Революция в мировой политике откладывается на неопределенный срок. Перспективы «большой сделки», возможной между Владимиром Путиным и Дональдом Трампом, по-прежнему неясны. На этом фоне интерес к фигуре американского президента со стороны россиян начинает падать. За последние две недели число его упоминаний в отечественном телеэфире снизилось почти в четыре раза. Об этом свидетельствуют данные систем мониторинга «Медиалогия» и «Телемаркер», опубликованные РБК.
По данным «Медиалогии», если 5 февраля Трамп упоминался 141 раз, то 12 февраля уже 116, а 19 февраля всего 38 раз. Схожие цифры были получены и при мониторинге «Телемаркера». Отметим, что при исследовании брались в расчет только итоговые аналитические программы девяти федеральных телеканалов. Это позволяло очистить данные от пиков упоминаемости, связанных с текущими информповодами.
В середине исследуемого периода американское агентство Bloomberg сообщило, что российские государственные СМИ, якобы, получили из Кремля распоряжение перестать освещать фигуру Трампа в «подобострастном» ключе. Об этом же написал журналист Константин Эггерт на сайте немецкой Deutsche Welle. «Трампа больше нет», — утверждал он. Однако пресс-секретарь президента Дмитрий Песков дал понять, что это новостная «утка».
РБК отмечает, что в январе текущего года американский президент, по данным системы комплексного анализа новостей (СКАН), стал в отечественных СМИ популярнее Владимира Путина. Он получил более 202 тысяч ссылок, в то время, как российский президент всего 148 тысяч.
Однако по мнению руководителя «Политической экпспертной группы» Эдуарда Калачева, заочное соревнование двух президентов в популярности здесь не причем.
— Популярность политиков и их цитируемость — не синонимы. Например, второй по цитируемости в России политик — Навальный, а рейтинг его весьма невысок. Понятно, что ажиотаж по поводу Трампа должен был рано или поздно сойти на нет. Кто-то связывает это с установками, исходящими свыше, но я думаю, что все проще.
Тема Трампа уже была перегрета. Произошло перенасыщение. Каких-то ярких поводов, пригодных для российской аудитории, в последнее время он не создавал. Если не считать заявлений его и его команды по поводу урегулирования украинского кризиса. Количество упоминаний в СМИ не всегда переходит в качество. И в данном случае между Путиным и Трампом нет никакой конкуренции, потому что это вещи несравнимые. Упоминание Путина связано все-таки с актуальной российской повесткой, с тем, что волнует людей, с тем, чем они живут.
«СП»: — Кто же Трамп для большинства россиян?
— Трамп — это как программа «Международная панорама» в былое время — единственное окно во внешний мир. У нас, как нигде любят обсуждать международную политику, причем, эта традиция сложилась не вчера и даже не позавчера. Ее еще Ильф и Петров вспоминали — писали про «пикейные жилеты». Понятно, что самый яркий политик современности, проживающий за рубежом, — это Трамп. Но все рано или поздно надоедает. Мы наблюдаем естественное угасание информационного потока. Сперва перегнули, теперь берется пауза.
Политолог-американист, профессор Академии военных наук Сергей Судаков считает, что пришло время судить о Трампе по делам, а не по словам.
— Есть очень простое и понятное объяснение того, что мы наблюдаем. Всегда есть ожидания, которые бегут впереди возможностей двух государств на сближение. Тот выбор, который стоял в США между Хиллари Клинтон и Дональдом Трампом, многие российские граждане оценили как выбор между войной, если победит Клинтон, и определенным шансом на улучшение в случае Трампа.
Во время избирательной кампании Трамп много раз достаточно позитивно отзывался о России, говорил по поводу Крыма. Говорил, что Крым является частью российской территории, потому что жители Крыма свободно волеизъявили то, что они хотят воссоединиться с родиной. Он показывал определенную информированность по тем вопросам, которые есть в России.
Многим СМИ и рядовым гражданам это очень нравилось. Им нравилось, что впервые приходит человек, который понимает, что происходит в современном мире, а не видит этот мир окрашенным в какие-то свои собственные цвета.
«СП»: — Возможно, Трампа похожим образом воспринимали и его американские избиратели?
— И тут оказывается, что Трамп во главе США крайне не свободен. Одно дело руководить бизнес-империей — где он первый человек, а другое дело стать первым человеком в сильнейшем государстве мира. Он связан тем же «вашингтонским болотом», которое не может пока осушить, лоббистами, огромным количеством групп давления, которые не дают сделать шаг в сторону. У него очень плохие отношения с Конгрессом и Сенатом. И в целом американское общество расколото. Его рейтинг доверия сейчас всего 40%.
Из этой ситуации ему приходится выкручиваться. Либо проводить реформы, либо сдаться. Трамп, безусловно, не сдается, но он понимает, что в этих условиях пытаться наладить отношения с Россией невозможно. Сначала ему нужно победить внутреннюю оппозицию, а потом уже пытаться договариваться с Россией. Поэтому мы уже в течение месяца слышим очень жесткие заявления от членов его команды. Та же риторика, что и у Обамы.
Министр обороны Джеймс Мэттис говорит, что с Россией надо говорить с позиции силы. Мы слышим, что Россия — агрессивная страна. Из всей этой риторики и складывается ухудшение отношения россиян к Трампу.
«СП»: — Что же делать?
— Нам нужны нормальные партнерские отношения. Нам не нужно, чтоб нас любили. Нам не нужно дружбы с Америкой. Ведь даже в сфере борьбы с международным терроризмом, о чем постоянно говорил Трамп, никаких подвижек нет. Он не идет нам на встречу даже в этом. Это значит, что мы переоценили нового президента. Надо помнить, что Трамп — это президент Америки. Тот, кто будет отстаивать американские интересы.
Его лозунг «Make America Great Again» означает, что он будет делать это в ущерб каким-то отношениям. А два самых сильных конкурента сейчас — это Китай и Россия. Поэтому для Трампа сейчас важно снизить роль России и постараться разорвать связь России с Китаем. Подружиться с Россией, в то время, как Россия уже налаживает связи с Китаем, ему не удастся. В политике всегда дружат не просто так, а против кого-то.
В этой ситуации слушать негатив, который разливается из уст Трампа и испытывать от этого разочарование, особого желания нет. Несмотря на то, что это стало основой для множества СМИ, аналитических изданий, ток-шоу. Лучше сейчас взять паузу. Посмотреть, как дальше будут развиваться события. Хвалить его уже неинтересно, говорить, что Трамп — наш, тоже не релевантно. Теперь судить о Трампе следует не по словам, а по делам и поступкам.
Политический психолог Елена Шестопал считает, что в мире наступила эпоха природных лидеров типа Трампа, а частота их упоминаемости в СМИ объясняется временными нюансами информационной картины.
— Конечно, Трамп — одна из наиболее ярких политических фигур последних даже не лет, а десятилетий. Это политик с необычным психологическим профилем. Поэтому публичный интерес к нему очень высок. Он также как, например, Борис Джонсон или наш Жириновский, относится к типу шоумэна, который привлекает внимание своим необычным поведением и поэтому установится ньюсмейкером. В этом их заслуга.
Что касается граждан, то, например, европейцы, которые не видели ярких харизматичных лидеров несколько десятилетий, относятся к таковым с интересом. То же самое можно сказать и про других популистских политиков — Герта Вилдерса в Нидерландах или Мари Ле Пен во Франции. Наконец, пришло время лидеров, думают они.
«СП»: Почему же мы наблюдаем резкое снижение упоминаемости Трампа в российских СМИ? Любовь россиян иссякла?
— Это не относится к любви или не любви россиян. Это относится к политике наших СМИ. Просто другие темы вытеснили Трампа из информационного поля. Например, мюнхенская конференция или смерть нашего постпреда в ООН Виталия Чуркина. Каждый главред определяет, в каком количестве и с какими акцентами ту или иную тему подавать. Это его прерогатива.