Материал комментируют:
Александр Дмитриевский
В Донбассе результате артобстрела погиб командир 2-го батальона спецназа ДНР (Интернациональная бригада «Пятнашка») Олег Мамиев («Мамай»). В связи с этим 19 мая указом Главы ДНР объявлено в республике днем траура.
Сообщается, что Мамиев вечером 17 мая получил тяжелые ранения на передовой и умер во время операции в госпитале.
По словам его предшественника на посту командира этого батальона Ахры Авидзбы («Абхаз»), комбат получил осколочное ранение в голову, живот и грудь в районе Авдеевки. Врачи до последнего боролись за его жизнь…
Защищать Донбасс Олег Мамиев приехал из Северной Осетии вскоре после вооруженного переворота в Киеве зимой 2014-го года. Изначально воевал в батальоне «Восток», участвовал во многих боевых операциях подразделения, всегда оказываясь на самых опасных участках. Затем перешел в «Пятнашку» и вскоре стал ее командиром. Возглавляемое им подразделение несло службу на окраине Донецка — между Ясиноватой и Авдеевкой — на одном из самых важных и самых опасных направлений, которое регулярно подвергается обстрелу украинской стороной.
«Отличным мужиком и настоящим воином» назвал погибшего комбата на своей странице в Facebook шеф-редактор «Свободной прессы», писатель и замкомбата одного из батальонов ДНР Захар Прилепин.
«Помню его только как профи и аномально спокойного человека», — рассказал Прилепин и добавил, что Мамиев был на этой войне с самого начала.
По его мнению, батальон, которым руководил Мамай, был «одним из самых яростных и профессиональных подразделений» армии ДНР, наравне с легендарными «Спартой» и «Сомали».
Прилепин вспоминает слова преемника «Моторолы» на посту командира «Спарты» «Вохи»: «Горечь есть, уныния не будет, работаем». Кроме того, он цитирует главу ДНР Александра Захарченко на похоронах «Гиви»: «Мы и мёртвые к вам придём».
«На место каждого павшего встанут десять живых», — пишет Прилепин. «Памятники Мотору, Гиви и Мамаю, и всей братве будут стоять в России и на Украине».
«Тяжело говорить о хорошем товарище в прошедшем времени», — комментирует гибель Мамиева Мария Коледа, руководитель информационного отдела «Союза добровольцев Донбасса», членом правления которого был Олег Мамиев.
«Это сложно сразу понять и принять. «Мамай» был сложной личностью. Честным, верным другом, отличным командиром, который знал по именам всех своих бойцов. В его воюющий батальон, который всегда стоит на передовых позициях, стремились люди. И сам «Мамай» всегда был воюющим командиром, который вместе с бойцами на передовых позициях. Вместе под пули, вместе за б/к, вместе на парад.
Мамай приехал на Донбасс добровольцем, был во многих боевых операциях: аэропорт, Мариновка, оборона Донецка…
Всегда впереди. Как знамя для своих бойцов. Весь батальон, вся республика, где на 19 мая объявлен траур, скорбит о потере боевого командира, настоящего добровольца Олега Мамиева.
Однако нельзя позволить горю дать нам опустить руки.
Его «Пятнашка» будет стоять на позициях также крепко, как и при «Мамае». Несмотря на непрекращающиеся обстрелы, на регулярные попытки прорыва — враг не пройдет.
Случайность ли это? Как говорил классик — «беда в том, что человек внезапно смертен»… Любая гибель и случайность, и закономерность. Все, кто находятся на передовых позициях, рискуют жизнью. Каждый день, каждый час, каждую минуту".
— Рассказывая об Олеге Мамиеве хочется избежать общих фраз, — говорит донецкий политолог, историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба Александр Дмитриевский.
— Вряд ли стоит пересказывать его биографию и боевой путь: эта информация не в дефиците. Важно другое: осетинский народ лучше многих знает, что такое борьба за воссоединение. Поэтому неудивительно, что осетинские добровольцы в числе первых пришли на помощь Донбассу в 2014 году.
Возглавляемая им «Пятнашка» очень скоро стала одним из лучших воинских подразделений ДНР. Здесь, безусловно, сказались и воинские традиции народов Кавказа (у истоков подразделения стояли закалённые в борьбе с тифлисскими «ястребами» осетинские и абхазские добровольцы), и яркая личность командира. «Пятнашке» доверяли самые ответственные участки фронта: авдеевская промзона (или как у нас говорят — «промка»), где и случилась трагедия — один из них. Для незнакомых с географией Донбасса: «промка» — это стык Донецка (столицы ДНР), Макеевки (второго по числу жителей и значимости города ДНР) и Ясиноватой (крупнейшая железнодорожная станция Европы). Это то место, где прорыв бандеровцев может иметь для Донбасса пусть не катастрофические, но весьма неприятные последствия. Поэтому держать оборону здесь доверяют наиболее подготовленным бойцам и подразделениям.
Гибель Олега Мамиева — огромное горе, но не повод для паники. Сейчас не весна 2014 года, когда убийство предводителя ополченцев могло повлиять на исход сражения. В условиях выстроенной армейской вертикали смерть командира не способна привести к расстройству всего механизма: Донбасс потерял героя, но живы те, кто его дело продолжит.
На что рассчитывали бандеровцы, убивая наших прославленных командиров? Если они думали, что им удастся посеять панику, то глубоко ошиблись. А с точки зрения информационной войны трагические моменты подобного рода однозначно играют против Киева: когда проститься с погибшим приходят десятки тысяч дончан и гостей города — одно это моментально расставляет все акценты. Ведь бандитам, террористам и оккупантам посмертную овацию никто не устраивает.
Стоит особо подчеркнуть, что подразделение Мамиева действительно занимало один из наиболее сложных участков обороны миллионной столицы ДНР. Насколько потеря командира отразится на боеспособности отряда? Опыт показывает, что другие известные подразделения армии ДНР «Спарта» и «Сомали» продолжают воевать не хуже, чем это было при жизни их основателей — Арсения Павлова («Моторола») и Михаила Толстых («Гиви»).
Тем не менее, сложность участка, где держит оборону батальон, происходящие там ежедневные столкновения оставляют немало вопросов о развитии ситуации. Отметим, что в ходе того же обстрела, при котором погиб Мамиев, был ранен звукооператор ВГТРК Игорь Уклеин.
— Это один из ключевых участков — поясняет советник главы ДНР Александр Казаков.
— «Пятнашка» во главе с «Мамаем» давно там стоит. Они постоянно в огневом контакте, потому что на этом участке находится несколько точек, контроль над которыми дает доминирование. «Мамай» был действительно очень талантливый военачальник, он эти точки и контролировал. Обстрелы там были постоянные, в том месяце попал под обстрел депутат Госдумы Журавлев. Такова военная судьба.
«СП»: — Повлияет ли потеря командира на боеспособность подразделения?
— Конечно, от командира многое зависит. Бывают такие харизматические личности, с уходом которых подразделения меняются. Но это не тот случай. «Пятнашка» воюет с 2014-го года, у батальона были разные командиры, но подразделение всегда было одним из самых боеспособных. Думаю, в данном случае, бойцы, наоборот, захотят отомстить за командира, воевать будут еще злее.
«СП»: — Как, по-вашему, будет в дальнейшем развиваться ситуация на этом участке фронта?
— Безусловно, будут новые попытки прорыва с украинской стороны, они и так происходят регулярно. Это попытки занять более удобные для будущего наступления позиции: высоты, терриконы. Но в настоящий момент, особенно после гибели «Мамая», я бы им не советовал этого делать, потому что ответный огонь будет ураганным
Сводки с Донбасса: ВСУ стягивают вооружение и технику в Донбасс