Материал комментируют:
Сергей Обухов
В четверг, 20 сентября, после вмешательства Москвы избирком Приморского края все же отменил скандальные результаты второго тура выборов тамошнего губернатора. На них, напомним, врио главы края Андрей Тарасенко (партия «Единая Россия») обошел во втором туре кандидата от КПРФ Андрея Ищенко на ничтожные 1,49%. Это с самого начала выглядело очень странным, поскольку коммунист лидировал практически всю ночь подсчета голосов.
За отмену результатов выборов проголосовали 12 членов комиссии, один — против. Кроме того, сотрудники следственного управления Следственного комитета России по Приморскому краю начали проверки по фактам нарушений в ходе выборов главы региона. Как сообщили ТАСС в ведомстве, уголовные дела пока не возбуждены.
Такой поворот событий не стал неожиданным. Накануне, 19 сентября, глава ЦИК Элла Памфилова призвала краевой избирком признать недействительными результаты голосования 16 сентября. По словам Памфиловой, определить результат волеизъявления граждан теперь не представляется возможным: разница в голосах минимальная, а на 13 УИК, где были отменены результаты, голосовало больше 24 тысяч человек.
Рекомендация Памфиловой была немедленно поддержана на федеральном уровне. «Сам президент неоднократно говорил: для него важнее не поддержанный кандидат, а легитимность, чистота, прозрачность и справедливость выборов», — сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. А секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак заявил, что в партии благодарны ЦИКу «за оперативную и компетентную проверку всех фактов» о нарушениях, которые были выявлены «как с одной, так и с другой стороны».
Другими словами, власть действовала так, будто это решение ЦИК единодушно принято на самом верху. Как ранее заявляла Элла Памфилова, новые выборы пройдут через три месяца.
Что принципиально: нынешнюю ситуацию можно считать прецедентной для нашей страны. Судите сами. В последний раз подобное решение региональный избирком принимал в 2002 году. Тогда во втором туре выборов губернатора Красноярского края Александр Хлопонин обошел Александра Усса (сейчас возглавляет регион) с преимуществом 6%. Краевой избирком аннулировал результаты голосования, обвинив Хлопонина в использовании административного ресурса.
Но в 2002-м ситуация разрешилась прямо противоположным образом. Президент Владимир Путин лично назначил Хлопонина врио губернатора края. А через несколько месяцев краевой суд распустил региональный избирком по заявлению ЦИКа.
Сейчас Кремль вынужден на самом деле отыграть назад. По вполне понятной причине. Как отмечали аналитики, грубое подыгрывание в Приморье «Единой России» могло иметь сильнейшее значение для регионов, где второй тур только предстоит. Там позиции кандидатов от партии власти еще менее прочные.
По итогам первого тура в Хабаровском крае глава региона Вячеслав Шпорт и кандидат от ЛДПР, депутат Госдумы Сергей Фургал идут практически вровень. В Хакасии коммунист Валентин Коновалов на сегодня и вовсе обогнал руководителя региона Виктора Зимина. Во Владимирской области у действующей главы Светланы Орловой конкурент, похоже, сугубо «технический» — депутат заксобрания от ЛДПР Владимир Сипягин. Но и там против представителя партии власти может сработать протест.
С одной стороны, отменив результаты выборов, Кремль избежал перспективы получить приморский сценарий еще в трех регионах. Что неизбежно привело бы к протестам и росту напряженности в обществе. С другой — такое решение может иметь «долгоиграющие» политические последствия. Оно показало, что протест в России снова становится эффективным инструментом в борьбе с властью. А значит, и прибегать к нему в нынешней России станут гораздо чаще.
— За эмоциональным выступлением Эллы Памфиловой скрывается трезвый расчет администрации президента, — уверен секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук Сергей Обухов. — Понятно, что никаких политических решений сама глава ЦИК принимать не может.
Здесь важно понимать: решение об отмене выборов в Приморье — не является правовым. Для отмены необходимо было сначала произвести повторный пересчет голосов. Этого не сделано.
Сама Памфилова перед тем, как прилюдно разрыдаться, признала: в Уссурийске в пользу Тарасенко приписано 15 тысяч голосов. ЦИК мог бы вычесть эти голоса, пересчитать оставшиеся, и признать победителем Ищенко. Но, как оказалось, такое решение Москве «слабо» принять.
В итоге для отмены результатов выбрана самая глупая схема: всю вину свалили на пожарников.
«СП»: — Пресс-секретарь КПРФ Александр Ющенко ранее заявил, что партия оценивает ситуацию с выборами как «абсолютно криминальную». Нарушения были зафиксированы на 19-ти участках. КПРФ требует, говорил Ющенко, чтобы «привлекли в ответственности таких нарушителей, как главу Уссурийска, главу ТИК этого района, главу Советского района, где вызвали пожарных, чтобы вытащить из участка наблюдателей и других присутствующих». Почему подтасовки с голосами шли под силовым прикрытием именно огнеборцев?
— Не исключаю: министр по делам гражданской обороны и ЧС Владимир Пучков хотел бы в будущем стать членом Совета Федерации от Приморья. Я, конечно, не могу этого утверждать. Но, так или иначе, именно действия подчиненных Пучкову пожарных послужили формальным поводом для отмены результатов выборов.
На деле, история с пожарными — просто удобный способ для Кремля принять комфортное для него, компромиссное решение. Поскольку по закону выборы нужно отменять, если нарушения зафиксированы на 25% всех участков для голосования. А в данном случае речь идет всего о 13-ти УИКах.
По сути, решение Кремля — это компромисс между «беспределом» и справедливостью. Ведь события в Приморье, при желании, можно трактовать иначе. Например, как попытку захвата власти организованным преступным сообществом. По типу того, что было разоблачено в Коми — там в 2015 году задержали главу региона Вячеслава Гайзера.
Напомню, что всего по делу Гайзера на скамье подсудимых находятся 14 человек. Их обвиняют в организации преступного сообщества и участии в нем, мошенничестве, отмывании денежных средств, получении взятки. Двое подсудимых признали вину полностью. Еще двое — частично.
По версии СКР, Вячеслав Гайзер и его сообщники создали преступное сообщество с целью «совершения тяжких преступлений, направленных на завладение преступным путем государственным имуществом».
Кстати, по моей информации, заместитель Андрея Тарасенко по внутренней политике — из команды Александра Хорошавина, еще одного руководителя региона, оказавшегося под следствием. Помните? Занимавший почти восемь лет пост губернатора Сахалинской области Хорошавин арестован в 2015 году по обвинению в получении взяток на сумму $ 5,6 млн?
«СП»: — Кремль, приняв компромиссные решение, гарантировал себя от протестов по итогам второго тура в других регионах?
— Власти украли у КПРФ победу в Хакасии, где наш кандидат де-факто уже выиграл. Но повторить этот трюк Кремль вряд ли сможет. Мы на второй тур направили в Хакасию несколько сотен наблюдателей из соседних регионов. И нарушений не допустим.
А в Приморье коммунисты продолжат протестовать — на 22 сентября там запланирован новый большой митинг. Так что еще не вечер. Ни для Приморья, ни для других выборов в рамках второго тура.
«СП»: — Как выглядят последствия отмены результатов выборов в Приморье?
— Власть отчасти пошла на попятную, испугавшись окончательной делегитимации выборов. И это определенный плюс. Протесты в этом, конечно, сыграли роль. Как и открытость общества — фальсификации проводились топорно, и граждане фиксировали их буквально в прямом эфире.
Что до долговременных последствий — они очень тяжелые. На мой взгляд, в России наступает период большой политической турбулентности. Не исключаю, что, в конце концов, Кремль будет вынужден пойти на переформатирование политической системы всей страны. На смену всего нынешнего политического класса.