19 июня на НСК «Олимпийский» в Киеве происходили вопиющие события. При проведении финального матча любительского чемпионата по футболу между командами «Металлист 1925» и «Агробизнес» разбушевавшиеся харьковские ультрас избивали зрителей, среди которых были женщины и дети, забрасывали их файерами. Министр внутренних дел Арсен Аваков, находясь на верхних VIP-трибунах под охраной своих телохранителей, с умилением наблюдал за происходящим, даже не пытаясь все это предотвратить. А когда стало совсем «жарко», просто сбежал с трибуны.
В это время президент Федерации футбола Украины Андрей Павелко безуспешно разыскивал «Беркут», ликвидированный в 2014 году приказом № 144 министра внутренних дел… Аваков так и не смог создать достойной замены расформированному подразделению. Зрители на НСК «Олимпийский» увидели во всей красе результаты реформы украинской полиции, проводившейся на протяжении трех лет.
Президент ФФУ неслучайно интересовался, где же «Беркут». Когда-то «краповые береты» быстро приводили в чувство бесчинствующих фанатов.
Об истории отношений спецподразделения милиции и украинских ультрас мы беседуем с бывшим сотрудником харьковского «Беркута» Александром Слядневым.
— С футбольными хулиганами у нас с самого начала не получилось мирного сосуществования. Они ненавидели «Беркут» за непримиримую позицию: не допускать беспорядки на футбольных матчах, в случае необходимости — жестко их пресекать. Эту ненависть к нашему спецподразделению отлично использовали лидеры Майдана, натравливая боевиков из числа ультрас на стоящих в цепи бойцов «Беркута». Подогреваемые призывами хозяев и чувствуя свою безнаказанность, они жгли и забрасывали камнями спецназовцев, вымещая свою злобу.
«СП»: — Как «Беркут» обеспечивал порядок на стадионах?
— Было время, когда наши сотрудники присутствовали на всех футбольных матчах. Во время футбола мы пресекали любое проявление агрессии, ведь безопасность людей для нас была не пустым звуком. Фансектор, где находились ультрас, брали в «коробочку». Со всех сторон находились экипированные сотрудники спецподразделения. А стоящие на верхних рядах бойцы дополнительно имели щиты. Одно их присутствие сразу успокаивало особо горячие головы и заставляло хулиганов задуматься. В случае необходимости группы захвата выводили особо буйных из сектора, отправляя их в автозаки, стоящие около стадиона.
Но важно было контролировать ситуацию не только во время игры… К проведению футбольного матча готовились заранее. На постах выставлялись усиленные наряды, отслеживающие приезд болельщиков. А по городу курсировали дополнительные автопатрули, докладывающие оперативную обстановку дежурному УВД. За два часа до начала игры вокруг стадиона выставляли оцепление; при входе на стадион всех приезжих болельщиков досматривали, чтобы исключить пронос в чашу стадиона оружия и пиротехники. Пьяных на стадион не пускали. Иногда приходилось драться с друзьями задержанного правонарушителя, пытающимися отбить товарища. После матча автобусы с болельщиками сопровождали наряды ГАИ и «Беркута», до границы области. А начальник общественной безопасности еще долго смотрел им в след, благодаря Всевышнего, что уже все закончилось…
«СП»: — Почему спецподразделение убрали со стадионов?
— Вытеснение происходило поэтапно. В мае 2007 года в Киеве, при проведении матча «Динамо» — «Шахтер», радикально настроенные болельщики спровоцировали столкновения с милицией и «Беркутом». В результате драки пострадали милиционеры, а несколько наиболее агрессивных подростков получили синяки и ссадины от милицейских дубинок. Были задержаны несколько десятков футбольных фанатов. Скандал раздувался в СМИ до невероятных масштабов. И «Беркут», в угоду общественному мнению, убрали с трибун. Теперь он находился в проходах между трибунами или снаружи стадиона. При необходимости бойцы быстро поднимались на сектор, предотвращая начавшиеся беспорядки.
А в преддверии Евро-2012 «Беркут» убрали за территорию стадиона. Охранять порядок на стадионах во время проведения футбольных матчей стали специальные стюарты. Все это привело к вседозволенности со стороны футбольных фанатов, понимающих европейские ценности по-своему.
На футболе начали избивать стюардов. Например, на матче «Динамо» — «Карпаты» в 2011 году одного из охранников избили киевские ультрас — за сорванный баннер с портретом Шухевича. В результате стюард очутился на больничной койке с травмой позвоночника. Или, например, в Харькове, во время футбольного матча между командами «Металлист» и «Черноморец», стюард сделал замечание за курение на стадионе… и получил сотрясение мозга.
«СП»: — Какие из футбольных фанатов считались наиболее радикальными?
— Ультрас «Динамо». Эти пытаются устроить драку на каждом матче. Потом уже идут ультрас «Металлиста», «Шахтера», «Днепра». Дерутся фанаты не только с правоохранителями, но и между собой. Во время проведения матчей между «Динамо» и «Шахтером» их болельщики всегда пытались устроить драку. Только во время Майдана ультрас заключили между собой перемирие. Но даже тогда между ними пробегала «черная кошка».
«СП»: — Во время Майдана радикалы из числа ультрас участвовали во всех столкновениях с «Беркутом». И позже их услуги были востребованы.
— После победы Майдана, в котором футбольные хулиганы принимали самое активное участие, они были обласканы новой властью. Все их преступления забыли. Харьковские ультрас были одной из действующих сил, устроивших 2 мая 2014 года пожар в одесском Доме профсоюзов. А в апреле 2014 года в Харькове футбольные фанаты напали на митинг антимайдановцев. Милиция прикрыла женщин и стариков, дав им возможность уйти. В результате сотрудник патрульной службы получил колотую рану шилом, а сотруднику «Беркута» камнем сломали лицевую кость. Руководство МВД спустило все происшествия на «тормозах».
Из среды футбольных фанатов вышли нацистские организации, на базе которой был создан батальон «Азов», отметившийся карательными акциями в Донбассе. В Харькове сформировали подразделение МВД «Восточный корпус», в которое пришли многие отморозки из ультрас. Бывший командир этого подразделения Олег Ширяев и его товарищ с позывным «Чилли» приняли самое активное участие в беспорядках на НСК «Олимпийский».
«СП»: — Харьковские ультрас довольно долго хулиганили на столичном стадионе. Почему полиция так и не пришла на помощь стюардам?
— После недавних событий 9 мая в Днепре, когда полиция разогнала националистов, на троих сотрудников спецбатальона возбудили уголовные дела, за превышение полномочий. А командира отстранили от должности. Деморализованная полиция старается избегать столкновений с «активистами», особенно если их курирует сам министр МВД. Как говорится, спасение утопающих — дело рук самих утопающих. На любые беспорядки министр внутренних дел может закрыть глаза. А потом поискать в них «руку Кремля».