Материал комментируют:
Анатолий Баранов
Дмитрий Галкин
Минску выгодно противостояние Москвы и Киева. Такую мысль на расширенном заседании экспертно-аналитического клуба в Минске по теме «Беларусь и Украина: перспективы развития отношений после украинских выборов» высказал координатор программы «Внешняя политика Беларуси» экспертной инициативы «Минский диалог» Денис Мельянцов. По его словам, Белоруссия всегда будет предпочитать проевропейское правительство Украины пророссийскому.
Эксперт объясняет это якобы существовавшим до 2014 года соперничеством между Минском и Киевом за внимание Москвы. Однако после победы госпереворота в Киеве и прихода к власти антироссийских сил эта ситуация изменилась: отказавшись от диалога с Москвой, Киев дал Минску больше возможностей для отношений с Россией, к тому же, став «адвокатом Белоруссии в Европе».
Мельянцов подчеркнул, что несмотря на возникающие в публичной плоскости конфликты, в по-настоящему важных сферах сотрудничества, таких, как экономик, военная сфера — каких-либо проблем у Киева с Минском нет. Однако, при этом, отношения двух стран «развиваются в тени Кремля, через призму двусторонних отношений обеих стран с Россией».
О том, что отношения между двумя странами находятся под огромным влиянием России в ходе того же форума заявил посол Украины в Белоруссии Игорь Кизим. При этом он не преминул воспользоваться ситуацией для очередных обвинений в адрес России.
Читайте также
Зеленский в Брюсселе дал понять, сколько продержится у власти
Эксперты отвели лицедейству актера конкретный срок, хотя его популярность продолжает расти
«Сегодня все чаще говорят, что с Россией нужно идти на контакт, возобновлять диалог. Осуждая ситуацию, все говорят о том, что происходит, но не называют источник конфликта. А этот источник — Российская Федерация. Почему-то не вспоминается, замалчивается, у кого проблемы в этом регионе и с кем», — подчеркнул он.
Ранее министр иностранных дел Украины Павел Климкин на саммите Восточного партнерства в Брюсселе заявил, что Киев считает Белоруссию «фундаментально важным соседом», где «не должно стать больше России».
Напомним, сразу после избрания Владимира Зеленского президентом Украины член его команды, бывший министр финансов Украины Александр Данилюк рассказал, как будут выстраиваться отношения между Украиной и Белоруссией. По его словам, Киев продолжит курс на сближение с Минском, так как обе страны имеют «общие риски», часть из которых «уже реализовалась».
«Сегодня мы живем в нестабильном регионе, в котором есть риск — у нас общий „партнер“ на востоке. И мы понимаем вызовы, которые стоят перед нами и перед вами», — заявил он.
Он также высказал мнение, что сегодняшний нейтралитет в конфликте в Донбассе и «балансировка» Белоруссии между Россией и Украиной — вопрос времени.
«Когда мы взвесим все плюсы и минусы, президент сделает правильный выбор», — подчеркнул политик.
О том, действительно ли все так, насколько оправдано мнение, высказанное Мельянцовым, мы спросили у наших экспертов. Действительно ли Белоруссия всегда будет предпочитать проевропейское правительство Украины пророссийскому?
— В данном случае нужно добавить — в существующей конфликтной реальности, когда вектор НАТО и ЕС диаметрально противостоит российскому, — считает главный редактор портала ФОРУМ. мск Анатолий Баранов.
— Вероятно, когда-нибудь будет и иначе. А так для белорусской внешней политики в 2014-м году наступил, конечно, звездный час. «Минский процесс» ведь не случайно «минский».
«СП»: — Существовало ли соперничеством между Минском и Киевом за внимание Москвы? В чем оно проявлялось?
— Существовало, конечно. Даже газотранспортные системы, украинская и белорусская, конкурировали за объемы прокачки нефти и газа. Ну и объемы инвестиций Москвы в ту и другую экономики — это тоже предмет конкуренции. В военной сфере — Белоруссия всегда участвовала в коллективных операциях в рамках СНГ, в частности, мне приходилось общаться с блестящими белорусскими офицерами в Таджикистане, в боевой обстановке, где они служили вместе с казахстанскими, киргизскими и узбекистанскими военными. Украина же за все время существования общих границ СНГ не послала ни одного солдата, ни одного патрона. Зато в операциях НАТО, в Афганистане, Ираке, Югославии, в Африке принимала весьма активное участие, хотя африканских границ Украины пока не наблюдается.
«СП»: — Отказавшись от диалога с Москвой, Киев дал Минску больше возможностей для отношений с Россией, а заодно и «стал адвокатом» Белоруссии в Европе. Согласны ли вы с этим?
— Теперь у Минска на данном направлении просто монопольное положение, конечно, они этому только рады и не скрывают. Хотя не скрывают, по-моему, напрасно. Выглядит не очень.
«СП»: — По словам Мельянцова, отношения Минска и Киева и сегодня «развиваются в тени Кремля, через призму двусторонних отношений обеих стран с Россией. Так ли это? Или на них влияют другие игроки и факторы?
— В современном мире без влияния «других факторов» не бывает. Белоруссия очень хочет наладить более-менее приемлемые отношения с ЕС, пока у нее это получается и от этого есть прямая выгода. Ради этого Минск готов и что-то потерять на российском направлении — заигрывание с противником в Москве воспринимают весьма нервно. У Украины формально отношения с ЕС «взасос», но реальных экономических выгод не видно, и это, конечно, Киев раздражает, но отрегулировать вектор отношений с Москвой уже не получится. А Минску запросто. И какие-то вопросы отношений Москвы с ЕС легче решаются через Минск, что Киеву, конечно, нравиться не может. Украина сыграла ва-банк, потеряла очень много, а выгоды имеет Белоруссия, не потерявшая ни копейки. Наверно, Киев это раздражает, как и Москву.
«СП»: — Кто в Белоруссии и каким образом нажился на российско-украинском конфликте?
— На слуху поставки в Россию белорусских крабов и лангустов, ананасов и пармезана. Конечно на транзитной торговле санкционными товарами кто-то наживается, благотворительности здесь не бывает. Называть имена бизнесменов, крышующих их чиновников и фирмы я сейчас не готов. К тому же отношусь к таким поставкам вполне благосклонно, лучше «серые» поставки, чем никаких.
«СП»: — Как, по-вашему, будут развиваться отношения Минска и Киева по мере продолжения украинского кризиса и отдаления ее от России, а у Белоруссии, наоборот — большей интеграции?
— У меня большие сомнения насчет углубления интеграции Белоруссии и России. Я думаю, Минск вполне устраивает именно нынешнее, промежуточное положение. Как, в известной степени, и Москву. Фактически Белоруссия стала европейским интерфейсом России — это дороже, чем напрямую, но в целом лучше, чем никак. Украина же находится в самом глупом положении, заплатив большую цену и не получив при этом почти ничего. Но «бачили очи, шо куповали». Еще в конце 2013 года академик Глазьев подробно описывал, что так оно и будет, а вышло на финал еще хуже.
По словам политического обозревателя газеты «2000» Дмитрия Галкина, Белоруссия значительно более однородна в культурном и мировоззренческом отношении, чем Украина.
— Как в западных, так и в восточных регионах страны идея стратегического партнерства с Россией пользуется массовой поддержкой (хотя и в разной степени). Кроме того, руководство Беларуси, бывшей в советскую эпоху «сборочным цехом» СССР, заинтересовано в развитии экономических связей с Россией, поскольку это является важнейшим залогом благополучия страны. Между тем, предприятия основных экспортных отраслей Украины — металлургия и химическая промышленность, являются конкурентами российских производителей. Поэтому собственники украинских металлургических и химических заводов опасаются, что их поглотят российские корпорации в случае тесного экономического сближения между Украиной и Россией.
«СП»: — По словам Мельянцова, отношения Минска и Киева «развиваются в тени Кремля, через призму двусторонних отношений обеих стран с Россией. Так ли это? Или на них влияют другие игроки и факторы?
— Это в значительной степени так, поскольку Беларусь не может развивать внешнеполитическое сотрудничество с Украиной (и уж тем более на взаимодействие в оборонной сфере) и вынуждено ограничивать свои внешнеэкономические связи с ней до тех пор, пока сохраняется нынешний уровень напряженности в российско-украинских отношениях. Между тем, Беларусь, стремящаяся к сближению с Евросоюзом, хотела бы опереться на поддержку Украины, обладающей куда более тесными связями с ЕС.
«СП»: — Согласны ли вы с высказанной мыслью о том, что Белоруссия всегда будет предпочитать проевропейское правительство Украины пророссийскому?
— Здесь нужно учитывать еще и некоторые особенности мировоззренческие особенности экспертов инициативы «Минский диалог», с которой сотрудничает Мельянцов. Однако проевропейское руководство Украины, с прагматической точки зрения, для Минска более выгодно и удобно, чем пророссийское, поскольку это открывает перед Беларусью более широкие возможности для «игры» как на европейском, так и на российском направлении.
Читайте также
Кто доводит российских гипертоников до рака
Из-за краха отечественной фармацевтики аптеки страны оказались наводнены импортным суррогатом
«СП»: — При том, что лидер Белоруссии постоянно декларирует лояльность Москве, он продолжает поставлять Украине различные товары, в том числе, используемые для продолжения войны (солярка, автомобили, технологии двойного назначения). Как это сочетается?
— Белорусская экономика оказалась в довольно тяжелой ситуации, в том числе и из-за действий российских структур. Поэтому Беларусь не может позволить потерять такой важный рынок, каким для нее традиционно является Украины. Это могло бы привести к крайне тяжелым последствиям для белорусского бюджета и серьезному падению промышленного производства.
«СП»: — Насколько украинский кризис помог Белоруссии (разрыв авиасообщения с Россией, Минские соглашения, может, что еще?)? Белоруссии выгодно продолжение украинского кризиса?
— Украинский кризис помог руководству Беларуси в решении главной задачи: выступив в роли миротворца Александр Лукашенко смог восстановить отношения с Западом. Разумеется, Беларусь сумела извлечь экономические выгоды из российско-украинского конфликта, заняв место российских структур на украинском рынке нефтепродуктов, а в последнее время еще и став перевалочным пунктом для контрабанды донецкого угля на территорию остальной Украины. Но, несмотря на столь значительные экономические дивиденды, белорусское руководство, безусловно, заинтересовано в деэскалации конфликта между Украиной и Россией, поскольку в противном случае будет поставлена под сомнение эффективность Минска как переговорной площадки.
«СП»: — Как, по-вашему, в дальнейшем будут развиваться отношения между Минском и Киевом? От чего это зависит?
— Беларусь не может отказаться от развития экономических отношений с Украиной. Другое дело, что украинская власть может по политическим соображениям пойти на ограничение экономических связей с Беларусью, если украино-российские отношения не начнут улучшаться. Что касается внешнеполитической сферы, то тут в случае снижения напряженности между Украиной и Россией неизбежно начнется быстрое сближение между Украиной и Беларусью. Однако пока я не вижу никаких оснований всерьез рассчитывать на реализацию подобного сценария.
Новости России: Путин назвал ударом по имиджу ситуацию с нефтепроводом «Дружба»