M1990 «Farm» Syrian army fires direct fire by firing points of the jihadists
2С3 «Акация» / NATO M1990 «Farm» (Объект 303) — советская и российская 152-мм самоходная артиллерийская установка.
Предназначается для уничтожения и подавления средств ядерного нападения, артиллерии и других огневых средств и живой силы противника; уничтожение танков и самоходных орудий; разрушение полевых и долговременных оборонительных сооружений, а также подавление его тылов и органов управления. Работы по созданию 152-мм самоходной гаубицы 2С3 «Акация» были начаты во второй половине 1967 г. одновременно с началом разработки самоходной 122-мм гаубицы 2С1. Разработка и отработка 152-мм орудия 2А33 для самоходной установки 2С3 были выполнены в ОКБ-9 под руководством первого заместителя начальника ОКБ В.А. Голубева. Общее руководство и создание непосредственно самоходной гаубицы было поручено Центральному конструкторскому бюро «Трансмаш» государственного объединения «Уралтрасмаш». Первые два опытных образца 2С3 были изготовлены в конце 1968 г. После испытаний и достаточно длительной доводки, которая была обусловлена прежде всего недопустимо высокой загазованностью боевого отделения при стрельбе, в 1971 г. самоходная установка была принята на вооружение Советской Армии.
Самоходная гаубица 2С3 авиатранспортабельная, причем самолет Ан-22 может перевозить сразу две установки. САУ «Акация” достаточно хорошо зарекомендовала себя в ходе боевых действий в Афганистане, Чечне, а также в прочих вооруженных конфликтах, происходивших на территории бывшего СССР.
Производство самоходки 2С3 «Акация” прекращено в 1993 году. В настоящее время машины этого типа состоят на вооружении сухопутных войск России, Венгрии, Ирака, Ливии и Сирии.
Годы эксплуатации: с 1971
Количество выпущенных: 1797 шт.
Первое боевое применение новые гаубицы получили в Афганистане, где в составе 40-й армии их было не менее трех самоходных дивизионов общей численностью в 50 самоходок. «Акации» использовались и для поддержки мотострелков, участвовавших в штурмовых операциях, и даже для поддержки автомобильных конвоев, идущих через перевал Саланг. Тогда же стало понятно, что противопульной брони для защиты экипажей САУ от огня крупнокалиберных пулеметов типа ДШК или КПВТ не хватает. Но переделывать машину не стали, а артиллеристы выходили из положения, обвешивая самоходки использованными траками и набитыми песком ящиками из-под боеприпасов.
Одновременно советские самоходные гаубицы получили боевое крещение еще южнее — на фронтах ирано-иракской войны. Снабжавшиеся советским оружием иракские войска вовсю пользовались модернизированными 2С3, принятыми на вооружение в 1975 году. Новые «Акации» наряду со 122-миллиметровыми полковыми самоходными гаубицами 2С1 «Гвоздика» составили основу артиллерийских группировок Ирака. В иракской армии они применялись вплоть до операции «Буря в пустыне», но значительно менее эффективно, чем в советской: сказывалась разница в уровне подготовки экипажей и навыках управления войсками.
Отметились «Акации» и во всех конфликтах на постсоветском пространстве, начиная с Приднестровья и Абхазии, включая обе антитеррористических кампании в Чечне и операцию по принуждению Грузии к миру и заканчивая вооруженным конфликтом между Украиной и Новороссией. Причем наименее эффективно самоходными гаубицами пользовались украинские военные — видимо, в силу отсутствия боевого опыта и желания воевать. Тем не менее именно стоящие на вооружении ВСУ самоходные гаубицы 2С3 использовались для обстрела жилых кварталов Донецка и Луганска, именно их подрывали попавшие в «котлы» украинские военные, и они же, взятые на складах или захваченные в бою, сегодня составляют основу артиллерии Новороссии.