Процесс развёртывания ПРО в Европе оказывает значительное влияние на сложившееся соотношение сил в мире. США и страны НАТО после завершения третьего и четвёртого этапов (к 2018–2020 годам) получают возможность минимизировать риски получения удара «возмездия» со стороны России в случае развязывания войны, то есть ослабить её ответно-встречный или ответный удары.
Снижение военного потенциала по нанесению ответно-встречного или ответного ударов, за счет использования противником модернизированных и перспективных противоракет, обладающих большей скоростью и дальностью действия, не может не вызывать беспокойства у руководства России.
Считается, что подобные противоракеты смогут поражать российские МБР на разгонном участке траектории, и своими зонами перехвата будут накрывать значительную территорию европейского региона России.
В соответствии с соглашениями между США и Румынией, США и Польшей американцы в рамках глобальной системы ПРО в населенных пунктах Девеселу (Румыния) и Редзиково (Польша) развертывают противо-ракетные базы. Ракеты ПРО в Румынии были поставлены на боевое дежурство в 2015 году. На румынской базе Девеселу состоялась официальная церемония ввода на боевое дежурство американского комплекса ПРО Aegis Ashore.
Строительство объекта Aegis Ashore в районе Девеселу было закончено в мае 2015 года, функциональной готовности он достиг в декабре 2015 года. Еще один такой объект должен быть готов к 2018 году в северной Польше (в районе Редзиково, побережье Балтийского моря), его строительство началось 13 мая 2016 года.
Aegis Ashore представляет собой версию корабельной системы Aegis, с которой демонтировано специальное оборудование, надобность в котором пропала из-за переноса его с борта корабля на сушу. Стальная наземная конструкция высотой в четыре этажа весит около 900 тонн и воспроизводит надстройку крейсера типа «Тикондерога», дополненную универсальной вертикальной пусковой установкой для ракет (на данный момент это Standard SM-3 Block IA). Внутри конструкции размещаются модульные радиоэлектронные элементы и центральный КП.
Россия неоднократно указывала, что используемые в Aegis Ashore универсальные установки вертикального пуска Mk.41 технически могут применяться не только для противоракет, но и (как это происходит на флоте) для запуска крылатых ракет большой дальности типа Tomahawk. По мнению Москвы, в этом случае Aegis Ashore нарушает положения Договора о ракетах средней и меньшей дальности (РСМД), по которому стороны брали на себя обязательства не развертывать наземные установки крылатых ракет с максимальной дальностью от 500 до 5500 километров.
13 мая 2016 года в Польше (Редзиково) состоялась церемония открытия строительства комплекса ПРО США, который вместе с базой ПРО в Румынии станет частью европейского щита противоракетной обороны.
Первый объект системы ПРО НАТО в Восточной Европе, расположенный на бывшей военно-воздушной базе Девеселу на юге Румынии, официально заработал в 12 мая 2016 года — там состоялась церемония подтверждения оперативной готовности американского комплекса Aegis Ashore. Обе базы создаются в рамках второго и третьего этапов плана США и НАТО по развертывания европейской ПРО.
Полной боеготовности база в Редзиково достигнет через два года. Согласно планам европейского щита ПРО НАТО, в Польше на военной базе в Редзиково будут размещены ракеты средней дальности SM-3, а также радар радионаведения. Предполагается, что на базе будут находиться около 300 военнослужащих США.
Развёртывание ПРО в Европе может оказать значительное влияние на сложившееся равновесие в мире. Наличие возможности нанесения странами НАТО, и в первую очередь США, упреждающего ядерного удара и ударов обычным высокоточным оружием по важным стратегическим объектам России, а также снижение возможности нанесения российского ответного удара не может не вызывать беспокойства у руководства России.
В руководстве США и стран НАТО знают, что в новой военной доктрине России предусмотрена возможность нанесения упреждающего ядерного удара по противнику в ответ на нанесение обычного (высокоточного) удара по объектам российского ракетно-ядерного потенциала, а также она предусматривает возможность нанесения упреждающего удара по объектам ЕвроПРО высокоточным оружием в обычном оснащении, способным решить данную задачу с высокой эффективностью.
Вряд ли населению Румынии и Польши говорят и о том, что существующая и планируемая система ЕвроПРО не предусматривает защиту их стран от «Искандеров» и других оборонительных систем вооруженных сил России. Расчеты показывают, что ни американский ракетный комплекс «Patriot РАС-3», ни более продвинутый «Standart SM-3» не смогут обеспечить надежный перехват ракет комплекса «Искандер».
Даже беглого взгляда достаточно, чтобы увидеть, что система ЕвроПРО является уязвимой, так как создается на основе наземных и корабельных объектов инфраструктуры, обладающих низкими живучестью и физической защищенностью. Она характеризуется также недостаточной эффективностью по поражению российских МБР, БРПЛ и крылатых ракет средней и большой дальности с перспективными видами боевого оснащения, поскольку добиться точного перехвата методом простого прямого попадания в условиях большого количества маневрирующих боевых блоков, прикрытых комплексом средств преодоления ПРО, практически невозможно.
По некоторым сведениям, в настоящее время в России ведётся интенсивная разработка стратегических ракет с повышенным стартовым ускорением для снижения возможности их перехвата на разгонном участке траектории. При перехвате таких ракет информационная система ПРО будет перегружена информацией о целях, а для поражения всех целей просто не хватит противоракет.
В ближайшие годы в России резко (в разы) возрастёт число крылатых высокоточных ракет воздушного, морского и наземного базирования. В ответ на развёртывание американских объектов системы ПРО в Румынии и Польше озвучиваются планы по размещению в Крыму российских сверхзвуковых бомбардировщиков и кораблей, способных нести крылатые ракеты. Зоны досягаемости этих носителей не ограничиваются Черноморским регионом. Ряд объектов ПРО, развёрнутых в Европе, могут поражаться, в частности и ракетами комплекса «Искандер-М». Этот комплекс из позиционных районов в Калининградской области может поражать объекты на территории Европы. По заявлению руководства страны, комплекс «Искандер» планируется к поставке в Белоруссию.
Проводимые в России меры в ответ на развёртывание американских объектов ЕвроПРО, явно указывают на то, что в случае возникновения угрозы развязывания войны Россия будет готова нанести упреждающий удар по объектам противоракетной обороны в Европе. Наиболее перспективными средствами вооруженной борьбы для этого являются крылатые ракеты воздушного, наземного и морского базирования. Большая дальность полета, высокая точность поражения при выполнении задач, в совокупности с особенностями полета обеспечивают современным крылатым ракетам высокую вероятность поражения выбранной цели.
О том, что Россия будет готовиться к адекватному ответу на угрозу от создаваемых в Румынии и Польше баз ПРО, говорилось неоднократно. «Мы много раз говорили о том, что ПРО создает для нас угрозу нашему ядерному потенциалу. И мы, так или иначе, должны на это реагировать», — заявил Владимир Путин. Начальник Генерального Штаба Вооруженных Сил РФ генерал армии Валерий Герасимов отметил: «Комплекс военно-технических мероприятий, направленных на нейтрализацию возможного отрицательного влияния глобальной системы ПРО США на потенциал российских ядерных сил, уже разработан…».
Крылатые ракеты воздушного базирования, стоящие на вооружении ВКС Российской Федерации, в настоящее время приобрели принципиально новые, ранее недоступные им боевые свойства. Они могут выполнять запрограммированный маневр на траектории, осуществлять полет на предельно малых высотах со сложным профилем полета, эффективно преодолевать ПВО противника, успешно выполняют задачи в условиях сильного огневого и радиоэлектронного противодействия, а также обладают высокой точностью наведения и хорошей помехозащищенностью.
Засечь пуск крылатой ракеты радиолокационные станции могут, но попытки уничтожения ее будут бесполезны. Скорость и постоянные маневры над поверхностью делают практически невозможным перехват их с помощью средств ПВО или авиации. Современные радиолокационные станции ПВО способны обнаруживать крылатые ракеты лишь на удалении. Кроме того, нужно опознать ракеты среди ложных целей и на фоне помех.
При непосредственном приближении к цели ракеты снижаются до 20 метров и развивают скорость до 3500 км/ч. Сбить их сложно не только в связи с малой высотой полета, но и из-за того, что ракета, маневрируя, большую часть маршрута летит в режиме «молчания», то есть не подавая никаких сигналов, по которым ее можно обнаружить. Поражение же цели осуществляется с точностью до трех метров. Соответственно, крылатые ракеты практически неуязвимы для средств ПВО и ПРО.
Опыт применения ВКС и ВМФ России крылатых ракет большой дальности морского и воздушного базирования в Сирии при решении задач борьбы с терроризмом подтвердил их надежность как средства поражения на большой дальности. Носители крылатых ракет воздушного базирования также безупречно выполнили задачи по пуску, при этом совершив перелеты на большие расстояния, в том числе и с дозаправкой в воздухе. Применение крылатых ракет стало неожиданностью не только для боевиков, но и военного руководства США и НАТО.
Сразу после пусков «Калибра», эксперты начали сравнивать данные ракеты с американским аналогом — «Томагавками». Анализ показал, что российские ракеты мощнее, точнее и летят дальше. Их радиус действия при размещения у берегов Крыма или под Калининградом, накрывает всю Европу.
Анализируя возможные варианты развития событий, можно сделать вывод, что в случае войны, первый удар будет нанесен по сегменту ЕвроПРО, размещенному в Европе (Румыния и Польша, акватории Средиземного, Балтийского и Северного морей). И как показывает практика проведения антитеррористической операции в Сирии, Россия обладает всеми необходимыми для этого средствами. Всё это приведет к тому, что европейские страны, беспрекословно выполнявшие указания руководства США, одобрившие развёртывание американской ПРО в Европе, якобы направленной на повышение их безопасности от угрозы ядерных ударов «третьих стран», становятся объектами для поражения. А США в своей манере, действуя на чужой территории, будут «загребать жар, чужими руками».
Таким образом, «способны ли российские КРВБ поражать объекты ЕвроПРО на территории Польши и Румынии?», вопрос риторический и ответ на него однозначно положительный.