Дорога военной жизни. Мария Бочкарёва о себе - «Военные действия» » Новости Дня Сегодня
Дорога военной жизни. Мария Бочкарёва о себе - «Военные действия» 07:01 Понедельник 0 489
28-05-2018, 07:01

Дорога военной жизни. Мария Бочкарёва о себе - «Военные действия»


Даже век спустя жизнь и судьба М. Бочкаревой вызывают интерес у наших современников. И многие хотели бы узнать больше правдивых сведений о ней, поскольку прижизненно созданные социальные мифы о женщине-доброволице были дополнительно искажены в последующие десятилетия. Советская историография рисовала ее образ в негативных тонах и наделяла враждебными намерениями к власти большевиков. Продолжим восстанавливать историческую правду и разбираться в делах, поступках и мотивах простой сибирячки Марии Бочкарёвой, стремившейся занять место в армейском строю.




Борьба противоположных мотивов
Марию Бочкарёву можно смело отнести к числу тех людей, кто обладает практической сметкой и ориентирован на реальные действия в пределах доступного и возможного на конкретный момент. Во всяком случае, вся ее предыдущая 25-летняя жизнь свидетельствовала об этом. При этом она была способна на решительные шаги, кардинально менявшие ее повседневную жизнь. И всегда старалась доводить до конца начатое дело, не всегда при этом проявляя разумную гибкость в решениях и уступчивость в сложных или угрожающих ситуациях.

Но внутренние сомнения в правильности тех или иных действий, несмотря на силу воли и характера, ей тоже были присущи. Поэтому, покидая в осенние дни первого военного года далекую якутскую Амгу, она прислушивалась к внутреннему голосу и ощущениям инстинкта самосохранения. Учитывала она и советы доктора относительно болезненного психического состояния гражданского мужа — ссыльного Якова Бука. Вместе с тем, ее не покидали сомнения и чувство вины перед сожителем за вынужденное бегство, вызванное опасениями за свою жизнь. Во всяком случае такое складывается впечатление при прочтении страниц ее воспоминаний. При этом невольно в поле зрения читателя попадает некая искусственность не свойственных ей книжных рассуждений о внезапном стремлении встать в ряды защитников Отечества. Возникает противопоставление мотивов личных и общественных, которое у читателя книги «Яшка» временами может вызывать ощущение непонимания смысла текста и логики его изложения. В одном случае главным мотивом ее бегства от сожителя является реальная угроза ее жизни. Отсюда основная цель всех ее действий и поступков – это тайно покинуть место ссылки и вернуться в Томск к родителям. А параллельно существующий в ее сознании другой базовый мотив заключается в стремлении попасть на войну, чтобы принести себя в жертву во благо Отечества. Для этого ей необходимо было поступить на военную службу и отправиться на фронт. Однако погибать за Родину она не собиралась. На фронте ей надо было обязательно отличиться, чтобы потом обратиться к Николаю II с прошением о помиловании Якова. Здесь опять на первый план выступает личный мотив.
На многих страницах книги «Яшка» явно просматривается рука американского журналиста Исаака Дон Левина, записавшего ее рассказы о своей жизни летом 1918 года в далекой Америке. Вполне возможно, что, готовя запись ее воспоминаний к изданию, Дон Левин добавлял в текст какие-то свои мысли и материалы. Вот, к примеру, эпизод, якобы ее, личных впечатлений в связи с начавшейся Первой мировой войной. «Старики, воевавшие в Крымской войне, в турецкой компании 1877-1878 годов и в русско-японской войне, — как бы вспоминала она на страницах книги «Яшка», — говорили, что никогда прежде не видели такого подъема духа. Это были возвышенные, великолепные и незабываемые минуты жизни. Они завладели моей душой…». Все бы было хорошо, но только здесь Мария, рассказывает о событиях августа 1914 года, когда она находилась в ссыльном якутском селении Амга. И найти там среди нескольких сотен его обывателей из числа политических ссыльных и местных якутов тех ветеранов Крымской войны в возрасте под 80 лет и турецкой кампании в возрасте около 60 лет или даже сравнительно молодых участников войны с Японией было бы не то что сложно. Просто, скорее всего, невозможно. Во всяком случае, в открытых материалах такой информации о проживавших там ветеранах войн нет. Да и сама Мария Леонтьевна нигде прежде не упоминала о каких-либо контактах с участниками войн.

Как известно, она была неграмотна и не интересовалась политическими вопросами или общественной жизнью в местах своего пребывания. Не демонстрировала она публично своих патриотических или религиозных чувств и верноподданнических устремлений. Мария целиком и полностью была ориентирована на личный успех, материальное и семейное благополучие. И на этом пути она не рассчитывала на чью-то помощь или поддержку. Все, что ей удавалось достичь, доставалось ей тяжелым трудом. Но, получив с детских лет хорошую трудовую закалку, возможные тяготы и невзгоды ее не страшили. Поэтому за новые дела она бралась решительно и без опаски, что не справится.

Обратная дорога к вольной жизни

Добравшись без особых приключений до Якутска, она узнала о вступившем в должность новом губернаторе. Обратившись к нему с просьбой о помощи в возвращении домой, Бочкарёва к ее радости встретила понимание и поддержку с его стороны. Помимо выдачи билета за казенный счет до Томска, ей выделили сопровождающего для охраны. Это место в воспоминаниях Марии не совсем понятно. Охрана от кого? Яков остался за 200 верст от Якутска, других злодеев она не называла. Или это был ее конвоир, с учетом того, что она возвращалась из ссыльных мест? Неясно, был ли у нее паспорт на руках или ей были выданы какие-то документы в Якутске? Если она ехала без документов, тогда роль сопровождающего была бы понятна.

Мысль об участии в войне с германцами впервые пришла ей в голову по, казалось бы, совершенно не связанному с этим поводу. Это, скорее всего, был просто криминальный случай. Один политических ссыльных обманным способом выпросил у нее лошадь для побега из ссылки. Обещал оставить лошадь у знакомых якутов, но обманул. Страшась гнева и неизбежной расправы со стороны сожителя, она впервые подумала о побеге на войну как о спасении. Но почему-то задумалась она не о спасении личном, сколько о спасении Отечества от супостата. «Ступай на войну и помоги спасти свою страну!» — взывал внутренний голос. – вспоминала она. — Покинуть Яшу ради собственного блага казалось мне почти немыслимым. Но оставить его и пойти на фронт во имя бескорыстного самопожертвования – нечто совершенно иное». Так это изложено в ее воспоминаниях. Но все эти мысли не были истинным мотивом для ее побега.
И даже дикая сцена публичного и жестокого избиения Марии в связи с пропажей лошади тоже не стала весомым поводом для бегства. Отбившие ее от разъяренного сожителя другие ссыльные посоветовали показать Якова врачу, который посещал Амгу раз в месяц. Врач при осмотре обнаружил серьезные проблемы с нервной системой сожителя и сообщил, что жить рядом с ним опасно, поскольку он может убить из-за пустяка. «Доктор настаивал, — вспоминала Бочкарёва, — на моем немедленном отъезде. Но я колебалась». Лишь после очередной попытки ее убийства сожителем Мария окончательно решилась на побег. При этом никаких мыслей о войне на тот момент у нее не возникало. Главное было спасти свою жизнь.
Но по сюжету книги «Яшка» загадочным образом сразу после этих переживаний за свою жизнь совершенно не логично опять всплывают размышления Бочкарёвой о войне. При чтении это воспринимается в качестве какого-то инородного текстового блока-вставки. «Воображение денно и нощно, — вспоминает она, — уносило меня на поля сражений…». Интересно, каким образом неграмотная женщина, никогда не интересовавшаяся военным делом, прежде не видевшая реальных боевых действий могла себе представить или вообразить сражения на полях Первой мировой войны? К тому же и сражений то масштабных еще не было. В августе 1914 года мировой пожар войны еще только разгорался.
А далее и вовсе идут витиеватые литературные изыски под стать перу маститого писателя-романиста. «Мое сердце рвалось туда – в кипящий котел войны, — читаем на очередной странице книги «Яшка», — чтобы принять крещение в огне и закалиться в лаве. Мною овладел дух самопожертвования. Моя страна звала меня. И какая-то непреодолимая внутренняя сила толкала вперед…». Здесь среди красивостей фигур речи, о которых вряд ли имела хоть какое-то представление неграмотная сибирячка из социальных низов общества, в глаза бросается фраза про ее дух самопожертвования. Бежать от сожителя из-за риска быть им убитой ради того, чтобы принести свою молодую жизнь в жертву на войне? Логика и здравый смысл здесь бессильны.
Размышления о войне подталкивали к действиям

Конечно, с исторической точностью восстановить подлинные мотивы ее стремления попасть в военное время в армейские ряды спустя целое столетие вряд ли возможно. Остается только вновь обратиться к ее воспоминаниям и протоколам допросов в ВЧК, где она упоминала о том, что подвигло ее на ратную службу. Ну, и по возможности, сопоставляя и анализируя иные источники, попытаться установить истинные истоки ее последующих поступков и действий. Так зачем же молодая женщина так стремилась встать под армейские знамена?

В книге «Яшка» названы цели и мотивы этого судьбоносного для нее решения. Приведем их дословно в изложении от имени самой М. Бочкарёвой в качестве базовых мотивов в ее стремлении попасть на военную службу. «И действительно, мысль спасти Яшу… полностью овладела моим воображением. Но можно ли сделать это иначе, чем отличившись на войне, написать прошение царю в его защиту?
Так вновь и вновь мысли мои возвращались к войне. Я попросила знакомого написать от моего имени письмо Яше. Извинившись, что так неожиданно покидаю его, я сообщила о своем намерении отправиться в Томск, чтобы записаться в армию солдатом, уйти на фронт, проявить себя там, а потом обратиться к царю с прошением о помиловании, дабы государь позволил нам вернуться к мирной жизни в Сретенске. Таков был мой план…».
Кратко размышления Марии можно изложить в виде определенной цепочки названных ею целей и последующих действий.
Основной мотив и главная цель – спасти сожителя Якова Бука от тяжести и лишений ссыльной жизни, добившись его освобождения от отбытия наказания.

Промежуточные цели на пути к конечному результату:
1) Поступить на военную службу.
2) Попасть на фронт.
3) Отличиться на войне.
4) Обратиться к царю с прошением о помиловании Якова.
5) Вернуться вместе с ним к мирной жизни в Сретинске, где жили родители Бука.

И, как видим, в ее во многом фантазийном «плане» не нашлось места самопожертвованию и ее неизбежной гибели на войне за Веру, Царя и Отечество. Все складно изложено с расчетом на благополучный исход и счастливую мирную жизнь в понравившемся ей забайкальском городке Сретинске.

Мотивы на все случаи жизни

Из приведенных откровений самой главной героини книги «Яшка», в изложении Дон Левина, видно, что изначально решение Марии Бочкарёвой было внутренне мотивировано, носило сугубо личный, бытовой характер и никоим образом не было проявлением ее патриотического или верноподданнического порыва. Вместе с тем, Мария впоследствии, в зависимости от жизненных обстоятельств и конкретной ситуации, неоднократно изменяла свой рассказ о том, что же на самом деле послужило мотивом для молодой сибирячки, чтобы подвергнуть себя не только тяготам и лишениям военной службы, но и риску погибнуть на войне. Случалось, что она кардинально изменяла свою мотивацию военного служения Отечеству в интересах достижения поставленных перед собой целей, используя помощь и советы других людей. Так, к примеру, было чуть позже в случае с советом неизвестного офицера 25-го запасного батальона в Томске выделить свои патриотические чувства в прошении о зачислении на добровольную военную службу.
Менялись времена, изменялись и формулировки ее мотивов поступления на военную службу. Иногда, в зависимости от ситуации, она сводила объяснение своего желания пойти на фронт до понятной для простых людей причины. Например, в солдатской среде и простым обывателям она часто говорила, что пошла на войну, чтобы отомстить германцам за смерть мужа-солдата на фронте. Этот выдуманный предлог она сочла подходящим объяснением, хотя на самом деле Афанасий Бочкарёв живым вернулся с войны.
Затем уже в 1920 году на допросах в ВЧК она вновь заявила следователю: «На войну в 1914 году я пошла из чувства патриотизма и желала умереть за родину». Так что истинные, глубинные мотивы ее поступления в армейские ряды до конца непонятны. Вполне возможно, что они переплелись и трансформировались в соответствии с определенными периодами ее жизни и военной службы или адаптировались под определенные жизненные ситуации.

Внутренний диалог и новые мысли о своей пользе на войне

Все судьбоносные перемены в ее жизни произойдут немного позже. А пока бывшая добровольно-ссыльная Мария Бочкарёва почти 2 месяца добиралась до ставшего родным Томска. Этот долгий путь был непростым. Пришлось кое-где идти пешком, плыть на барже, ехать поездом. Якутский сопровождающий (или конвоир?) покинул ее в Иркутске и далее свой путь она продолжала самостоятельно.
И вот она наконец-то после 6-ти лет отсутствия оказалась в знакомом подвале, где вот уже 17 лет жили ее родители. Даже дома Мария не отказалась от задуманного, хотя ее и одолевали различные сомнения. В душе она, конечно, понимала, что война – это не женское дело. К тому же в ее сердце по-прежнему томилось желание вернуться к Якову. Но она сумела подавить в себе и сомнения, и желания. Позже на страницах книги «Яшка» она вспоминала: «Я … приняла роковое решение: пойду на войну и буду сражаться до последнего вздоха… Я буду защищать Родину и помогать тем несчастным на поле боя, кто уже пожертвовал собой ради нее». Как видим, в это время у нее появился еще один мотивирующий фактор для выбора военной службы – это оказание помощи на передовой раненным в ходе боевых действий.
Бочкарёва вспоминала: «Шел ноябрь 1914 года. Укрепившись в своем решении, я твердым шагом направилась к штабу 25-го… батальона, расквартированного в Томске». Это была для нее совершенно новая и неизвестная дорога военной жизни, которую она решила для себя выбрать в условиях разгоравшегося пожара мировой войны. Однако она вряд ли даже догадывалась о том, что по законам Российской империи никаким ее планам о военной службе не суждено было бы сбыться, если бы не вмешались Его Величество и Случай. Но это уже другая история.
Автор: Михаил Сухоруков
Использованы фотографии: bsk.nios.ru

Даже век спустя жизнь и судьба М. Бочкаревой вызывают интерес у наших современников. И многие хотели бы узнать больше правдивых сведений о ней, поскольку прижизненно созданные социальные мифы о женщине-доброволице были дополнительно искажены в последующие десятилетия. Советская историография рисовала ее образ в негативных тонах и наделяла враждебными намерениями к власти большевиков. Продолжим восстанавливать историческую правду и разбираться в делах, поступках и мотивах простой сибирячки Марии Бочкарёвой, стремившейся занять место в армейском строю. Борьба противоположных мотивов Марию Бочкарёву можно смело отнести к числу тех людей, кто обладает практической сметкой и ориентирован на реальные действия в пределах доступного и возможного на конкретный момент. Во всяком случае, вся ее предыдущая 25-летняя жизнь свидетельствовала об этом. При этом она была способна на решительные шаги, кардинально менявшие ее повседневную жизнь. И всегда старалась доводить до конца начатое дело, не всегда при этом проявляя разумную гибкость в решениях и уступчивость в сложных или угрожающих ситуациях. Но внутренние сомнения в правильности тех или иных действий, несмотря на силу воли и характера, ей тоже были присущи. Поэтому, покидая в осенние дни первого военного года далекую якутскую Амгу, она прислушивалась к внутреннему голосу и ощущениям инстинкта самосохранения. Учитывала она и советы доктора относительно болезненного психического состояния гражданского мужа — ссыльного Якова Бука. Вместе с тем, ее не покидали сомнения и чувство вины перед сожителем за вынужденное бегство, вызванное опасениями за свою жизнь. Во всяком случае такое складывается впечатление при прочтении страниц ее воспоминаний. При этом невольно в поле зрения читателя попадает некая искусственность не свойственных ей книжных рассуждений о внезапном стремлении встать в ряды защитников Отечества. Возникает противопоставление мотивов личных и общественных, которое у читателя книги «Яшка» временами может вызывать ощущение непонимания смысла текста и логики его изложения. В одном случае главным мотивом ее бегства от сожителя является реальная угроза ее жизни. Отсюда основная цель всех ее действий и поступков – это тайно покинуть место ссылки и вернуться в Томск к родителям. А параллельно существующий в ее сознании другой базовый мотив заключается в стремлении попасть на войну, чтобы принести себя в жертву во благо Отечества. Для этого ей необходимо было поступить на военную службу и отправиться на фронт. Однако погибать за Родину она не собиралась. На фронте ей надо было обязательно отличиться, чтобы потом обратиться к Николаю II с прошением о помиловании Якова. Здесь опять на первый план выступает личный мотив. На многих страницах книги «Яшка» явно просматривается рука американского журналиста Исаака Дон Левина, записавшего ее рассказы о своей жизни летом 1918 года в далекой Америке. Вполне возможно, что, готовя запись ее воспоминаний к изданию, Дон Левин добавлял в текст какие-то свои мысли и материалы. Вот, к примеру, эпизод, якобы ее, личных впечатлений в связи с начавшейся Первой мировой войной. «Старики, воевавшие в Крымской войне, в турецкой компании 1877-1878 годов и в русско-японской войне, — как бы вспоминала она на страницах книги «Яшка», — говорили, что никогда прежде не видели такого подъема духа. Это были возвышенные, великолепные и незабываемые минуты жизни. Они завладели моей душой…». Все бы было хорошо, но только здесь Мария, рассказывает о событиях августа 1914 года, когда она находилась в ссыльном якутском селении Амга. И найти там среди нескольких сотен его обывателей из числа политических ссыльных и местных якутов тех ветеранов Крымской войны в возрасте под 80 лет и турецкой кампании в возрасте около 60 лет или даже сравнительно молодых участников войны с Японией было бы не то что сложно. Просто, скорее всего, невозможно. Во всяком случае, в открытых материалах такой информации о проживавших там ветеранах войн нет. Да и сама Мария Леонтьевна нигде прежде не упоминала о каких-либо контактах с участниками войн. Как известно, она была неграмотна и не интересовалась политическими вопросами или общественной жизнью в местах своего пребывания. Не демонстрировала она публично своих патриотических или религиозных чувств и верноподданнических устремлений. Мария целиком и полностью была ориентирована на личный успех, материальное и семейное благополучие. И на этом пути она не рассчитывала на чью-то помощь или поддержку. Все, что ей удавалось достичь, доставалось ей тяжелым трудом. Но, получив с детских лет хорошую трудовую закалку, возможные тяготы и невзгоды ее не страшили. Поэтому за новые дела она бралась решительно и без опаски, что не справится. Обратная дорога к вольной жизни Добравшись без особых приключений до Якутска, она узнала о вступившем в должность новом губернаторе. Обратившись к нему с просьбой о помощи в возвращении домой, Бочкарёва к ее радости встретила понимание и поддержку с его стороны. Помимо выдачи билета за казенный счет до Томска, ей выделили сопровождающего для охраны. Это место в воспоминаниях Марии не совсем понятно. Охрана от кого? Яков остался за 200 верст от Якутска, других злодеев она не называла. Или это был ее конвоир, с учетом того, что она возвращалась из ссыльных мест? Неясно, был ли у нее паспорт на руках или ей были выданы какие-то документы в Якутске? Если она ехала без документов, тогда роль сопровождающего была бы понятна. Мысль об участии в войне с германцами впервые пришла ей в голову по, казалось бы, совершенно не связанному с этим поводу. Это, скорее всего, был просто криминальный случай. Один политических ссыльных обманным способом выпросил у нее лошадь для побега из ссылки. Обещал оставить лошадь у знакомых якутов, но обманул. Страшась гнева и неизбежной расправы со стороны сожителя, она впервые подумала о побеге на войну как о спасении. Но почему-то задумалась она не о спасении личном, сколько о спасении Отечества от супостата. «Ступай на войну и помоги спасти свою страну!» — взывал внутренний голос. – вспоминала она. — Покинуть Яшу ради собственного блага казалось мне почти немыслимым. Но оставить его и пойти на фронт во имя бескорыстного самопожертвования – нечто совершенно иное». Так это изложено в ее воспоминаниях. Но все эти мысли не были истинным мотивом для ее побега. И даже дикая сцена публичного и жестокого избиения Марии в связи с пропажей лошади тоже не стала весомым поводом для бегства. Отбившие ее от разъяренного сожителя другие ссыльные посоветовали показать Якова врачу, который посещал Амгу раз в месяц. Врач при осмотре обнаружил серьезные проблемы с нервной системой сожителя и сообщил, что жить рядом с ним опасно, поскольку он может убить из-за пустяка. «Доктор настаивал, — вспоминала Бочкарёва, — на моем немедленном отъезде. Но я колебалась». Лишь после очередной попытки ее убийства сожителем Мария окончательно решилась на побег. При этом никаких мыслей о войне на тот момент у нее не возникало. Главное было спасти свою жизнь. Но по сюжету книги «Яшка» загадочным образом сразу после этих переживаний за свою жизнь совершенно не логично опять всплывают размышления Бочкарёвой о войне. При чтении это воспринимается в качестве какого-то инородного текстового блока-вставки. «Воображение денно и нощно, — вспоминает она, — уносило меня на поля сражений…». Интересно, каким образом неграмотная женщина, никогда не интересовавшаяся военным делом, прежде не видевшая реальных боевых действий могла себе представить или вообразить сражения на полях Первой мировой войны? К тому же и сражений то масштабных еще не было. В августе 1914 года мировой пожар войны еще только разгорался. А далее и вовсе идут витиеватые литературные изыски под стать перу маститого писателя-романиста. «Мое сердце рвалось туда – в кипящий котел войны, — читаем на очередной странице книги «Яшка», — чтобы принять крещение в огне и закалиться в лаве. Мною овладел дух самопожертвования. Моя страна звала меня. И какая-то непреодолимая внутренняя сила толкала вперед…». Здесь среди красивостей фигур речи, о которых вряд ли имела хоть какое-то представление неграмотная сибирячка из социальных низов общества, в глаза бросается фраза про ее дух самопожертвования. Бежать от сожителя из-за риска быть им убитой ради того, чтобы принести свою молодую жизнь в жертву на войне? Логика и здравый смысл здесь бессильны. Размышления о войне подталкивали к действиям Конечно, с исторической точностью восстановить подлинные мотивы ее стремления попасть в военное время в армейские ряды спустя целое столетие вряд ли возможно. Остается только вновь обратиться к ее воспоминаниям и протоколам допросов в ВЧК, где она упоминала о том, что подвигло ее на ратную службу. Ну, и по возможности, сопоставляя и анализируя иные источники, попытаться установить истинные истоки ее последующих поступков и действий. Так зачем же молодая женщина так стремилась встать под армейские знамена? В книге «Яшка» названы цели и мотивы этого судьбоносного для нее решения. Приведем их дословно в изложении от имени самой М. Бочкарёвой в качестве базовых мотивов в ее стремлении попасть на военную службу. «И действительно, мысль спасти Яшу… полностью овладела моим воображением. Но можно ли сделать это иначе, чем отличившись на войне, написать прошение царю в его защиту? Так вновь и вновь мысли мои возвращались к войне. Я попросила знакомого написать от моего имени письмо Яше. Извинившись, что так неожиданно покидаю его, я сообщила о своем намерении отправиться в Томск, чтобы записаться в армию солдатом, уйти на фронт, проявить себя там, а потом обратиться к царю с прошением о помиловании, дабы государь позволил нам вернуться к мирной жизни в Сретенске. Таков был мой план…». Кратко размышления Марии можно изложить в виде определенной цепочки названных ею целей и последующих действий. Основной мотив и главная цель – спасти сожителя Якова Бука от тяжести и лишений ссыльной жизни, добившись его освобождения от отбытия наказания. Промежуточные цели на пути к конечному результату: 1) Поступить

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl