Семь цветов радуги и их оттенки, доступные человеческому глазу, — далеко не все цвета во Вселенной. Чтобы обнаружить темную материю и увидеть по атмосфере экзопланет, есть ли там жизнь, нужно другое зрение. Для этого Россия готовит амбициозный проект — запуск на околоземную орбиту двух аналогов знаменитого телескопа «Хаббл»: «Спектр-РГ» и «Спектр-УФ». Об этом и других ближайших планах российской космонавтики рассказал научный руководитель Института астрономии РАН, действующий вице-президент Международного астрономического союза Борис Шустов.
«Нам неизвестна природа черной материи»
Как признается самый высокопоставленный на сегодняшний день российский астроном и астрофизик Борис Шустов, его всегда удивляют коллеги, заявляющие, что знают о галактике все. Ведь о том, что такое темная материя, составляющая большую часть от всего вещества во Вселенной, сейчас никто в мире толком не знает.
— Правильнее называть это — «темное вещество», — считает Шустов. — Чтобы поймать частицы этого темного вещества и изучить их, недавно в космос был запущен совместный российско-итальянский аппарат «Памела». На сегодняшний день нам абсолютно непонятна природа невидимой глазу и рентгеновскому излучению темной материи. Известно только, что темного вещества во Вселенной гораздо больше, чем обычных видимых элементов. И что темная материя каким-то образом заметно влияет на гравитацию. Одна из задач космического телескопа «Спектр-УФ», проектом создания которого я руковожу, — найти темную материю, помочь нам изучить силу, которая влияет на строение Вселенной.
«СП»: Когда будет запущен «Спектр-РГ», и когда будет запущен «Спектр-УФ»?
— «Спектр-РГ» планируется запустить уже в следующем году. Этот телескоп будет фотографировать секторы Вселенной в спектре рентген и гамма-лучей. Его задача — изучение массивных скоплений галактик, а также — изучение эволюции Вселенной и черных дыр. Это — наше рентгеновское окно во Вселенную. А «Спектр-УФ» — наше ультрафиолетовое окно во Вселенную. Его другое название — Международная космическая обсерватория «Ультрафиолет». Это — наш российский «Хаббл», чуть меньше в диаметре — 170 см, но зато более точный и чувствительный. «Хаббл» уже вырабатывает свой ресурс и года через два, думаю, прекратит свое существование: к нему за последние годы несколько раз за миллионы долларов отправляли космические ремонтные экспедиции, но принято решение больше его не чинить. Вероятно, «Хаббл» на его посту заменит наш «Ультрафиолет». Но запуск «Спектр-УФ» пришлось перенести на два года, теперь ориентировочно он будет запущен в 2021 году. Нас тормозят санкции. Причина проста: некоторые детали техники в России не производятся, например, высокочувствительные детекторы. Из-за одной такой маленькой, но важной для космического телескопа штучки, может задержаться весь проект. Но мы решим эту проблему.
«СП»: Какие задачи, помимо поиска темного вещества, призван решать «Спектр-УФ»? Может ли он, к примеру, обнаружить жизнь на других планетах?
— Да, это одна из его задач. Сегодня уже обнаружено около 3000 экзопланет, т.е. планет земного типа, вращающихся вокруг других звезд. У некоторых из них есть атмосфера. Если в атмосфере присутствуют биомаркеры, например, метан, свидетельствующие о наличии органической жизни, — это косвенный признак, что там может быть жизнь в какой-либо форме. «Спектр -УФ» будет анализировать атмосферу далеких планет. Это важно для всего человечества. Вдруг найдется что-то подходящее для колонизации…
Но сможем ли мы туда долететь?
«СП»: Однако есть мнение, что жесткое излучение космоса не даст нам долететь даже до Марса, несмотря на все планы его близкой колонизации. Вот МКС летает на достаточно низкой орбите — около 420 км от Земли, космонавты в какой-то мере защищены от радиации полем планеты. В связи с этим вопрос: а как же американцы смогли долететь до Луны? Были ли они там на самом деле? И сможем ли мы когда-нибудь достичь хотя бы Марса?
— Я не сомневаюсь, что американцы были на Луне. Они были там очень недолго. Все зависит от длительности облучения и от дозы. Недолго вон специалисты с дозиметром ходят и по Фукусиме, и по Чернобыльской АЭС, а потом выходят и живут себе дальше. Другое дело - полет до Марса, который будет длиться не менее полугода. За это время команда может умереть от жесткого излучения. Покрыть весь корабль толстыми листами свинца — не вариант: он тогда просто не взлетит. Делать это на орбите — тогда не сядет на Марс. Но я не сомневаюсь, что рано или поздно люди на Марсе будут. Потому что люди — это такие упрямые и любознательные существа, что если чего-то очень захотят, то обязательно сделают. По этой же причине когда-нибудь люди, очень надеюсь, долетят и до далеких звезд. Если только срок жизни нашей человеческой цивилизации будет достаточным для такого технического прогресса.
«СП»: Кстати, о сроке жизни человечества. Вы же еще возглавляете Российскую экспертную рабочую группу по космическим угрозам. Какие угрозы сегодня наиболее актуальны?
— Самая актуальная угроза для жизни человечества — само человечество. Очень уж мы агрессивный и неустойчиво развивающийся вид: постоянно шарахаемся от Просвещения к Средневековью. Хочу всех успокоить: астероид «Апофиз», столкновением с которым нас всех пугают в 2036 году, согласно новейшим вычислениям его орбиты, пролетит мимо. Шансы на столкновение ничтожно малы: 2 на миллион. Однако после того, как к нам неожиданно прилетел Челябинский метеорит и поразбивал ударной волной стекла в Челябинске, было решено создать такую Российскую рабочую группу по космическим угрозам и расширить список небесных тел, обязательных для наблюдения, объектами, размером с небольшой Челябинский метеорит.
Еще около трех лет назад Россия, США и Европейское космическое агентство, несмотря на все политические разногласия, решили объединить усилия в борьбе с астероидной опасностью и вошли в программу «Астероидный щит». В этой триаде, так договорились, США берет на себя разработку средств мягкого захвата и увода крупных астероидов, движущихся на пути к нашей планете. Европейское космическое агентство разрабатывает способы разбить астероид на части помельче болванками, либо — отклонить его орбиту. А России досталась миссия — научиться взрывать крупные астероиды на подлете к Земле ракетами. Такое космическое оружие для астероидов у нас разрабатывают. Есть одна загвоздка: выводить ядерное оружие в космос запрещает ООН, и в этом есть смысл. Но если другого выхода не будет…
Еще одну космическую угрозу представляет космический мусор. Мы уже столько намусорили на орбите, что мусор стал сам «размножаться»: осколки сталкиваются, дробятся и так далее. А даже маленький осколок на больших скоростях на орбите, как пуля, выводит из строя спутники. Я сам видел последствия таких столкновений. Если мы не научимся убирать за собой космический мусор, то это может вообще перекрыть человечеству дорогу в космос.