Британское правительство утверждает, что яд из группы отравляющих веществ «Новичок», разработанный 30 лет назад в Советском Союзе, подействовал на британского двойного агента. Но, возможно, этих веществ и не существовало вовсе. Британское правительство утверждает также, что российские власти ответственны за имевший место инцидент, и объявило о принятии мер наказания в отношении России.
Похожий случай имел место в 2001 году в Соединенных Штатах. Различным политикам были разосланы конверты со спорами сибирской язвы. Кое-кто умер. Белый дом дал ФБР указание во всем обвинить Аль-Каиду* (запрещена в РФ — С.Д.), но оказалось, что эта сибирская язва происходила из американской военной лаборатории, производившей химическое и биологическое оружие. Дело и по сей день не расследовано.
«Осведомитель» Вил Мирзаянов, который «оповестил» всех о программе «Новичок» и ее отравляющих веществах, опубликовал химические формулы, чтобы дать возможность любой приличной лаборатории воспроизвести эти яды. Но научным сообществом ни существование предполагаемой программы, ни существование предполагаемых веществ не было признано. Российские власти утверждают, что им ничего неизвестно ни об этой программе, ни об этих ядах.
Высокосортная драма, сконструированная вокруг якобы отравления британского двойного агента Скрипаля и его дочери, обратилась, таким образом, в сюрреалистический спектакль. Британское правительство на данный момент не предоставило никаких доказательств того, что Скрипали вообще были отравлены или что они не были отравлены кем-то еще. Не был опубликован детальный медицинский бюллетень. Британские обвинения в адрес России дают основания полагать, что покушение на самоубийство из числа версий была исключена. Почему?
Независимого исследования предполагаемого яда проведено не было. Британское правительство утверждает, что его собственная лаборатория по производству химического оружия в Портон Даун — всего в нескольких милях от того места, где произошел инцидент — идентифицировала отравляющее вещество как один из ядов из программы «Новичок».
Однако в 2016 году один из ведущих химиков Портон Дауна выражал сомнение в том, что эти вещества вообще когда-либо существовали. Вот что написали Пол Маккиги, профессор статистической генетики и генетической эпидемиологии в Университете Эдинбурга, Пирс Робинсон, профессор политологии, социологии и политической журналистики в Университете Шеффилда и бывший посол Британии Крэг Мюррэй: «Всего в 2016 году д-р Робин Блэк, руководитель лаборатории химической разведки в единственном британском военно-химическом объекте в Портон Дауне, опубликовал в чрезвычайно престижном научном журнале статью о том, что отсутствуют достаточные доказательства отравляющих веществ из группы «Новичок» и что их состав неизвестен.
Последние годы было много спекуляций о том, что, начиная с 1970-х годов, в России в рамках программы «Фолиант» было разработано четвертое поколение нервно-паралитических отравляющих веществ «Новичок», которые смогли бы преодолеть меры защиты и противодействия. В публичном доступе об этих веществах имелась скудная информация, источником которой, главным образом, был инакомыслящий российский военный химик Вил Мирзаянов. Никакого независимого подтверждения этих составов или свойств таких соединений опубликовано не было". (Robin Black. (2016) Development, Historical Use and Properties of Chemical Warfare Agents. Royal Society of Chemistry).
Научно-консультативный совет (НКС) Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) не признал отравляющие вещества группы «Новичок» в качестве химического оружия потому, что он нашел недостаточными доказательства того, что эти вещества вообще существуют. И США, и Великобритания являются членами этой организации. И оба эти государства согласились с этой оценкой.
Научно-консультативный совет особо отметил, что определение отравляющих веществ в Конвенции (о запрещении химического оружия — С.Д.) должно покрывать все потенциальные вещества-кандидаты, которые могут быть применены в качестве химического оружия. Там, где речь идет о новых отравляющих веществах, не включенных в Приложение к Конвенции, но, тем не менее, могущих представлять собой риск для Конвенции, НКС ссылается на группу веществ «Новички». Название «Новичок» использовалось в книге бывшего советского ученого, который сообщил об исследованиях нового класса нервно-паралитических отравляющих веществ, пригодных к использованию в качестве бинарного химического оружия. НКС отметил, что у него отсутствует достаточная информация для того, чтобы давать свои комментарии относительно как самого существования, так и свойств «Новичков». (OPCW, 2013).
Бывший советский ученый Вил Мирзаянов, который «вскрыл эти секреты» и написал о «Новичках», сейчас живет в США в доме, стоимостью в один миллион долларов. Информационное агентство Agence France-Presse сделало с ним интервью в связи с недавним инцидентом. Сидя в своем доме в Принстоне (штат Нью-Джерси), он сказал, что он убежден в том, что это сделала именно Россия для того, чтобы устрашить противников президента РФ. «Только русские» разработали этот класс нервно-паралитических отравляющих веществ, — сказал химик. «Они его сохранили и хранят до сих пор в секрете».
Единственной другой возможностью, сказал он, могло быть использование тех формул, которые он изложил в своей книге, кем-то с целью создания этого оружия.
«Это сделала Россия» («Russia did it»), говорит Мирзаянов, «ИЛИ КТО-ТО, КТО ПРОЧИТАЛ МОЮ КНИГУ».
Книга («Государственные секреты» — С.Д.) была издана в 2008 году, ее можно купить и в твердой, и в мягкой обложке, и скачать в качестве электронного файла. В нее входит несколько формул, которые, как говорит Мирзаянов, можно использовать для производства этих отравляющих веществ. Но, кажется, ни Портон Даун, ни ОЗХО не убеждены в том, что это вообще возможно. Возможно, они считают, что Мирзаянов просто порет чушь.
Один читатель так это охарактеризовал: «Да ему просто нужен редактор, чтобы запихнуть ему обратно всю его эпическую драматическую чушь „я — эпический великий мученик“, чтобы он опять занялся наукой».
А другой читатель написал: «Государственные секреты» — самый накрученный и болезненно медленный роман о химическом оружии, написанный недовольным ученым-перебежчиком, который я когда-либо читал! Если вам хочется встретить наёмного сотрудника, страдающего от мании величия, со стонами жалующегося на каждого, вместе с кем он когда-либо работал, тогда эта книга для вас. В другом случае — это пустая трата вашего драгоценного времени. Серьезно! Этот Вил на протяжении 30 лет производит штуковины, которые убивают людей, потом (как бы) его совесть пробуждается, он перебегает на другую сторону и постоянно ноет обо всем".
В 2009-м Вил Мирзаянов снял видеоролик с целью продвижения своей книги. Вскоре после этого он в своем блоге опубликовал объяснение причин, по которым он огласил формулы: «Когда я писал свою книгу „Государственные секреты: хроники инсайдера российской программы химического оружия“, некоторые в Вашингтоне постоянно советовали мне не включать эти формулы химических веществ группы „Новичок“ в мою книгу. …Я спросил, почему публиковать эту информацию было плохой идеей, поскольку это было бы в интересах безопасности всех людей. Тогда правительства стали бы работать, чтобы включить эти химические вещества и их прекурсоры в Контрольный Список. Они ответили: „Террористы тоже смогут воспользоваться ими в своих преступных деяниях“. Обоснования такого рода используются все время для того, чтобы пугать людей и не допускать какую-либо дискуссию. Благодаря этому мы уже привыкли к тому, чтобы игнорировать множество реальных проблем».
Мирзаянов далее отмечает, что опытный персонал хорошо оборудованных лабораторий может применить его формулы. У государственных акторов такие лаборатории имеются — например, в британском Портон Дауне. А у террористов таких возможностей нет.
Мирзаянов призывает включить те вещества, которые он описывает, в список контролируемых веществ ОЗХО. Но ОЗХО, как уже видно, отвергла это. Ни ее научный совет, ни руководитель лаборатории химразведки в Портон Дауне не убеждены в том, что эти вещества или та советская программа, которую описывает Мирзаянов, вообще когда-либо существовали.
Та советская военно-химическая лаборатория, в которой работал Мирзаянов, находилась в Узбекистане, а не в России, как это ложно утверждает Тереза Мэй. И эта лаборатория была ликвидирована при активном содействии США.
Утверждения Терезы Мэй о том, что Скрипали были отравлены веществами из группы «Новичок» крайне сомнительны. Ее утверждения о том, что только Россия может быть в ответе за инцидент со Скрипалями являются очевидной ерундой.
Существование веществ, описанных Мирзаяновым, весьма сомнительно. Но если он прав, тогда любое государство или компания, обладающие приличной лабораторией и компетентным персоналом, могут произвести эти вещества по тем формулам и описаниям, которые он приводит в своей книге. По крайней мере, это именно то, что говорит сам Мирзаянов.
Но более всего в этом деле беспокоят не ложные утверждения, которые делает Тереза Мэй. У нее глубокие политические проблемы в связи с переговорами по «Брекзиту» и другим вопросам, ей нужно отвлечь внимание на любой политический вопрос, какой только можно. Обвинять Россию в «чем-нибудь» стало модным, и это может на какое-то время ей помочь.
Но самым беспокоящим моментом в этом вопросе является поведение СМИ, которые не смогли отметить, что утверждения Мэй являются пустыми угрозами, и что нет никаких свидетельств, которые доказывали бы правоту ее утверждений. Единственной газетой, которая выразила некоторый скептицизм, стала Irish Times, которая сочла крайне маловероятным то, что за этим отравлением стоят российские власти.
Мэй потребовала и добилась проведения совещания НАТО по этому вопросу. Но заявление НАТО, выпущенное после этого, стало чрезвычайно слабым. В нем лишь предлагается поддержка проведению следствия в Британии и излагается просьба к России ответить на вопросы британцев. Утверждения Мэй также поддержаны не были, не было принято никаких мер против России. Представитель Франции сказал: «Мы не занимаемся фантазийной политикой» и потребовал «определенных заключений» по делу, прежде чем что-либо решать. Администрация Трампа поначалу не оказала никакой поддержки Мэй, но затем посол США в ООН Никки Хэйли бросилась ей на помощь.
У той истории, которую хочет довести Мэй, имеется слишком много дыр, чтобы она была достоверной. Более вероятной историей, стоящей за инцидентом, является участие британского двойного агента Скрипаля в формировании фальшивого досье Стила на Трампа. Международную поддержку Мэй вряд ли удастся снискать. Лидер британской оппозиции Корбин был прав, когда потребовал, чтобы Мэй предоставила доказательства своих утверждений. Еще несколько ударов, и карточный домик Мэй развалится.
Об авторе: Billmon — псевдоним американского блогера, размещающего свои комментарии по широкому кругу политических и экономических проблем в своем блоге"Moon of Alabama" (Луна Алабамы). Блог озаглавлен по названию одноименной песни Б. Брехта, написанной в соавторстве с Э. Хауптманн и композитором К. Вайлем для оперы в 3-х частях «Подъём и упадок города Махагони». Вошедшая в оперу композиция «Alabama Song» («Moon of Alabama») впоследствии была перепета многочисленными исполнителями, включая Уте Лемпер, Дэвида Боуи и The Doors.
Copyright © Moon of Alabama, 2018.
Публикуется с разрешения издателя.
Перевод Сергея Духанова.
* «Аль-Каида» решением Верховного суда РФ от 14 февраля 2003 года была признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
Отравление Скрипаля: Россия приняла решения по ответным мерам в отношении Великобритании
Новости политики: В Крыму прокомментировали заявление Анкары «об аннексии полуострова Россией»