Материал комментируют:
Александр Асафов
Дмитрий Новиков
Федор Бирюков
В преддверии президентских выборов в России Запад наступает сразу по всем фронтам. Один из них проходит в ПАСЕ, где наши депутаты давно находятся на положении политических парий, лишенных всех законных прав. Тем не менее, они по-прежнему не оставляют надежды «гармонизировать» отношения с коллегами из Европы.
Парламентская ассамблея Совета Европы призвала Россию «прекратить финансовую и военную поддержку вооруженных формирований в Донецком и Луганском регионах». При этом конфликт на Донбассе назван «российской войной против Украины». Кроме того, Москва должна перестать признавать паспорта и другие документы, подтверждающие имущественные права жителей Донбасса.
Помимо Донбасса, ПАСЕ беспокоит Крым. Парламентарии «встревожены… оккупацией и попыткой аннексии Крыма Российской Федерацией», а также запретом меджлиса крымско-татарского народа. Видимо, в качестве «доброго следователя» выступил представитель Великобритании Ричард Балф, который предложил провести на полуострове еще один референдум под эгидой ООН.
Беспокойство Европы закамуфлировано под заботу о людях. Резолюция, инициированная парламентарием из Литвы Игидиусом Варейкисом, названа с чувством: «О гуманитарных последствиях войны на Украине».
«ПАСЕ просит Россию прекратить тайную поддержку Донбасса. А Украину ни о чём не просит, — прокомментировал ситуацию писатель и советник главы ДНР Захар Прилепин. — А когда была Чечня, ПАСЕ просил Россию прекратить терзать народ, желающий добиться независимости. А дудаевских и масхадовских щедрых спонсоров ни о чём не просил. Украину, кстати, тоже не просил вернуть Музычко домой со всеми его головорезами. Удивительный ПАСЕ».
Напомним, с 2016 года российская делегация не участвует в работе ПАСЕ из-за того, что ее лишили права голоса. Россияне готовы вернуться только после внесения изменений в регламент. Также с лета 2017 года Москва перестала выплачивать свой взнос на работу этой структуры. На просьбу погасить задолженность Европе иронично посоветовали обратиться к Украине.
Остроумие российских парламентариев соседствует с решимостью «продолжать конструктивный диалог» с ПАСЕ. Ожидается, что наша делегация примет участие в заседании рабочей группы «по гармонизации работы органов ПАСЕ и Совета Европы с участием России», запланированной на март. Основные надежды связывают с только что избранным новым председателем ПАСЕ Микеле Николетти.
Возникает, однако, вопрос, зачем вообще нужно России участие в этой структуре, если позиция ПАСЕ по Крыму и Донбассу противоречит самим основам российской государственности?
Член политсовета партии «Родина» Федор Бирюков не видит смысла в дальнейшем участии России в ПАСЕ.
— ПАСЕ сейчас России не нужно совершенно. Тем более, что мы там не можем работать. Напомню, что в 2014 году не мы покинули ПАСЕ, а они лишили нас права голоса, выдвинув целый ряд неприемлемых условий. После такого, конечно, надо громко хлопать дверью, прекращать все выплаты, а еще лучше требовать финансовой сатисфакции — штрафа с их стороны за дискриминацию российской делегации по национальному признаку. Ведь Европа отказала крымчанам в праве жить в России и в других демократически правах, которым они, якобы, привержены.
«СП»: — Тем не менее, Россия стремится в ПАСЕ, как говорится, «хоть тушкой, хоть чучелом»…
— За ПАСЕ цепляется часть нашей прозападной элиты: либералы, чиновники-центристы, которые в принципе боятся любых резких действий. Они мыслят как холоп, боящийся барина. Думают, мол, ничего, барин даст пинка, может выпорет, может оштрафует, но потом опять даст похлебку.
Но, это не работает в современном мире. И те силы, которые заставляют нас оставаться в орбите евробюрократов, приносят большой ущерб нашим национальным интересам. К сожалению, таких фигур в политической элите России немало, и они достаточно влиятельны.
А, кроме того, есть пристрастие наших элит к таким статусным побрякушкам, как членство в той или иной организации. Несмотря даже на то, что оно ничего не дает. Россия, не будучи членом Евросоюза, могла бы не работать в ПАСЕ и спокойно оказывать влияние на европейские государства, не расходуя средства на взносы. Мы потратили кучу денег впустую. Кто за это ответит?
«СП»: — Может это комплекс неполноценности? Мол, Россия — это часть Европы, а значит она должна участвовать в европейских структурах…
- Европа как цивилизационная реальность и Европа как Евросоюз — это сильно отличающиеся друг от друга вещи. В культурном плане Россия — это большая часть Европы. А ЕС — это периферия европейской цивилизации. Мы — еще большие европейцы, чем многие жители сегодняшней Европы. Но совершенно точно, что Россия не относится к структурам Евросоюза ни по духу, ни политически, потому что политические устремления ЕС противоречат нашим национальным интересам.
Евросоюз сейчас, скорее, является плацдармом Соединенных Штатов на нашем континенте, нежели самостоятельной империей и т. п. Поэтому я сторонник другого деления: не на Запад и Восток, а на Север и Юг. Ведь когда-то наша аристократия говорила по-французски, но это не было актом национального предательства. Просто это было единое культурное пространство. А деление на Запад и Восток лишь создает геополитическую путаницу.
Заметьте, евробюрократия сейчас враждебна Европе, насаждает там антиевропейские порядки, населяет чужими людьми, делает собственно европейцев людьми второго сорта. Конечно, к такой Европе Россия не должна иметь отношения. Но эта Европа не вечна, а европейско-русское культурное пространство более долговременно.
В свою очередь политолог Александр Асафов предлагает сместить фокус внимания с формальной стороны — демарша ПАСЕ на его причину — резкое изменение, обострение ситуации на Украине.
— Не думаю, что ПАСЕ сейчас относится к России как-то иначе, чем раньше. Если посмотреть заявления ПАСЕ на протяжении последних полугода, то там лейтмотив в отношении России один: вы вернитесь, пожалуйста, и заплатите денег.
Сейчас они просто пытаются разобраться в том, насколько изменился украинский контекст после принятия закона о так называемой реинтеграции Донбасса. Европейские депутаты заслушали украинские доводы и попытались их сформулировать для себя. Получился абсурд, потому что сам украинский закон имеет абсурдный характер. Он отменяет все предыдущие договоренности, перечеркивает минские соглашения, ставит под вопрос нормандский формат и т. д. Кажется, Пушков сказал, что эти резолюции ничего не значат и это просто очередное заявление, на которое не стоит обращать слишком много внимания.
«СП»: — А на что тогда стоит обратить внимание?
— На то, что события вокруг Украины пошли с гораздо более высокой интенсивностью. Мы видим, как американцы пытаются вмешаться в процесс. С одной стороны, Трамп на встрече с Назарбаевым говорит, что минский формат необходимо пересмотреть, с другой Курт Волкер, накануне переговоров с Владиславом Сурковым, встречается с Порошенко, а потом Трамп заявляет, что он в Давосе обсудит с Порошенко ключевые моменты.
Видно, что американцев не устраивает их роль в урегулировании украинского кризиса. Они хотят обесценить оба формата, в которых участвует Европа, для достижения своих целей. Киев ощущает эту поддержку и надеется, что мировое сообщество не станет реагировать на закон о реинтеграции Донбасса, который России фактически присваивает статус оккупанта, агрессора, а с карты исчезают ДНР и ЛНР и остается только Украина, которая обороняется от напавшей на нее России.
Поэтому Европе, как и Соединенным Штатам, надо бы усилить давление давление на Киев, чтобы принудить их выполнять минские соглашения в каком угодно порядке, хотя бы начиная с прекращения обстрелов.
А вот первый заместитель председателя комитета ГД по международным делам Дмитрий Новиков, надеется, что России по силам «отрихтовать» европейских парламентариев.
— Россия готова участвовать в самых разных международных структурах, но она должна требовать, чтобы эти структуры сами соблюдали демократические принципы, которые были заложены при их создании. ПАСЕ — небесполезная организация, но если она будет подавать пример ограничения деятельности тех стран, которые входят в их состав, это будет приводить к обессмысливанию этих организаций. И в этом случае нам будет над чем подумать.