«Майские указы» Путина: Медведев доволен, страна — нет - «Общество» » Новости Дня Сегодня
«Майские указы» Путина: Медведев доволен, страна — нет - «Общество» 18:00 Четверг 0 589
4-05-2017, 18:00

«Майские указы» Путина: Медведев доволен, страна — нет - «Общество»


«Майские указы» Путина: Медведев доволен, страна — нет - «Общество»

4 мая в Кремле под председательством президента РФ Владимира Путина проходит совместное заседание Госсовета и президентской комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России. Речь идет об исполнении «майских указов» президента, пятилетие которых исполняется в этом году.

Непосредственно перед заседанием кабмин опубликовал результаты выполнения «майских указов» — 11-ти документов с поручениями правительству, которые Путин подписал в мае 2012 года. В них, напомним, обозначены необходимые меры, призванные повысить качество жизни россиян.

Если верить кабмину, указы выполняются практически на «отлично». Так, в рамках выполнения указа «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» продолжилась работа по ликвидации аварийного жилья.

Что касается социального блока, в ходе выполнения указа президента о государственной политике в сфере здравоохранения за «12 месяцев 2016 года смертность в РФ снизилась по сравнению с аналогичным периодом 2015 года». Были открыты 16 новых фармацевтических заводов, что позволило увеличить производство лекарственных средств на 23,75%. В сфере образования и науки отмечается рост финансирования фундаментальных исследований со стороны государства.


Все вроде бы так. Однако, по мнению представителей Общероссийского народного фронта (с марта 2014 года указом президента мнение ОНФ учитывается при снятии с контроля поручений главы государства, а контрольное управление президента направляет доклады правительства «Народному фронту» для подготовки заключений), ситуация с исполнением указов складывается неблестящая.

К ноябрю 2016 года от правительства в ОНФ поступили доклады на 171 поручение. Из них эксперты «Народного фронта» сочли исполненными всего 16% (28 поручений). 53% (90 поручений) требовали доработки, 31% (53 поручения) — не были исполнены.

Сейчас, надо думать, эти показатели улучшились, но вряд ли кардинально.

По сути, вопрос «удалось ли „майскими указами“ повысить качество жизни россиян?» стал риторическим. Достаточно напомнить, что только за 2016 год реальные доходы россиян, по данным Росстата, сократились на 5,9%. А как следует из доклада Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ), с октября 2014 года по ноябрь 2016-го реальные доходы упали на 12,7%, при этом в 2016 году трудности с покупкой одежды испытывал 41% россиян, а у 11% жителей страны денег не хватало даже на продукты.

Важный момент: срок действия «майских указов» ограничен 2018−2020 годами. Предполагалось, что подведение итогов их исполнения позволит Владимиру Путину набрать дополнительные очки перед новыми президентскими выборами. Теперь же понятно, что пятилетний юбилей «майских указов» пройдет без особой помпы: гордиться особенно нечем.

Насколько важны для Кремля «майские указы» сегодня, есть ли шанс, что они будут выполнены?

— Ситуация вокруг «майских указов» сложилась крайне противоречивая, — отмечает политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков. — С одной стороны, указы во многом являлись основой для избрания Владимира Путина на пост президента. Люди голосовали за политическое лидерство Путина, за его результаты, но также за его обещания гражданам. «Майские указы» и были этими обещаниями.

Но с другой стороны, сейчас люди готовы голосовать не за эти обещания. Они готовы голосовать за то, что Владимир Путин является стержнем и символом российской государственности в условиях атаки на Россию — современными политическими средствами — со стороны коалиции государств Запада. Другими словами, мотивация голосования сместилась.

Да, «майские указы» предполагали рост качества жизни, и эта задача очевидно не выполнена: качество жизни явно ухудшилось. Вместе с тем, граждане понимают, что для этого есть объективные причины — снижение цен на нефть и антироссийские санкции. И в этом заключается первое противоречие ситуации вокруг санкций.

Еще одно противоречие — хотя указы очевидно не выполнены, правительство РФ отчитывается об их успешном исполнении. Это заставляет предполагать, что кабмин использует для отчетности фальсифицированные данные. Возможный механизм фальсификации кое-где достаточно очевиден. Скажем, за цифрами роста оплаты преподавателей и врачей скрывается еще и фактическое увеличение нагрузки на них. По моим данным, в сфере образования и здравоохранения идет сверх эксплуатация работников, и ни к чему хорошему это привести не может.

«Майские указы» вообще порождают много вопросов к правительству. Например, благодаря контрсанкциям в России наблюдается впечатляющий рост в аграрном секторе. Кто, спрашивается, мешает кабмину действовать по той же модели в других секторах, чтобы стимулировать рост экономики, и таким образом «майские указы» выполнить?

«СП»: — Как распутать эти противоречия?

— Сейчас, с политической точки зрения, исполнение «майских указов» уже не является гарантией переизбрания Владимира Путина — у него появилась другая гарантия. Поэтому политически указы становятся, скорее, формальным поводом для отставки кабмина.

Но важно понимать: решение об отставке правительства будет принимать лично Владимир Путин, и это решение будет сугубо политическим — не связанным с реальным исполнением «майских указов». Надо думать, президент прекрасно осведомлен об объективных условиях, которые сделали исполнение указов практически невозможным.

Реальные причины смены кабмина будут, скорее, связаны с необходимостью смены фигур, входящих в его состав, и прежде всего — премьера Дмитрия Медведева. Однако такие шаги являются частью сложной закулисной системы договоренностей, включая договоренности лично между Путиным и Медведевым, которые были достигнуты в 2011 году, и о которых доподлинно ничего не известно.

Кроме того, смена правительства может быть продиктована сменой экономического курса. Курс, я считаю, действительно может смениться — с нынешнего ультра-монетаристского и прозападного на кейнсианский курс. Последний, напомню, предполагает использование бюджета для экономического роста, а не для зажатия денежной массы, как это делается сегодня. В этом случае высокотехнологические производства будут развиваться с опорой на внутренние ресурсы России, а не на западные кредиты, которых просто не может быть в условиях санкций.

Но какими бы ни были истинные причины отправки правительства в отставку, пройдет она, надо думать, под политическим лозунгом — неисполнения «майских указов».

— «Майские указы» принимались в позитивной для власти обстановке, сейчас же ситуация гораздо более проблемная, — считает декан факультета социологии и политологии финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Санкции серьезно сказались на российской экономике, и пусть не нанесли ей непоправимого урона, объективно понизили уровень жизни россиян.

В этих условиях политическое маневрирование Кремля привело к тому, что власть в России понесла не только рейтинговые потери — она много потеряла в подспудном доверии граждан.

В политологии есть понятие «моральный износ власти». Этот износ не выражается в конкретных цифрах, кроме того, всем сегодня понятно: если альтернативы не будет, граждане снова действующую власть поддержат — как меньшее из зол. Другое дело, того драйва, которым власть обладала еще совсем недавно — не говоря про тучные нулевые — больше нет.

Чтобы ситуацию поправить, Кремлю нужно креативить, предлагать обществу перспективу развития, чего пока не происходит. А если этого не происходит, идет эрозия доверия граждан к властным институтам и властным персонам.

При таком раскладе власти особенно важно поддерживать определенный уровень социально-экономического благополучия в стране. В этом плане «майские указы» для Владимира Путина по-прежнему важны. Более-менее им следовать, безусловно, стоит — иначе к моральному износу власти добавится социально-экономический протест, чего Кремлю однозначно не нужно.


— Указы были опубликованы весной 2012 года, когда ситуация в России была совершенно иной, — напоминает президент Института развития и модернизации общественных связей Федор Крашенинников. — И, честно говоря, я удивлен, что все эти годы власть о «майских указах» вспоминала, поскольку иначе о них вряд ли бы кто вспомнил. Народ у нас привык, что предвыборные обещания почти никогда не исполняются, и смотрит на это сквозь пальцы.

Тем более странно, что правительство регулярно рассказывает, как хорошо исполняются «майские указы» на фоне новостей, что в стране идет тотальное обнищание и падение жизненного уровня. Сколько я ни общался с врачами, учителями, рабочими — никто из них не утверждал, что жить стало лучше.

Но, видимо, в том параллельном мире, в котором живет наше правительство, «майские указы» исполняются. Я, кроме того, не исключаю, что исполнение указов — пункт, важный лично для главы государства. Путин об их исполнении регулярно спрашивает, и ему отвечают, что указы исполняются хорошо. А как обстоят дела на самом деле — президент, возможно, никогда не узнает.


4 мая в Кремле под председательством президента РФ Владимира Путина проходит совместное заседание Госсовета и президентской комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России. Речь идет об исполнении «майских указов» президента, пятилетие которых исполняется в этом году. Непосредственно перед заседанием кабмин опубликовал результаты выполнения «майских указов» — 11-ти документов с поручениями правительству, которые Путин подписал в мае 2012 года. В них, напомним, обозначены необходимые меры, призванные повысить качество жизни россиян. Если верить кабмину, указы выполняются практически на «отлично». Так, в рамках выполнения указа «О мерах по обеспечению граждан РФ доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» продолжилась работа по ликвидации аварийного жилья. Что касается социального блока, в ходе выполнения указа президента о государственной политике в сфере здравоохранения за «12 месяцев 2016 года смертность в РФ снизилась по сравнению с аналогичным периодом 2015 года». Были открыты 16 новых фармацевтических заводов, что позволило увеличить производство лекарственных средств на 23,75%. В сфере образования и науки отмечается рост финансирования фундаментальных исследований со стороны государства. Все вроде бы так. Однако, по мнению представителей Общероссийского народного фронта (с марта 2014 года указом президента мнение ОНФ учитывается при снятии с контроля поручений главы государства, а контрольное управление президента направляет доклады правительства «Народному фронту» для подготовки заключений), ситуация с исполнением указов складывается неблестящая. К ноябрю 2016 года от правительства в ОНФ поступили доклады на 171 поручение. Из них эксперты «Народного фронта» сочли исполненными всего 16% (28 поручений). 53% (90 поручений) требовали доработки, 31% (53 поручения) — не были исполнены. Сейчас, надо думать, эти показатели улучшились, но вряд ли кардинально. По сути, вопрос «удалось ли „майскими указами“ повысить качество жизни россиян?» стал риторическим. Достаточно напомнить, что только за 2016 год реальные доходы россиян, по данным Росстата, сократились на 5,9%. А как следует из доклада Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ), с октября 2014 года по ноябрь 2016-го реальные доходы упали на 12,7%, при этом в 2016 году трудности с покупкой одежды испытывал 41% россиян, а у 11% жителей страны денег не хватало даже на продукты. Важный момент: срок действия «майских указов» ограничен 2018−2020 годами. Предполагалось, что подведение итогов их исполнения позволит Владимиру Путину набрать дополнительные очки перед новыми президентскими выборами. Теперь же понятно, что пятилетний юбилей «майских указов» пройдет без особой помпы: гордиться особенно нечем. Насколько важны для Кремля «майские указы» сегодня, есть ли шанс, что они будут выполнены? — Ситуация вокруг «майских указов» сложилась крайне противоречивая, — отмечает политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков. — С одной стороны, указы во многом являлись основой для избрания Владимира Путина на пост президента. Люди голосовали за политическое лидерство Путина, за его результаты, но также за его обещания гражданам. «Майские указы» и были этими обещаниями. Но с другой стороны, сейчас люди готовы голосовать не за эти обещания. Они готовы голосовать за то, что Владимир Путин является стержнем и символом российской государственности в условиях атаки на Россию — современными политическими средствами — со стороны коалиции государств Запада. Другими словами, мотивация голосования сместилась. Да, «майские указы» предполагали рост качества жизни, и эта задача очевидно не выполнена: качество жизни явно ухудшилось. Вместе с тем, граждане понимают, что для этого есть объективные причины — снижение цен на нефть и антироссийские санкции. И в этом заключается первое противоречие ситуации вокруг санкций. Еще одно противоречие — хотя указы очевидно не выполнены, правительство РФ отчитывается об их успешном исполнении. Это заставляет предполагать, что кабмин использует для отчетности фальсифицированные данные. Возможный механизм фальсификации кое-где достаточно очевиден. Скажем, за цифрами роста оплаты преподавателей и врачей скрывается еще и фактическое увеличение нагрузки на них. По моим данным, в сфере образования и здравоохранения идет сверх эксплуатация работников, и ни к чему хорошему это привести не может. «Майские указы» вообще порождают много вопросов к правительству. Например, благодаря контрсанкциям в России наблюдается впечатляющий рост в аграрном секторе. Кто, спрашивается, мешает кабмину действовать по той же модели в других секторах, чтобы стимулировать рост экономики, и таким образом «майские указы» выполнить? «СП»: — Как распутать эти противоречия? — Сейчас, с политической точки зрения, исполнение «майских указов» уже не является гарантией переизбрания Владимира Путина — у него появилась другая гарантия. Поэтому политически указы становятся, скорее, формальным поводом для отставки кабмина. Но важно понимать: решение об отставке правительства будет принимать лично Владимир Путин, и это решение будет сугубо политическим — не связанным с реальным исполнением «майских указов». Надо думать, президент прекрасно осведомлен об объективных условиях, которые сделали исполнение указов практически невозможным. Реальные причины смены кабмина будут, скорее, связаны с необходимостью смены фигур, входящих в его состав, и прежде всего — премьера Дмитрия Медведева. Однако такие шаги являются частью сложной закулисной системы договоренностей, включая договоренности лично между Путиным и Медведевым, которые были достигнуты в 2011 году, и о которых доподлинно ничего не известно. Кроме того, смена правительства может быть продиктована сменой экономического курса. Курс, я считаю, действительно может смениться — с нынешнего ультра-монетаристского и прозападного на кейнсианский курс. Последний, напомню, предполагает использование бюджета для экономического роста, а не для зажатия денежной массы, как это делается сегодня. В этом случае высокотехнологические производства будут развиваться с опорой на внутренние ресурсы России, а не на западные кредиты, которых просто не может быть в условиях санкций. Но какими бы ни были истинные причины отправки правительства в отставку, пройдет она, надо думать, под политическим лозунгом — неисполнения «майских указов». — «Майские указы» принимались в позитивной для власти обстановке, сейчас же ситуация гораздо более проблемная, — считает декан факультета социологии и политологии финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Санкции серьезно сказались на российской экономике, и пусть не нанесли ей непоправимого урона, объективно понизили уровень жизни россиян. В этих условиях политическое маневрирование Кремля привело к тому, что власть в России понесла не только рейтинговые потери — она много потеряла в подспудном доверии граждан. В политологии есть понятие «моральный износ власти». Этот износ не выражается в конкретных цифрах, кроме того, всем сегодня понятно: если альтернативы не будет, граждане снова действующую власть поддержат — как меньшее из зол. Другое дело, того драйва, которым власть обладала еще совсем недавно — не говоря про тучные нулевые — больше нет. Чтобы ситуацию поправить, Кремлю нужно креативить, предлагать обществу перспективу развития, чего пока не происходит. А если этого не происходит, идет эрозия доверия граждан к властным институтам и властным персонам. При таком раскладе власти особенно важно поддерживать определенный уровень социально-экономического благополучия в стране. В этом плане «майские указы» для Владимира Путина по-прежнему важны. Более-менее им следовать, безусловно, стоит — иначе к моральному износу власти добавится социально-экономический протест, чего Кремлю однозначно не нужно. — Указы были опубликованы весной 2012 года, когда ситуация в России была совершенно иной, — напоминает президент Института развития и модернизации общественных связей Федор Крашенинников. — И, честно говоря, я удивлен, что все эти годы власть о «майских указах» вспоминала, поскольку иначе о них вряд ли бы кто вспомнил. Народ у нас привык, что предвыборные обещания почти никогда не исполняются, и смотрит на это сквозь пальцы. Тем более странно, что правительство регулярно рассказывает, как хорошо исполняются «майские указы» на фоне новостей, что в стране идет тотальное обнищание и падение жизненного уровня. Сколько я ни общался с врачами, учителями, рабочими — никто из них не утверждал, что жить стало лучше. Но, видимо, в том параллельном мире, в котором живет наше правительство, «майские указы» исполняются. Я, кроме того, не исключаю, что исполнение указов — пункт, важный лично для главы государства. Путин об их исполнении регулярно спрашивает, и ему отвечают, что указы исполняются хорошо. А как обстоят дела на самом деле — президент, возможно, никогда не узнает.

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl