Материал комментируют:
Вячеслав Бобков
Министр труда и соцзащиты Максим Топилин продолжает настаивать на объективности ранее приведенных данных о беспрецедентном росте зарплат в России. По его мнению, люди просто разучились радоваться хорошим новостям. «Я считаю, что хорошие новости должны восприниматься нормально. А почему-то это вызывает какие-то вопросы. Я считаю, что надо все-таки нам учиться и уметь хорошие новости оценивать позитивно», — заявил он. Напомним, ранее Топилин привел данные Росстата, согласно которым с января средние зарплаты выросли в стране на 11%, и это, по его словам, стало «беспрецедентным ростом».
Если изучить данные Росстата, то средняя зарплата в стране действительно постоянно растёт. В августе этого года она составила, по подсчетам ведомства, 41381 рубль в среднем по стране. Но она считается именно как среднеарифметическое от доходов жителей деревень и олигархов.
Однако в реальности многие жители России получают намного меньше. Чтобы убедиться в этом, достаточно открыть любой популярный сайт с вакансиями. Например, согласно Росстату, средняя зарплата в Москве составляет 89318 рублей. Но сколько сегодня предлагают работодатели, скажем, человеку с высшим образованием, уникальными навыками и зачастую богатым опытом работы? Переводчик технической литературы с испанского на русский и наоборот может рассчитывать на 50 тысяч рублей, владеющий на таком же уровне персидским — уже на 80 тысяч, начальник отдела логистики на предприятие — 50 тысяч. Директор магазина (со всей соответствующей ответственностью) в крупную торговую сеть может заработать до 70 тысяч, а инженер-проектировщик электроснабжения — 60 тысяч. На так называемую среднюю зарплату можно рассчитывать начальник цеха с несколькими десятками рабочих или человек, способный договариваться о размещении продукции предприятий на прилавках у крупных ритейлеров.
В регионах предлагаемые зарплаты тоже ниже средних, о которых говорят в Росстате. Скажем, в Саратовской области средняя зарплата составляет почти 26 тысяч рублей.
Более объективным показателем считается среднемедианная зарплата, то есть сумма, больше которой и меньше которой получают по 50% работников. По подсчетам специалистов, половина работающих россиян получают менее 30 тысяч рублей в месяц. То есть среднемедианная меньше средней статистической в 1,4 раза.
Заведующий лабораторией уровня и качества жизни Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Вячеслав Бобков считает, что члены правительства приводят позитивную статистику по политическим мотивам, но опубликованные данные не отражают реального положения дел:
— Индекс потребительских цен вырос с начала года на 4%, номинальные зарплаты — на 11%, так что реальные доходы можно считать возросшими на 7%. Только людей это не радует. Прежде всего потому, что на протяжении нескольких лет с 2014-го доходы граждан падали. Это первое. Второе — статистика охватывает только работников крупных и средних предприятий, а вот работники малых предприятий улучшения не почувствовали, там ситуация традиционно хуже.
Не стоит забывать, что у нас наблюдается высокая степень социального неравенства, рассчитанного как соотношение 10% самых богатых и 10% самых бедных. Неравенство также складывается из отраслевого неравенства. У работников финансового сектора и добывающей промышленности зарплаты обычно выше, и они первые получают прибавку в случае развития экономики. А вот в обрабатывающей, пищевой промышленности, в сельском хозяйстве зарплаты намного меньше, темпы ее роста тоже ниже. Есть еще региональное неравенство в заработной плате.
Внутри каждого предприятия тоже есть неравенство. Средние показатели могут расти, но большая часть работников этого не замечает.
«СП»: — Если посмотреть объявления по найму, то предлагаемые зарплаты ниже средних и меньше в номинальном выражении, чем несколько лет назад.
— Зарплаты складываются из частей. Есть тарифная часть, а есть дополнительные выплаты, которые получают далеко не все. Если брать среднюю зарплату, которая включает, в том числе единовременные выплаты, то она растет, но не все это ощущают на себе.
Я сам из среды вузовских преподавателей. Часто так бывает, что представитель руководства выходит к работникам и говорит о росте средней зарплате. И слышится гул в зале, потому что большая часть педагогического состава удивляется: надо же, какая высокая средняя зарплата. Но статика не обязательно врет. Небольшая часть сотрудников получают дополнительные выплаты, гранты, деньги за допчасы. Меньшинство получает большую зарплату, а большинство низкую. Средняя зарплата получается действительно высокой, но при масштабном неравенстве.
Средняя зарплата в стране растет, но как средняя температура по больнице, где кто-то выздоравливает, а кто-то умирает. У нас очень сильно распространены неполная занятость, неполная рабочая неделя и неполный рабочий день. Большинство не может сказать, что получают даже среднюю зарплату.
«СП»: — Почему правительству не использовать более объективные показатели?
— На примере средней зарплаты можно увидеть положительную динамику. Но если начинать разбираться, то ситуация будет иная. Не учитывается треть всех работников — сотрудников малых предприятий. Но министрам достаточно показать усредненную цифру. Не их задача говорить о проблемах, лучше сказать об успехах. Здесь роль играет политический расчет.
— Софистика — вещь страшно коварная, — говорит руководитель Центра социального анализа Института глобализации и социальных движений Анна Очкина. — Рост средних зарплат на 11% вполне может быть. Но статистика у нас необъективная. Если вы захотите узнать про среднемедианную зарплату, то придется потратить намного больше времени. А члены правительства любезно сообщают о средней.
Действительно, рост зарплат мог произойти в силовых ведомствах, в крупных корпорациях. В принципе, рост зарплат есть в образовании и здравоохранении, но в отдельных регионах. Скажем, в провинции сейчас открываются хорошие кардиологические центры, там начали платить больше, чем в других местах.
Другое дело, мы говорим о статистических данных или о реальном повышении качества жизни людей. На мой взгляд, эти показатели вообще могут не пересекаться. Чтобы выяснить реальное положение дел, надо смотреть по регионам, по отраслям и кто конкретно сколько получает. Надо смотреть, как выросли зарплаты в секторах, где и раньше хорошо зарабатывали, как стали жить те, кто получал мало.
«СП»: — Если бы Топилин говорил о реальном положении дел, то к нему не было бы лишних вопросов.
— Максим Топилин, мягко говоря, не очень дипломатичный человек. Может, чиновник он неплохой, хотя это незаметно по рынку труда. Но он не первый раз говорит странные вещи. Что и вузы должны нести ответственность, если их выпускники не находят работу, и что доходы не снижаются, а увеличиваются, просто мы не умеем их считать.
Есть подозрение, что у нашего руководства очень специфическое мнение о нас, как о гражданах. Что на нас можно прикрикнуть, не сказать правды или наоборот сказать очевидную глупость. Например, сказать людям, что они не доживают до пенсии, потому что курят и пьют. Так говорили, когда решили проводить пенсионную реформу. Вот сейчас Топилин говорит, что мы не умеем радоваться хорошим новостям. Это я воспринимаю как неуважение к людям.
Экономический кризис: Позор Медведева-2018: Россия по росту ВВП отстала даже от Киргизии
Власть: Топилин настаивает на том, что зарплаты россиян растут невиданными темпами