Российские военные практически выполнили основные задачи в Сирии. Об этом заявил глава комитета Госдумы по обороне Владимир Шаманов на встрече комитетов нижней палаты Казахстана и Государственной думы. По его словам, до конца текущего года правительственные войска восстановят контроль над восточной границей Сирии и «Исламское государство» (организация запрещена в России) прекратит свое существование как организованная военная структура.
В свою очередь, сенатор Франц Клинцевич выразил уверенность, что российские военные не уйдут из Сирии, не доведя дело до логического конца. При этом он допустил, что даже если будет незначительное сокращение военных сил, необходимых средств хватит для завершения всех поставленных задач, в частности в Сирии останутся две базы.
Несмотря на то, что 95 процентов сирийской территории сегодня удалось освободить при поддержке российских ВКС, военно-политический кризис в стране продолжает бушевать и пока определенно рано говорить о его завершающей фазе.
Зачатки гражданской войны, которая вспыхнула в Сирии в 2011 году, были занесены извне. Ряд влиятельных стран приложили максимум усилий, чтобы раздуть масштаб существующих проблем в республике, которые изначально не были причинами этого кризиса. Целью было — сместить президента Башара Асада, несмотря на его поддержку большинства населения страны.
Ряд стран региона начали активно формировать вооруженные группировки с последующим проникновением боевиков в Сирию, в основном со стороны Турции, которые за насколько лет своего существования набрали достаточно серьезную силу и смогли значительно потеснить сирийскую армию. Однако после того, как Россия по приглашению легитимного правительства республики разместила свои ВКС в стране, удалось кардинально переломить ход многолетнего конфликта в Сирии.
Однако, как пояснил старший научный сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН Борис Долгов, если бы большая часть сирийского народа не поддерживала действующего президента Асада, а национальная армия не была бы лояльная правительству и не сумела бы выдержать натиск со стороны внешних сил, в том числе и исламистов, действия российских ВКС и военных советников без такой широкой поддержки, были бы менее эффективны.
«Сегодня в Сирии продолжают оставаться десятки тысяч вооруженных боевиков, которых западные партнеры, в том числе Турция, США и монархии Персидского залива, считают умеренной оппозицией. Эти многочисленные группировки ранее, несмотря на взятые на себя обязательства подписанные в Астане, неоднократно нарушали условия перемирия.
Таким образом, говорить о скором завершении кризиса в республике пока преждевременно, несмотря на практически полное выполнение поставленных задач Минобороны РФ, а значит и о полномасштабном завершении операции российских военных тоже нельзя», — отметил востоковед.
***
По данным газеты «Коммерсант», смешанную авиагруппу ВКС могут сократить, но системы ПВО, прикрывающие российские объекты, в республике останутся. Однако в самом военном ведомстве отметили, что планов по сокращению группировки в Сирии нет. А пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сказал, что «подобные решения не анонсируются», уточнив, что «в любом случае последнее слово будет за верховным главнокомандующим Владимиром Путиным».
«Полная победа над исламистами запрещенной террористической группировкой в Сирии действительно может скоро наступить, таким образом, можно смело говорить, что какие-то части начнут постепенно выводить с территории Сирийской Арабской Республики. В первую очередь это может касаться технических частей, которые уже выполнили поставленные задачи, и их дальнейшее присутствие в стране больше не требуется. Однако пока преждевременно говорить о значительном выводе российских войск из Сирии, и этот вопрос представляет для Минобороны РФ определенную секретную информацию, учитывая, что этой ситуаций могут воспользоваться радикальные исламисты, предприняв провокационные действия», — полагает Борис Долгов.
***
После завершения военной части сирийского конфликта, место военных начинают занимать дипломаты, которые пытаются урегулировать самую сложную часть: усадить за один стол переговоров всех участников многолетней гражданской войны.
Так сегодня в Астане начинается седьмой раунд переговоров по Сирии. В предстоящей встрече примут участие делегации правительства Сирии и сирийской оппозиции, а в качестве наблюдателей — представители ООН, США и Иордании, а также непосредственные гаранты этих переговоров Россия, Турция и Иран. По итогам шестого раунда международной встречи по Сирии в Астане 14-16 сентября было объявлено о создании четырех зон деэскалации в Сирии.
Кроме этого, конгресс сирийского народа может пройти в Сочи в середине ноября, в нем могут принять участие более тысячи человек, при этом это будут как представители сирийских правительственных и проправительственных сил, так и самые разнообразные оппозиционные группировки.
Однако, как признался спецпосланник президента РФ по Сирии Александр Лаврентьев, говорить о консолидации и формировании единой делегации сирийской оппозиции в преддверии переговоров в Женеве пока сложно, потому что оппозиционная делегация так и не может выступить единым фронтом.
«Несмотря на активную политическую работу и определенные в этом успехи, пока еще российские военные нужны сирийскому народу, а РФ должна более уверенно закрепить завоеванные позиции и стратегическую инициативу в этом регионе. Плюс ко всему, российское присутствие в Сирии представляет не только стратегический интерес для нашей страны на всем Ближнем Востоке, но и глобальный фактор для всей внешней политики России», — резюмировал Долгов.
Глава комитета СФ по обороне Виктор Бондарев считает, что логика кампании России в Сирии подразумевает, что сохранить нужно такую численность военных в САР, которой будет достаточно для закрепления результата и обеспечения там порядка и безопасности жителей. По его словам, уже до конца года в Сирии может остаться лишь та часть российской группировки, которая может «предотвратить террористический рецидив».
Россия за почти два года военной операции в Сирии могла потратить до 140 млрд руб., ранее сообщали «Ведомости». В свою очередь, РБК оценивал полугодовую стоимость операции в Сирии в 38 млрд руб. В свою очередь, источник в Минобороны заявил, что многие допущения в подсчетах «абсолютно бессмысленны».