военных, принимающих участие в работе СЦКК, на территорию Украины.
«СП»: — Насколько реальна реализация предложения Порошенко ввести в СЦКК французов и немцев? Какие еще изменения в минском, нормандском или еще каком формате урегулирования могут ждать нас в будущем году?
— Вполне возможно, что Франция и Германия направят своих военных в СЦКК, чтобы стабилизировать его работу. Вообще, в следующем году европейские страны, скорее всего, будут более активно участвовать в урегулировании донбасского конфликта, чтобы не допустить его разрешения в результате сепаратного сговора американской администрации с российским руководством. Существует вероятность присоединения США к «нормандскому формату». Это, несомненно, укрепит позиции России, которая и сегодня стремится использовать диалог с США для того, чтобы выработать механизмы урегулирования донбасского конфликта.
Политолог Иван Мезюхо:
— Скорее всего, Ангела Меркель и Владимир Путин обсудили вопросы, связанные с нарушениями украинскими военными режима прекращения огня, обменом военнопленных. Европа вообще не очень-то желает быть втянутой в украинский кризис, но вынуждена участвовать в нормандском формате переговоров.
«СП»: — Сообщается, что стороны конфликта договорились о «рождественском перемирии» Будет ли оно соблюдаться хоть день и действительно ли мировые лидеры верят в это, выражая надежду на долгосрочные перемирие на основе рождественских договоренностей?
— Я не питаю иллюзий относительно полноценного долгосрочного «рождественского перемирия», учитывая «традиции» украинских военных по нарушению режима прекращения огня. Тем не менее, я допускаю, что какое-то время «рождественское перемирие» будет работать. В условиях войны даже несколько дней без обстрелов и провокаций — это уже достижение.
По словам политолога, историка, публициста, постоянного эксперта Изборского клуба Александра Дмитриевского, есть новости относительно происходящего в Донбассе, которые вызывают бурный резонанс во всём остальном мире, но совершенно не интересные находящимся в эпицентре событий.
— К их числу относятся и высказываемые в очень высоких кругах надежды на долгосрочное перемирие по результатам очередных стопятидесятых по счёту договорённостей.
Опыт предыдущих лет говорит о том, что все перемирия стоят ровно столько, сколько стоит бумага, на которой они напечатаны, и выполняются ровно столько, сколько сохнут чернила, которыми они подписаны. Недоговороспособность Киева и его неспособность к выполнению взятых на себя обязательств подтверждалась неоднократно.
А что же касается возврата российских наблюдателей в СЦКК, то здесь речь идёт не более, чем о допущениях. А допускать можно всё, что угодно. Поэтому подождём до того момента, когда вопрос возврата россиян в СЦКК станет реальным предметом обсуждений.