Российское оружие ядерного сдерживания принципиально нового типа поступит в ВМФ России до 2027 года, сообщил ТАСС источник в оборонно-промышленном комплексе. Речь идет о беспилотном подводном аппарате «Посейдон», обладающем уникальными характеристиками скрытности и мощности ядерного заряда.
Носителями «Посейдонов» станет одна из атомных подводных лодок, строящихся сейчас на заводе «Севмаш». Известно лишь, что в этой роли не будет выступать лодка «Хаски», относящаяся к новому, пятому, поколению.
Проблема носителя для «Посейдона», который раньше назывался «Статусом-6», рассматривается уже давно. Причем ее исследователи с середины этого десятилетия продвигались вперед, подобно разведчикам, пользуясь исключительно косвенными данными, содержавшимися в открытых источниках. Договорами между предприятиями на разработку каких-либо узлов и компонентов, финансовыми отчетами «Севмаша» и его подрядчиков, присутствием или же отсутствием на закладке лодок каких-то важных персон из оборонного ведомства, неосторожным высказыванием мэра Сарова, опознаванием на фотографии выхода 1000-миллиметрового торпедного аппарата в корпусе строящейся лодки, содержанием диссертации одного из конструкторов Государственного ракетного центра им. Макеева, присвоением 50-го цеха «Севмаша» статуса режимного объекта и т. д., и т. п.
В общем, исследования были весьма рискованные, способные стать предметом расследований соответствующих органов. Однако в то же время все это было похоже на подачу определенного сигнала нашим «партнерам». И куда более мощный сигнал был предан вскоре по каналам центрального телевидения, когда во время совещания у Путина по вопросам выполнения гособоронзаказа как бы случайно попал в кадр сверхсекретный слайд. И на этом слайде были обозначены характеристики беспилотного глубоководного аппарата «Статус-6» со 100-мегатонной боевой частью и дальностью в 10 тыс. километров. Вот под него «Севмаш» и строит подводные лодки.
Вскоре выяснилось, что в роли носителя может выступать одна их двух строящихся атомных подводных лодок — «Белгород» или «Хабаровск». На минувшей неделе источник ТАСС в ОПК определил каждую из них функционально. «Белгород» станет носителем необитаемых и обитаемых глубоководных исследовательских аппаратов, а «Хабаровск», заложенный в 2014 году по проекту 09851, будет вооружен «Посейдонами», разработанными в ЦКБМТ «Рубин».
Точное количество этих аппаратов, которые можно разместить на лодке, неизвестно. Существует предположение, что их будет не меньше шести. Но даже один «Посейдон» будет представлять грозную силу, способную причинить громадный ущерб на североамериканском материке в случае попытки ядерной атаки России.
В показанном по телевидению слайде назначение глубоководного дрона было определено как «поражение важных объектов экономики противника в районе побережья и нанесение гарантированного неприемлемого ущерба территории страны путем создания зон обширного радиоактивного заражения, непригодных для осуществления в этих зонах военной, хозяйственно-экономической и иной деятельности в течение длительного времени».
Для того чтобы радиоактивное заражение местности было долговременным, 100-мегатонная боеголовка имеет кобальтовую секцию. Подсчитано, что при скорости ветра в 26 км/ч радиоактивное облако распространится на территории размерами 1700x300 км. Если же сработают все 6 «Посейдонов», то площадь территории, непригодной для пребывания на ней человека в течение нескольких десятилетий, существенно возрастет.
Как показала практика, при этом будут абсолютно бессмысленны попытки дезактивации. В 1946 году ВМС США произвели испытательный подводный взрыв мощностью 23 килотонны. В результате был потерян совсем новый авианосец «Индепенденс», спущенный на воду в 1942 году. После четырех лет безуспешных попыток дезактивации он был затоплен.
Помимо этого существует и еще один поражающий фактор — ударная волна, способная формировать мегацунами. На равнинной территории гигантская волна, образовавшаяся от подрыва заряда мощностью в 100 мегатонн и все смывающая на своем пути, может распространяться на глубину до 500 км от побережья.
Точных значений характеристик «Посейдона» не существует. Однако есть экспертные оценки, основанные на «сверхсекретном» слайде, на возможностях современных технологий и на фундаментальных законах физики. А также на материалах наблюдения американских спецслужб за испытаниями дрона, при которых в качестве носителя использовалась дизель-электрическая подводная лодка специального назначения «Саров».
В качестве силовой установки «Посейдона» используется ядерный реактор мощностью 8 МВт, который обеспечивает практически неограниченную дальность хода. Реактор имеет жидкометаллический теплоноситель, благодаря чему удалось повысить КПД установки, а также существенно снизить шумы. Снижению шумов дрона также способствует использование водометного движителя. Подсчитано, что на расстоянии 2–3 километров «Посейдон» не могут обнаружить даже самые чувствительные сонары.
Если же для поиска угрозы противник использует активную гидролокацию, то «Посейдон», обладая искусственным интеллектом, способен обходить опасные для себя участки. В зависимости от складывающейся ситуации и при различных обстоятельствах дрон самостоятельно принимает решение относительно действий, обеспечивающих выполнения боевой задачи.
Водометные движители позволяют развивать максимальную скорость в пределах от 100 км/ч до 185 км/ч. Есть режим «подкрадывания» на скорости в 50 км/ч, когда «Посейдон» с точки зрения гидроакустики превращается в «черную дыру».
Рабочая глубина «Посейдона» — 1000 метров. При этом предполагается, что при движении он отслеживает рельеф дна, сравнивая его с картой, заложенной в памяти.
Но даже в случае обнаружения «Посейдона» противолодочными силами противника его перехват крайне проблематичен. Ни у ВМС США, ни у флотов других членов НАТО просто нет для этого необходимого торпедного оружия. Самая быстроходная американская торпеда Mark 54 имеет скорость 74 км/ч, то есть по минимальным прикидкам меньше на 26 км/ч. Самая глубоководная европейская торпеда MU90 Hard Kill, пущенная вдогон, на максимальной скорости в 90 км/ч способна пройти не более 10 км.
«Посейдон» относится к оружию сдерживания принципиально нового типа не из-за своей 100-мегатонной мощности. Эксперимент с подрывом «царь-бомбы» мощностью 60 Мт был успешно проведен на Новой земле еще при Хрущеве. «Посейдон» — это оружие мгновенного действия. Подойдя к точке «базирования», дрон может как угодно долго дожидаться сигнала на подрыв. То есть тут нет никакого времени подлета после принятия решения об атаке, нет необходимости преодолевать оборону противника, как это происходит в случае атаки баллистическими ракетами. Все происходит мгновенно и гарантированно.
Что же касается передачи команды на подрыв, то тут может использоваться сверхдлинноволновая радиосвязь, применяющаяся для связи с подводными лодками. Также существует вариант использования для этих целей специальных судов ВМФ, которые, в принципе, могут быть закамуфлированы под обычные гражданские сухогрузы.
При этом необходимо сказать, что «Посейдон» способен решать и более широкий круг задач. Например, уничтожать базы ВМС, авиационные ударные группы, прибрежные или островные авиационные базы, для чего мощность ядерного заряда может варьироваться. Возможен также сбор разведывательной информации, для чего дрон должен возвращаться на свой носитель.