Материал комментируют:
Сергей Марков
Украина в новом законе о реинтеграции Донбасса официально обозначит Россию «страной-агрессором». Об этом в понедельник, 28 августа, заявила представитель президента страны в Верховной Раде Ирина Луценко в интервью «Пятому каналу».
По ее словам, понятие «Россия-агрессор» на законодательном уровне будет введено впервые. Законопроект «о государственной политике Украины и направлении государственной политики по возврату и восстановлению Донбасса», как подчеркнула Луценко, «готов на 99,9%». Его авторы, отметила она, при разработке положений и формулировок привлекали «экспертов и специалистов» из США, консультировались с юристами и дипломатами, а также с «партнерами в „нормандском формате“».
Кроме того, представитель президента Украины подчеркнула, что в документе присутствует прямая отсылка к 51 статье Устава ООН. «Это означает, что Украина имеет право обороняться и не несет ответственности за ситуацию на временно оккупированных территориях. Это еще раз — не война, а самооборона», — сказала Луценко. Она отметила, что это позволит сохранить существующий формат поддержки со стороны Международного валютного фонда.
Ранее член комитета Верховной Рады по нацбезопасности и обороне Дмитрий Тымчук сообщал, что законопроект о реинтеграции Донбасса предполагает переход к «войсковой операции».
«Чем предлагается заменить АТО? По сути — войсковой операцией, руководимой не СБУ, а оперативным штабом. Общее руководство оперативным штабом будет осуществлять президент как верховный главнокомандующий, по вопросам обороны также руководство осуществляет генштаб. Все нынешние военно-гражданские администрации или военные администрации в случае создания последних также „замыкаются“ на оперативном штабе», — рассказывал Тымчук.
Говоря о возможном введении военного положения, депутат отметил, что законопроект позволяет его ввести по усмотрению президента Украины Петра Порошенко. СМИ в тот момент сообщали, что военное положение может быть введено в таких прифронтовых городах, как Мариуполь, Краматорск, Славянск, Авдеевка и Марьинка, контролируемые Киевом.
Особо подчеркивалось, что законопроект о реинтеграции предусматривает закрепление «правового статуса» отдельных районов Луганской и Донецкой областей, однако не означает признания ДНР и ЛНР.
Что стоит за новой редакцией закона о реинтеграции, означает ли она, что Киев, при поддержке Запада, склоняется к военному сценарию решения проблемы Донбасса?
— Украинская ситуация имеет отношение, прежде всего, к России, и означает, что западные страны во главе с США по-прежнему держатся курса на свержение политического режима в РФ, — считает политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков. — Никакого разумного компромисса по украинской проблематике западные страны принимать не хотят. Они продолжают поддерживать киевский режим, несмотря на то, что этот режим использует политику государственного терроризма для сохранения своей власти, и срывает выполнение Минских соглашений. Новая редакция закона о реинтеграции Донбасса говорил о том, что такая политика будет Западом продолжена.
Да, Россия прочертила некоторые «красные линии» в украинском вопросе. Суть их в том, что Москва не позволит военного поражения Донбасса, с последующей «зачисткой» там пророссийского населения. Но это — все. По остальным вопросам Россия во многом пошла на уступки, и тем самым провоцирует усиление западного давления на украинском направлении.
«СП»: — Луценко утверждает, что формулировка «страна-агрессор» согласована с участниками «нормандского формата», то есть с Германией и Францией. Париж и Берлин, получается, не заинтересованы в прекращении конфликта в Донбассе?
— Берлин, безусловно, поддерживает Киев. Достаточно сказать, что по информации немецкой Sputnik Deutschland, деньги, которые Германия выделяет на проект «Восточное партнерство», получает в основном Украина.
Ставка Запада, повторюсь, сделана на силовое подавление Донбасса, с последующим перекидыванием конфликта на Россию. Нет никаких сомнений: если бы Киеву удалось решить проблему Донбасса по силовому сценарию, им был бы немедленно и жестко поднят вопрос о Крыме.
С другой стороны, объявление России «страной-агрессором», я считаю, укладывается в тактическую схему поиска Киевом юридических оснований, по которым можно требовать у Запада увеличения объемов помощи «незалежной».
Наконец, такой шаг свидетельствует об усилении националистической риторики Петра Порошенко. А это означает, я считаю, что глава украинского государства готовится к «ночи длинных ножей» — устранению политических конкурентов из националистического лагеря. Прежде всего, главы МВД Украины Арсена Авакова, секретаря СНБО Александра Турчинова, а также руководителей подчиненных им неонацистских батальонов.
Предполагается националистическое руководство убрать, и батальоны переподчинить ставленникам Порошенко, а для этого президенту Украины нужна яркая националистическая риторика.
«СП»: — Представим, что законопроект о реинтеграции принят, и мы — «страна-агрессор». Будут ли в этом случае участники «нормандского формата» пытаться сделать РФ стороной конфликта в Донбассе?
— Участники «нормандского формата» и сейчас мягко пытаются назначить Россию стороной конфликта. Напомню, что Минские соглашения были во многом подписаны на российских условиях, и РФ в них обозначена как модератор и гарант урегулирования. Франция и Германия пошли на это, лишь бы предотвратить продвижение армий ЛНР и ДНР после разгрома украинской армии под Дебальцево. Но в своей практической деятельности Берлин и Париж постоянно говорят об ответственности Москвы за исполнение Минских соглашений, де-факто считая именно ее стороной конфликта.
Однако даже если закон о реинтеграции будет принят в нынешней редакции, это не повлечет формального пересмотра «Минска-2». Западники боятся, что срыв соглашений развяжет руки непризнанным республикам, и тогда освобождение востока Украины от власти киевской хунты будет продолжено.
Запад, не отказываясь от «Минска-2», будет настаивать на глубокой ревизии соглашений. Конкретно он будет добиваться исполнения всего одного пункта — передачи контроля над границей ЛНР и ДНР с Россией под контроль Киева.
«СП»: — России, с учетом нынешней ситуации на Украине, что было бы правильно сделать?
— Нужно, я считаю, жестко требовать признания Западом политической субъектности ЛНР и ДНР. Президенту РФ Владимиру Путину стоило бы отказаться от переговоров с лидерами «нормандской четверки» до той поры, пока в этих переговорах не будут участвовать представители непризнанных республик.
Кроме того, России следует взять курс на снятие признания законности украинской власти. Пора прекратить делать вид, что в лице Киева мы имеем дело с правительством нормальной европейской страны. Нынешнее украинское руководство — это преступники, захватившие власть военным путем. И об этом надо прямо говорить.