ОАК успешно продолжает выполнение контракта с Минобороны России по модернизации противолодочных самолетов Ил-38. Они стоят на вооружении морской авиации Военно-морского флота Российской Федерации (ВМФ России). В ходе работ компания «Ил» продлевает ресурс остающихся в строю машин, переоснащая их более современными бортовыми комплексами. Эти «илы» используются как для целей обороны, так и в спасательных операциях. Тем временем российский флот планирует заказать противолодочный патрульный самолет нового поколения. Работы по его созданию для морской авиации ВМФ России в ОАК близятся к завершению.
15 ноября 2017 года подводная лодка Военно-морских сил (ВМС) Аргентины «Сан-Хуан» перестала выходить на связь. Представитель ВМС Аргентины Энрике Бальби сообщил, что есть информация об одиночном взрыве, который мог быть связан с исчезновением «Сан-Хуана». По его словам, причиной аварии на субмарине могло стать повреждение аккумуляторов. На борту подлодки находилось 44 человека, в том числе первая в истории Аргентины женщина-подводник Элиана Мария Кравчик. Поиски подлодки затянулись. Несколько стран направили свои технические средства для помощи в поиске пропавшего «Сан-Хуана». Минобороны России также отправило запрошенное Аргентиной оборудование – подводный аппарат «Пантера Плюс», а также водолазов-глубоководников.
Однако поиск подводной лодки можно было бы существенно ускорить с помощью средств морской авиации ВМФ России. Бывший командующий Балтийским флотом ВМФ России (в 2001–2006 годах) адмирал Владимир Валуев заявил, что «целесообразным было бы направить в район операции противолодочные самолеты Ил-38 с магнитными обнаружителями».
Надо отметить, что силы поисково-спасательного обеспечения российского флота регулярно проводят учения по спасению экипажа подводной лодки, условно терпящей бедствие. Например, такие тренировки проводились в июле 2017 года на Тихоокеанском флоте в заливе Петра Великого. По сообщению пресс-службы Восточного военного округа, «в ходе учения был осуществлен поиск “аварийной” подводной лодки, легшей на грунт на глубине около 50 метров, с помощью самолета Ил-38». Субмарина была успешно найдена, ее экипаж «спасен».
Морская «Новелла»
Октябрь 2017 года. Аэродром Николаевка в Приморском крае, 37 км северо-восточнее города Находки. С него поднялись в воздух противолодочные Ил-38 Тихоокеанского флота. Цель полета – подводная лодка в прибрежной акватории. Данные о субмарине были получены со спутника, но точные координаты самолеты получили с помощью гидроакустического комплекса. После обнаружения субмарины «илы» атаковали цель глубинными бомбами и торпедами. Цель была уничтожена. Конечно, удар наносился не по конкретной субмарине, а по «подводной лодке условного противника». Это были очередные учения экипажей из состава морской авиации Тихоокеанского флота.
Ил-38 уже отметил свой 55-летний юбилей с момента первого полета. Однако начальник морской авиации ВМФ России, Герой России генерал-майор Игорь Кожин заявил телеканалу «Звезда», что Ил-38 первоначального облика «до настоящего времени достойно выполнял задачи по поиску и обнаружению подводных целей, обеспечивая защиту морских рубежей государства, наших интересов в подводной среде». По его мнению, «аэродинамика самолета настолько “вылизана”, что придумать что-то принципиально новое вряд ли представляется возможным».
В настоящее время компания «Ильюшин» ведет работы по модернизации этих машин. «Новейший комплекс “Новелла”, установленный на модернизированных самолетах морской авиации Ил-38, позволит увеличить эффективность поиска и обнаружения подводных лодок в четыре раза, – заявил в феврале 2017 года главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Королев. Он отметил, что морская авиация развивается синхронно с другими составляющими флота.
Впечатлительные американцы прозвали Ил-38Н “Killer submarines” – «Убийца подлодок», и оказались недалеки от истины. Однако его потенциал гораздо шире. Рассказывая о новых возможностях самолета, адмирал Владимир Королев сказал: «Противолодочный самолет в результате модернизации получил радиоэлектронный комплекс “Новелла”, который позволяет увеличить эффективность поиска и обнаружения подводных лодок. И плюс к тому обладает возможностями ведения разведки и выдачи целеуказания. Этот же самолет с помощью новой поисково-прицельной системы может уверенно находить подводные лодки и уничтожать их, причем с применением расширенной по сравнению с базовым Ил-38 номенклатуры вооружений».
Чуть ранее, в январе 2017 года, Игорь Кожин сообщил: «Авиация ВМФ России получит около 30 прошедших модернизацию самолетов Ил-38Н. Поставка всех модернизированных самолетов должна завершиться не позднее 2025 года».
«Мы говорим сегодня, что летательные аппараты, устаревшие морально, в процессе модернизации становятся вполне современными. Они позволяют нам решать задачи, которые поставил перед нами президент России, а именно выйти на 70-процентный рубеж новых самолетов морской авиации, – сказал Игорь Кожин. – Несмотря на достаточно серьезный возраст Ил-38, ему сделана новая модернизация, которая позволит поднять возможности самолета на качественно новый уровень. Наши “партнеры” будут очень удивлены теми возможностями, которые в ближайшем будущем будут продемонстрированы модернизированными комплексами».
Эти возможности, очевидно, оценили и наши настоящие партнеры: в 1970-е годы Индия приобрела шесть Ил-38.
Пуск над Аравийским морем
13 февраля 2017 года. Аравийское море. Учения Военно-морских сил (ВМС) Индии TROPEX 2017. Морской патрульный самолет ВМС Индии Ил-38SD провел пуск российской противокорабельной ракеты Х-35Э класса «воздух – корабль» с радиолокационным управлением против корабля-цели. Обозначение SD идет от комплекса Sea Dragon – «Морской дракон», являющегося экспортным вариантом российского комплекса «Новелла». Как и самолеты Ил-38 ВМФ России, Ил-38SD вооружены торпедами, бомбами, но по требованию индийских ВМС арсенал средств поражения расширен путем добавления в него ракет Х-35Э.
По данным производителя Х-35Э – корпорации «Тактическое ракетное вооружение», это – противокорабельная ракета, предназначенная для поражения ракетных, торпедных, артиллерийских катеров, надводных кораблей водоизмещением до 5 тыс. т и морских транспортов. Х-35Э может применяться в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью, в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия противника. Низкий уровень заметности ракеты обеспечивается ее небольшими габаритами, предельной маловысотной траекторией полета, а также специальным алгоритмом наведения, обеспечивающим максимальную скрытность использования ракетой активной радиолокационной головки самонаведения. Целеуказание может поступать как от бортовых средств носителя, так и от внешних источников, которым в Аравийском море, видимо, выступал Ил-38SD. Стоит добавить, что Х-35Э имеет высокие тактико-технические характеристики: дальность пуска до 130 км, высоту полета на маршевом участке10–15 м, а на конечном – всего 4 м при скорости полета около 980 км/ч.
Как заявил представитель пресс-службы ВМС Индии капитан Д. К. Шарма (D. K. Sharma), во время учений TROPEX 2017 была успешно продемонстрирована способность Х-35Э уничтожать цели на дальнем расстоянии. Это были первые подобные стрельбы с прошедшего модернизацию и среднесрочный ремонт Ил-38SD. «Самолет продемонстрировал свою способность наносить удар мощными противолодочными ракетами, – говорилось в опубликованном заявлении индийского флота. – Эта разработка подтверждает способность ВМС Индии обеспечить оборону дальних морских рубежей Индийского субконтинента». По словам капитана Шармы, Ил-38SD принадлежал 315-й военно-морской эскадрилье, базирующейся в Гоа, в состав которой входят пять таких самолетов. Индийская пресса отметила, что поставка модернизированных Ил-38SD началась в 2006 году, последний самолет был передан в феврале 2010 года. Кроме того, сообщалось, что ВМС Индии планируют проведение ремонта для продления срока эксплуатации этих машин еще на 15 лет.
В феврале 2017 года во время аэрокосмической выставки Aero India 2017 в пригороде Бангалора (штат Карнатака) ВМС Индии подтвердили, что намерены продлить срок эксплуатации всех пяти имеющихся Ил-38SD. «Нам понравилось отношение индийских военачальников, их интерес к теме противолодочной авиации, – заявил российскому телеканалу “Звезда” генеральный конструктор авиационного комплекса “Ильюшин” Николай Таликов. – Они спрашивали у российских собеседников, можно ли создать более современный самолет с повышенными возможностями противолодочной борьбы».
Там же сообщалось, что для замены Ил-38 в качестве платформы для разработки противолодочных самолетов нового поколения рассматривается двухмоторный турбовинтовой Ил-114-300. По сообщениям на Aero India 2017, компания Hindustan Aeronautics Ltd (HAL) заявила о намерении выпускать как гражданские, так и военные версии Ил-114 в рамках программы “Make in India”. Стороны обсуждали, как HAL и другие индийские компании могут поставлять комплектующие и детали для завершения строительства новых Ил-114 в России.
Замена на подходе
«В свое второе столетие морская авиация ВМФ вступает, активно обновляя свой состав и боевую выучку. Морские летчики сегодня способны выполнять самые сложные задачи во всех широтах мирового океана», – заявил в июле 2017 года Игорь Кожин.
Тем временем уже разрабатывается новый самолет, который в будущем должен будет заменить Ил-38, проходящий сейчас глубокую модернизацию. «Работы по созданию противолодочных патрульных самолетов нового поколения для морской авиации ВМФ России близятся к завершению», – добавил начальник морской авиации российского флота.
Ранее Игорь Кожин сообщал: «Речь идет о создании и введении в строй новой унифицированной платформы. Это современная машина, которая во многих вопросах будет превосходить зарубежные аналоги. Новая разработка заменит все имеющиеся в парке морской авиации патрульные машины».
По мнению эксперта Владимира Карнозова, высказанному телеканалу «Звезда» в феврале 2017 года, Ил-114 станет хорошей заменой самолетов семейства Ил-18, которые продолжают эксплуатироваться Вооруженными силами Российской Федерации. «Морской патрульный вариант Ил-114 может оснащаться тем же комплексом “Новелла”, что не потребует больших усилий при переучивании летного и технического состава, – уверен эксперт. – А его летно-технические характеристики, близкие и даже несколько превосходящие по отдельным моментам Ил-38, позволят использовать наработанные экипажами Ил-38Н новые тактические приемы поиска и уничтожения подводных лодок противника».