Материал комментируют:
Джон Блакслэнд
На юге Дэйр-эз-Зора только перестали бушевать песчаные бури. Боевые действия из-за них потеряли интенсивность. А еще недавно здесь развернулись бои, по жестокости не уступающие тем, что происходят восточнее, у самых берегов Евфрата. В пустыне, у границы с Ираком располагаются отряды Хезболы и Сирийской арабской армии. Несколько дней назад они совершили успешную операция — вернули под правительственный контроль насосную станцию Т-2.
Это важный, с точки зрения стратегии объект, и теперь он в руках у тех, кто готов продолжать наступление вдоль южной границы провинции. Этот успех сохранил шансы проправительственных формирований успеть к городу Абу-Кемаль раньше курдов, поддерживаемых американской авиацией. Противники Дамаска значительно продвинулись за последнее время — на восточном берегу Евфрата они одержали множество побед над Исламским государством*. Теперь под их контролем одни из лучших нефтеносных районов Сирии. Кроме того, от ранее упомянутого Абу-Кемаля их отделяет около пятидесяти километров.
По другому берегу реки продвигаются основные силы Сирийской арабской армии, а вместе с ними и их российские союзники. После захвата Меядина следующей целью должен был стать город аль-Ашара. И даже уже сообщалось о находившемся на подступах к нему авангарде, но вскоре операция была приостановлена. Вероятно, это связано с тяжелыми боями в городе Дэйр-эз-Зор, который по-прежнему до конца не взят под контроль официальных властей. Террористы продолжают активно сопротивляться, и даже умудряются периодически совершать небольшие контрнаступления, несмотря на то, что они со всех сторон окружены. Видимо, история повторяется, только действующие лица поменялись местами.
Раньше осаду в городе в течение нескольких лет держал зажатый со всех сторон гарнизон правительственных войск, а теперь боевики пытаются отсрочить свой разгром на более поздний срок. Как бы то ни было, все эти сложности дают курдам и США некоторое преимущество. Впрочем, сирийские военные не видят в этом больших трудностей. Так на днях, известный сирийский генерал дивизии специального назначения «Силы тигра» Хасан Сухель заявил, что сирийская армия вернет под свой контроль Ракку, Идлиб и всю остальную территорию страны. И нет никакой разницы, кто сейчас контролирует те или иные районы. Что ж, Дамаск имеет на то полное право. Страна продолжает существовать, и Башар Асад признается ООН законным президентом. Так что в его власти вести такую внутреннюю политику, какую он пожелает. Но каковы шансы, что возврат территорий произойдет? Об этом мы говорим с нашим постоянным австралийским военным экспертом Джоном Блакслэндом.
«СП»: — Сирийская демократическая армия активно продвигается по восточному берегу Евфрата. Она сможет добраться до границы с Ираком раньше правительственных сил?
— Представители демократически сил говорили, что Абу-Кемаль является главной целью. Там находятся основные силы Исламского государства. Недавно его объявили новой столицей, так и есть, потому что в этом городе находятся все те люди, что создавали Исламское государство и руководили им. Если есть возможность взять их живыми, то это будет хорошо. Так можно будет убедить многих террористов сложить оружие. Это намного быстрее закончит войну в Ираке и Сирии. Оставшиеся террористы осознают, что нет смысла в дальнейшей войне. Багдади (лидер Исламского государства, о гибели которого многократно сообщалось, но подтверждений этому пока нет — авт.) и его окружение могут призвать их к этому. Башар Асад не захочет оставлять им жизнь. Он уничтожает всех своих противников. Для него нет разницы между ИГИЛ и жителями тех деревень, что отказались признавать его режим. Поэтому будет лучше, если демократические силы будут первыми. Сейчас они могут достичь этого. Армия режима не может сосредоточить свои действия в этой районе, потому что солдатам приходится вести войну против всех. Исламское государство должно быть приоритетом, но Асад так не думает.
«СП»: — В последнее время правительственные войска вели боевые действия только с Исламским государством и подконтрольными ему группировками.
— По имеющимся данным, сейчас уже часть армии режима уходит с восточного берега Евфрата для того, чтобы укрепить группу в Алеппо. Там разворачиваются сражения с демократическими силами. Ситуацию осложнили действия Турции, поэтому режим может развязать конфликт с турецкой армией. Это истощает силы, которые могли бы помочь в борьбе с терроризмом. Но получается совсем другое. Демократические силы должны исправить ситуацию, и они могут это сделать.
«СП»: — Как стоит относиться к заявлениям сирийских генералов, которые обещают вернуть всю Сирию под контроль Башара Асада?
— Разве они могут говорить что-то другое? Это их желание, и не стоит верить, что так и случится. Но нельзя этого игнорировать. Режим может начать войну со всеми сторонами, которые не соглашаются с существующей политикой. Это очень опасно для мирового сообщества. Это может привести к большому конфликту с демократическими силами, и, разумеется, международная коалиция не будет оставаться в стороне. Здесь Асад рассчитывает на Россию, и если ваша страна прислушается к нему, то нам следует готовиться к самому худшему. Не хочется в это верить, но Асад может втянуть Россию в войну с США и их союзниками.
«СП»: — Но российские военные не подчиняются сирийским. Все происходит наоборот.
— К таким утверждениям есть предпосылки, потому что Москва слишком много позволяет тем людям, что командуют армией режима. Этим офицерам позволено руководить совместными действиями российско-арабских отрядов. Такая информация поступает из различных источников, и нет оснований ее игнорировать.
Между тем, как известно, Россия заявляет о том, чтоготовится к постепенному выводу своей группировки войск из Сирии: уже до конца года на базах Хмеймим и Тартус может остаться ограниченный контингент. Свою миссию наша страна считает практически выполненной.
*Движение «Исламское государство» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.