Материал комментируют:
Александр Руцкой
Александр Храмчихин
На новейших баллистических ракетах КНДР, регулярными испытаниями которых она взялась пугать мировое сообщество, стоят двигатели, технология которых могла быть получена с украинского завода «Южмаш». Эту сенсационную новость распространило в минувший понедельник популярное американское издание The New York Times со ссылкой на источники в американском разведсообществе, а также экспертов Международного института стратегических исследований (IISS).
Как утверждается (правда, достаточно осторожно, со словом «возможно») разработаны северокорейские двигатели на основе «тесного знакомства с конструкцией и технологией жидкостных двигателей», применявшихся на советских ещё баллистических ракетах. Те были разработаны в днепропетровском КБ «Южное» и производились на киевском заводе «Южмаш». В частности, речь идет о маршевых двигателях с двухкамерными модулями РД-250.
«Очень похоже на то, что эти двигатели поступили с Украины, и, скорее всего, нелегально. Отдельный вопрос: сколько изделий заполучила КНДР, и помогают ли им украинцы до сих пор? Это очень беспокоит», — прокомментировал ситуацию Майкл Эллеман, специалист по ракетной технике IISS.
Не исключается, что поставки шли через черный рынок. По мнению Эллемана, КНДР просто «купила там двигатели, документацию к ним, а также „экспертизу“ — то есть оплатила труд квалифицированных специалистов, помогавших северокорейским инженерам быстро освоить этот материал». Источники в американской разведке отмечают, что такая вероятность есть, однако подчеркивают, что не располагают свидетельствами причастности к этому официальных лиц из администрации президента Украины Петра Порошенко.
В Киеве поспешили заявить, что Украина никогда не сотрудничала с КНДР в военной сфере. «Украина всегда придерживается всех взятых на себя международных обязательств, поэтому предприятия украинского оборонного и авиакосмического комплекса не поставляли оружие и военные технологии в Северную Корею», — цитирует слова секретаря национальной безопасности и обороны Украины Александра Турчинова его пресс-служба.
Ничего другого он, собственно, сказать и не мог. При этом не преминул, как обычно, «перевести стрелку» на пресловутый «русский след». В том смысле, что это именно РФ придумала «историю с двигателями». А журналисты «Нью-Йорк Таймс», дал он понять, озвучили её, потому, что «работают на спецслужбы России»!
Есть ещё одна версия, согласно которой северокорейская разведка могла выкрасть необходимую документацию в «незалежной» после 2014 года, когда там разразился постмайданный хаос. Ведь подобные попытки предпринимались КНДР и ранее. Об этом свидетельствуют итоги расследования, предпринятого экспертами ООН в 2011 году. Уже тогда Пхеньян интересовала документация, касающаяся ракетной техники, жидкостных реактивных двигателей, бортовых топливных систем и проектирования космических аппаратов. В 2012 году два гражданина КНДР были арестованы и осуждены за попытку получить секретные технологии. Но с тех пор власть на Украине, как известно, поменялась.
Как бы то ни было, но ни одной стране в мире не удавалось столь быстро сделать шаг от ракет средней дальности сразу к межконтинентальным баллистическим. Как получилось это у Пхеньяна — не самому развитому с точки зрения Военно-промышленного комплекса государству?
А там после ряда неудачных запусков сумели кардинально изменить конструкцию своих ракет. По данным американской разведки, ставших известными сейчас, основана она на конструкции советских ракет. Как уточняется, только благодаря этому их (северокорейцев) ракета «Хвасон-14» «смогла перебросить десять термоядерных боеголовок между континентами». Иными словами, стала способна достичь территории США. При этом её можно запускать не только днем, но и ночью, и в не очень благоприятных метеоусловиях. Такие двигатели, отмечают за океаном, делают на ряде предприятий бывшего СССР. В частности, на «Южмаше» в украинском Днепре (ранее Днепропетровске).
Любопытно, что эта новость практически совпала с той, что пришла в конце прошлой недели из Киева: правительство Украины официально расторгло совместное с РФ соглашение о взаимодействии при экспорте продукции военного назначения в третьи страны. Соответствующее постановление было принято на заседании украинского кабинета министров в среду, 9 августа. Само соглашение действовало с 2003 года. В нем закреплялись сотрудничество в маркетинговых и патентно-лицензионных исследованиях мировых рынков военной продукции и обмен информацией по этим вопросам, а также консультации для согласования экспортных цен и тарифов поставок.
Как говорят люди знающие, из числа представителей российского ВПК, после 2014 года данный документ фактически не действовал. Но неким сдерживающим фактором все же оставался. Теперь и этого фактора не стало.
Отреагировал на обвинения в передаче ракетных технологий и Южный машиностроительный завод им. Макарова. «Предположение авторов публикации касательно возможной связи Украины с прогрессом КНДР в развитии ракетных технологий не имеют отношения к реальности, — отрицает причастность предприятия к ракетной программе КНДР его руководство. — „Южмаш“ никогда ранее не имел, и не имеет сейчас никакого отношения к северокорейским ракетным программам космического или оборонного характера. Как государственное предприятие мы полностью соблюдаем требования режима контроля за ракетными технологиями».
Говорится в этом заявлении также о «стабильной ситуации на предприятии». Мол, «нет необходимости бороться за выживание», а, значит, и в каких-то сомнительных сделках. Но свежи в памяти недавние митинги сотрудников некогда преуспевающего «Южмаша», с требованиями «не морить голодом их семьи, выплатить долги по зарплатам», прогремевшие на всю Украину в 2015−16 годах. «Нет заказов-нет денег», — услышали они тогда в ответ. Но вскоре проблема с зарплатами была решена. И как раз в это время в северокорейской ракетной программе произошел прорыв. Совпадение? Позже генеральный конструктор КБ «Южное» Александр Дегтярев все же допустил, что ракетные двигатели, произведенные в КБ, могли быть скопированы для нужд КНДР. Об этом Дегтярев поведал украинским СМИ.
— От Украины можно ожидать всего, чего угодно, — уверен Александр Руцкой, генерал-майор авиации, Герой Советского Союза, доктор экономических и кандидат военных наук. — Там ведь нет власти как таковой, есть лишь некое её подобие. И все эти без малого три послемайданных года оно, это подобие, действует исключительно в интересах собственного обогащения. Продает всё, что можно продать. В том числе, а, может быть, в первую очередь, военные технологии, большая часть из которых — совместные с российскими специалистами разработки.
«СП»: — То есть, маршевые двигатели с двухкамерными модулями РД-250, оказавшиеся в КНДР, это…
— Это разработка советских ещё времен. Такие двигатели ставили на ракеты Р-36 (8К67). Те в свою очередь предназначались для поражений объектов противника, защищенных мощной системой ПРО. Более точный ответ на вопрос, что за технологии и откуда они, даст, думаю, расследование, которое ведут сейчас американцы.
«СП»: — Что же наши ответственные специалисты не предприняли ничего для того, чтобы не допустить утечек?
— Изъять документацию на ту или иную технологию, имеющуюся (оставшуюся) на Украине, теперь невозможно. Об этом надо было позаботиться, видимо, гораздо раньше, в те годы, когда у нас было тесное сотрудничество с тем же «Южмашем». А теперь представителям «незалежной ничто и никто не мешает торговать всем, чем угодно. Вот они и торгуют.
«СП»: — Американцы могут ведь и нас обвинить в этой конкретной продаже северокорейцам — генеральным разработчиком данной технологии была Россия…
— Конечно! Им только дай повод, а часто и его не нужно, чтобы раз поставить очередное клеймо на нашу страну. И пусть себе! Собака, известно, лает, а караван идет.
«СП»: — Чем чревато для ВПК РФ обретение КНДР нашей военной технологии?
— Для нас — абсолютно никакого ущерба. Отечественное ВПК ушло, слава богу, далеко вперед.
Продолжает тему Александр Храмчихин, заместитель директора Института политического и военного анализа:
— У Украины плохая репутация на мировом оружейном рынке, — считает Александр Анатольевич. — Ее неоднократно ловили за руку при продаже запрещенных технологий. Это поставки в Иран и в Китай стратегических крылатых ракет Х55, это станции радиоэлектронной разведки режиму Саддама Хусейна… После 2014 года данная страна фактически поставила на поток экспорт запрещенных ракетных технологий. Так что я лично не удивлен «историей с КНДР».
«СП»: — Американцы, надо понимать, обо всем этом знали? И что же до сих пор молчали, а тут вдруг так возбудились?
— Знали и покрывали. Потому что их напрямую это не касалось. А теперь, когда дело дошло до прямых угроз КНДР, вынуждены реагировать.
«СП»: — Полагаете, Пхеньян реально может объявить войну США?
— Не думаю, что до этого дойдет. Ким Че Ын не может не понимать, что для его страны и его самого в первую очередь она победоносной точно не будет. Но побряцать оружием, показать — мы не из робкого десятка и кое-что имеем — это можно. И, как мы видим, ему удалось впечатлить Запад.
«СП»: — Те ракеты, что прошли сейчас успешное испытание в КНДР, действительно способны долететь до США, «разнести там все к чертовой матери»?
— Пока нет, но северокорейцы хорошие ученики. А имея современные технологии и толковых специалистов в числе консультантов, быстро достигнут желаемого.
«СП»: — Но сами технологии, приобретенные у Незалежной, можно ли считать таким уж современными, если разрабатывались ещё во времена СССР?
— Во-первых, после этого их не раз дорабатывали. Во-вторых, корейцам, по-моему, все равно, насколько они современны — ракеты взлетают, задачу свою выполняют, что ещё надо?
«СП»: — После того, как история с технологиями «от «Южмаша» стала достоянием мировой общественности, можно ли, на ваш взгляд, ожидать от США антиукраинских санкций?
— Сомневаюсь. Разве что применительно к самому заводу, да и то вряд ли. Он ведь и без того «едва жив». Американцам нет, и никогда не было никакого дела до Украины. Она нужна им как плацдарм, как инструмент давления на Россию. Это их долгосрочная песня. И никакие южмаши её не остановят.
Между тем
В среду стало известно: обвинения Украины в том, что та передала КНДР ракетные технологии, не безосновательны. Один из бывших сотрудников КБ «Южное» подтвердил: в Северной Корее, а также в Китае, давно проявляли интерес к ним. «При этом Пхеньян интересовался именно ракетными двигателями той самой легендарной „Сатаны“. Там нет таких огромных денег на собственные разработки, потому им гораздо дешевле было найти подход к украинской стороне, естественно неофициальный», — заявил экс-сотрудник.