Материал комментируют:
Александр Шатилов
Михаил Ремизов
Российские пограничники начали проводить «жёсткую политику по задержанию и досмотру гражданских судов, следующих на Украину». Сообщение об этом в четверг, 3 мая, появилось на сайте Госпогранслужбы Украины.
Как отмечается в сообщении ведомства, с 30 апреля представители российской погранслужбы ежедневно останавливают для досмотра и идентификации членов команды невоенные суда, которые направляются в Мариупольский морской порт.
Так, по данным Госпогранслужбы Украины, 30 апреля в Керченском проливе пограничный сторожевой корабль ФСБ России остановил для досмотра теплоход, следовавший из греческого Чиоса в украинский Мариуполь. Позже в тот же день был остановлен теплоход, направлявшийся в Мариуполь из израильского Ашдода.
По сообщениям «незалежных» пограничников, ранее ничтоже сумняшеся задержавших рыболовецкое судно «Норд» с мирными рыбаками на борту, никаких замечаний в ходе проверок не делается. Правда, некоторые суда досматриваются по несколько раз. В частности, трём проверкам подвергся теплоход, следовавший под флагом Мальты из Италии на Украину.
Напомним, за последнее время Украина задержала уже два российских судна. При этом семеро моряков захваченного судна «Норд» сейчас, по словам главы Республики Крым Сергея Аксёнова, находятся на территории посольства России в Киеве. Они вынуждены были заплатить штрафы по абсурдному обвинению в «незаконном пересечении границы с оккупированным Крымом», и всё равно не могут вернуться на родину в Керчь, поскольку украинская сторона на признаёт их российские документы.
Кроме того, в заложниках режима Порошенко остается капитан рыболовецкого сейнера Владимир Горбенко. Ему предъявлено обвинение в «нарушении порядка въезда на оккупированную территорию Украины и выезда из неё». 31 марта Херсонский городской суд заключил его под стражу, но спустя полторы недели, после внесения залога в размере 35 тысяч гривен он был освобожден из СИЗО. Между тем, Горбенко может грозить до пяти лет лишения свободы. В настоящее время он находится в Херсоне и ожидает рассмотрения апелляции.
Можно ли считать, что участившиеся случаи досмотра судов в Азовском море стали ответом на захват «Норда» и другие недружественные действия Украины? И насколько адекватным и результативным может быть такой ответ?
— Украина в очередной раз уподобилась офицерской вдове, которая сама себя высекла, — говорит декан факультета «Социология и политология» Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Получив первоначально некоторую пропагандистскую и тактическую выгоду от того, что нагло захватила российское судно «Норд», она теперь получила режим жёсткого контроля над собственными гражданскими судами, выходящими и заходящими в порты Мариуполя и Бердянска. Надеюсь, что этот режим будет только ужесточаться. По крайней мере, в отношении собственно украинских судов.
«СП»: — С чем вы связываете такие надежды?
— Россия накануне Чемпионата мира по футболу и инаугурации президента страны старается не предпринимать резких шагов. Но я не исключаю, что ситуация изменится позже.
Попиарившись на «Норде», Украина стратегически проиграла. Тем более, возможности военно-морских сил России неизмеримо больше, чем у «незалежных» ВМС. Киеву надо было хорошо подумать, прежде чем попытаться играть на том поле, где его возможности ничтожны.
Я думаю, что ужесточение режима досмотра украинских судов — первая ласточка. Россия пока не отвечает симметрично. Пока идут ассиметричные действия, но и они болезненны для Украины. Её экономика сильно зависима от экспорта металла из Мариуполя. При этом в бизнесе есть такое понятие, как логистика, где сроки доставок грузов зачастую рассчитываются едва ли не поминутно. И если происходят задержки, компании могут нести серьёзные убытки. Поэтому в действиях российских пограничников есть политико-экономический подтекст. Что называется, первое предупреждение.
«СП»: — Есть основания надеяться, что после ЧМ мира Украина будет получать жёсткие ответ на свои провокации?
— Думаю, да. Тем более что Украина выдвигает всё новые недружественные инициативы. То не хочет пускать наши суда в свои внутренние воды, то собирается выходить из СНГ, то присоединяется к американским антироссийским санкциям. Я уж не говорю про возросшую по вине украинской стороны военную активность на Донбассе.
Я думаю, что Россия, как в айкидо, будет использовать энергию противника для нанесения ему же урона.
«СП»: — Можно ли ожидать, что Россия вынудит регулярными досмотрами отпустить моряков «Норда»?
— Какие-то размены возможны. Другое дело, что Украина, подстрекаемая Западом, пока пытается вывести Россию из себя. И удержание моряков «Норда» — хороший козырь в этой игре. Но настанет время, когда Киеву придётся ответить за всё.
— Я думаю, что эта мера — и недостаточная, и запоздалая, — говорит президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. — На мой взгляд, как задержание «Норда» в Азовском море, так и задержание судна-земснаряда компании Trans Services Maritime в Чёрном море, должны вызывать однозначную реакцию уважающего себя государства — предъявление ультиматума. Тем более, что в данном случае у России есть все инструменты, чтобы хорошо проучить Украину. Это и контроль над Керченским проливом, и возможность выхода из соглашений по правилам судоходства в Азовском море. Всё это несёт огромные риски для деятельности мариупольского порта, который незаменим для украинской экономики. Пока все эти возможности Москва практически не использует. И даже чётко не обозначает, как будет действовать в ответ на очередной пиратский захват нашего судна. В ситуации, когда нет ответов на вызывающие действия, Украина будет действовать всё наглее.
«СП»: — При том, что Украина уже много совершила агрессивных действий против России и россиян.
— Да, причём немало было того, на что, повторяю, нельзя не отвечать уважающему себя государству. Я имею в виду, например, захват двоих российских военнослужащих — Одинцова и Баранова на границе с Крымом. Они остаются на Украине, и им грозят большие тюремные сроки. Арестован на украинской границе гражданин России Галичий, за то, что он, будучи депутатом горсовета Севастополя голосовал за вхождение Севастополя в состав России, можно вспомнить и российских граждан, которых уже четыре года обвиняют в том, что они, якобы, участвовали в протестах в Одессе весной 2014 года. По всем этим вопросам нет серьёзного давления со стороны Москвы на Киев. Притом, что, повторяю, инструментов давления на режим Порошенко у России более чем достаточно.
«СП»: — Есть мнение, что Москва действует осторожно перед ЧМ мира по футболу, а вот потом…
— Я не уверен в этом. При такой политике, какую мы наблюдаем последние несколько лет, всегда будут находиться новые отговорки, например — давайте сначала построим «Северный поток-2». А тут представитель «Газпрома» и про третий «Северный поток» заикнулся…
Таким образом мы себя постоянно делаем заложниками чужих недружественных решений, которые становятся всё более враждебными. По сути, мы косвенно поощряем будущую эскалацию.
«СП»: — То есть, рано или поздно, отвечать всё равно придётся?
— Да, придётся. И наши попытки уходить от ответов приводят только к тому, что позднее придётся действовать в гораздо более сложных обстоятельствах.