Материал комментируют:
Павел Родькин
Кабинет министров Украины утвердил Государственную целевую программу восстановления и развития мира на Донбассе, которая предусматривает восстановление инфраструктуры региона, возобновление социальных выплат жителям и другие шаги по стабилизации ситуации, сообщает киевский «Правительственный портал». Общая стоимость программы — 4 млрд 762 млн 322 тыс. гривен. Срок действия — до 2020 года.
Из указанной суммы часть средств из государственного бюджета составит 2 млрд 223 млн 553 тыс. гривен. Еще 1 млрд 224 млн 969 тыс. гривен — доля местных бюджетов, 1 млрд 313 млн 800 тыс. гривен — поступления из других источников. Финансирование «восстановления Донбасса» будет проходить в три этапа: 2 млрд 580 млн 443 тыс. — в 2018 году, 1 млрд 216 млн 488 тыс. — 2019 и 710 млн 351 тыс. гривен — в 2020 году.
«Программа предусматривает, в частности, восстановление критической инфраструктуры и социальных услуг в сферах образования, здравоохранения, социальной защиты, энергетики, тепло- и газоснабжения, транспорта, водоснабжения и водоотведения, экологии и охрана окружающей природной среды, физической культуры и спорта», — говорится в сообщении.
Программа также предусматривает экономическое восстановление, создание условий для повышения уровня занятости населения, расширение доступа к финансовым услугам, оказание поддержки микро-, малому и среднему бизнесу, развитие промышленности, строительства и сельского хозяйства. Кроме того, должен быть расширен доступ к финансовым услугам.
Стоит отметить, что ранее о готовности внести собственный финансовый вклад в послевоенное восстановление Донбасса неоднократно заявляли в Европе. В последний раз о готовности Германии принять участие в этом процессе говорил глава МИД ФРГ Зигмар Габриэль в ходе визита на Украину на прошлой неделе.
Однако кто в реальности будет восстанавливать Донбасс, и возможно ли это в обозримом будущем? Насколько реалистична указанная программа, и готов ли Киев выделить обозначенную сумму?
— В условиях кризиса государства война превращается в сверхприбыльное предприятие, на которое выделяются огромные суммы, — отмечает доцент НИУ ВШЭ, член Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня» Павел Родькин. — Ничего принципиально нового в этом отношении на Украине не происходит. Поэтому вопрос следует поставить иначе: насколько реально освоение выделенных средств? И не стоит даже сомневаться в том, что эта задача будет успешно выполнена.
«СП»: — Если представить себе, что деньги у Киева будто бы есть, какой смысл принимать эту программу до тех пор, пока не выполнена политическая часть «Минска»? Ведь сейчас любые подобные шаги со стороны Украины неосуществимы технически…
— Как показывает опыт всех подобных конфликтов как на постсоветском пространстве, так и в мире, возвращение территории к мирной жизни и восстановление экономики невозможно без первоначального политического урегулирования. Собственно, единственный экономический смысл принятия подобных невыполнимых программ и заключается в достаточно быстром и легком освоении бюджетов. Что устраивает киевскую политическую элиту, являющуюся главным бенефициаром такой ловли добычи в мутной воде.
«СП»: — Уже приводятся конкретные суммы, которые якобы будут выделены в 2018, 2019 и в 2020 годах. Куда они пойдут на самом деле?
— Суть финансовых комбинаций подобного рода заключается в том, что конкретные суммы действительно выделяются. А затем уходят в руки лиц, наделенных соответствующими властными полномочиями. В этом случае доходы олигархов фактически оплачиваются государством и простыми гражданами.
«СП»: — Ранее неоднократно сообщалось о выделении определенных сумм на восстановление Донбасса тем же ЕС. Куда делись те деньги? Насколько вообще реально участие других стран в восстановлении Донбасса после окончания боевых действий?
— Проблема восстановления Донбасса заключается в том, что его экономика и в особенности — промышленность, нуждается в инвестициях для дальнейшей модернизации. Таких ресурсов нет не у ЛДНР, ни у Украины, поэтому привлечение внешних ресурсов является хорошим вариантом. Однако без установления там прочного мира и без политического решения привлечение таких инвестиций нереально. Даже со стороны России.
Запад же (при условии политического признания им независимости Донбасса) и вовсе заинтересован в дальнейшей деиндустриализации всего постсоветского пространства, устранении всех отраслевых конкурентов и создании послушных рынков сбыта. Наподобие того, что осуществлено в той же Восточной Европе.
Фактически ЕС может предложить Донбассу только украинский вариант помощи. То есть — полный отказ от промышленности и экономической независимости, кредиты МВФ, засилье ТНК и т. д.
«СП»: — Насколько, по-вашему, вообще реально восстановление Донбасса в ближайшем будущем?
— Восстановление Донбасса будет происходить в крайне тяжелых и жестких внешних условиях. Экономические проблемы испытывают не только враги Донбасса в лице Украины, но и его союзники в России. Как нигде на постсоветском пространстве, именно в Донбасс острее всего стоит вопрос о внутреннем социально-экономическом устройстве, которое может дать необходимые внутренние ресурсы развития. И резервы для восстановления. Или же полностью обескровить независимые республики.
— Хватит ли означенной суммы? Сказать сложно, — говорит украинский экономист Вадим Денисенко. При этом республики многое уже сами восстановили или восстанавливают. Постоянные же обстрелы с обеих сторон увеличивают масштабы разрушений.
Если бы интеграция Донбасса в Украину уже произошла — можно было бы говорить о чем-то подобном. При этом в смете затрат, составленной Киевом, я не увидел такой статьи, как возмещение неуплаченных жителям ЛНР и ДНР социальных выплат. Учитывая негативную динамику курса гривны к доллару, для таких компенсаций заявленной суммы точно не хватит.
«СП»: — Готов ли Киев в реальности выделить назначенные суммы на указанные цели? Или будет очередной «распил»?
— Мое мнение: будет именно «распил». Можно обещать хоть 100 млрд. тугриков, но перечислять их юридически некуда. Или строительная техника будет мимо полей танковых сражений проезжать?
«СП»: — Зачем вообще сейчас принимать подобные программы, пока не окончена война? Киев пытается имитировать выполнение минских соглашений?
— Тут, скорее, дело в обычно популизме: декларируется явно невыполнимая программа. А пенсии как не платили, так и не платят.
«СП»: — Нужно ли Киеву вообще восстановление Донбасса? Ведь это подразумевает не только огромные траты, но и колоссальную работу с нелояльным населением…
— Я вообще сомневаюсь, что Киеву нужен Донбасс. Ничто так не объединяет страну, как экономика. Однако ровно год назад мы видели начало шоу с блокадой Донбасса, ущерб от которой составил половину этой суммы.
«СП»: — Какова, по-вашему, вероятность участия других стран в процессе послевоенного восстановления Донбасса в будущем? Это вообще кому-нибудь нужно?
— Это никому не нужно. Ради пиара возможно какие-то крохи бросит ЕС. Или лишь пообещает бросить. Но реально восстанавливать Донбасс придется Украине. И отчасти России.